АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г. Ижевск, ул. Свободы, 139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-2399/2008
09 апреля 2008г. А31
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 09 апреля 2008г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной
при ведении судьей протокола судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «ТВС», г.Ижевск
к Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, г.Ижевск
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
В судебном заседании присутствовали:
от заявителя: ФИО1- по дов. № 02 от 15.01.08г.
от ответчика: ФИО2 нач. отд., по дов. № 04-02/216 от 04.04.08г. (уд. №004 от 01.06.07г.).
Общество с ограниченной ответственностью «ТВС», г. Ижевск (далее ООО «ТВС») обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, г.Ижевска (далее- Инспекция Госстройнадзора УР) № 04-04/2 от 18.03.2008г. о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
В обоснование заявленного требования, общество указало, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности № 04-04/2 от 18.03.2008г. подлежит отмене, т.к. административным органом не доказан факт наличия события административного правонарушения. Дата 09.11.2007г. на сопроводительном письме была проставлена ошибочно, фактически отчетность была сдана своевременно. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания вынесено с нарушением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ. Примененное наказание не соответствует характеру совершенного правонарушения, назначено без учета смягчающих вину обстоятельств. Данное правонарушение является малозначительным.
Ответчик требование заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Отчетность за 3 квартал 2007г. ООО «ТВС» представило 12.11.2007г., с нарушением предусмотренного срока, что подтверждается датой в сопроводительном письме. Предположение заявителя о том, что дата в сопроводительном письме может быть ошибочной, в ходе производства по административному делу не подтвердилось, доказательств указывающих на то, что дата была проставлена ошибочно, заявителем не представлялось. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Постановление вынесено 18.03.2008г., т.е. срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек. Срок для составления протокола не является пресекательным и не может свидетельствовать о нарушении прав заявителя.
По материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлено.
12.11.2007г. Инспекцией Госстройнадзора УР проведена проверка по представлению ООО «ТВС» (застройщиком) ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В ходе проверки Инспекцией Госстройнадзора УР установлено, что ООО «ТВС» представлена отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2007г. с нарушением срока, установленного п.3 ч.5 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и п. 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утв. Постановление Правительства РФ от 07.10.2005г. № 645. Отчетность ООО «ТВС» за 2 квартал 2007г. была представлена 07.08.2007г., при сроке представления не позднее 30.07.3007г., а за 3 квартал 2007г. была представлена 12.11.2007г., при сроке представления не позднее 30.10.2007г.
18.03.2007г. Инспекцией Госстройнадзора УР вынесено постановление № 04-04/4 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, за непредставление отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2007г., в связи с малозначительностью данного правонарушения.
По факту правонарушения Инспекцией Госстройнадзора УР составлен протокол об административном правонарушении № 04-05/4 от 28.02.2008г. и вынесено постановление № 04-04/2 от 18.03.2008г. о привлечении ООО «ТВС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в виде взыскания штрафа в сумме 100000 руб.
Считая вынесенное постановление №04-04/2 от 18.03.2008г. незаконным, ООО «ТВС» обратилось в Арбитражный суд УР.
Оценив представленные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.05 N 645, в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ и Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.12.2006 № 148 полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости возложены на Инспекцию государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006г. № 06-2/пз-н утверждены методические указания по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с п.1.2 Методических указаний отчетность составляется на основе индивидуальных данных застройщика, данных о создаваемых объектах недвижимости, а также данных бухгалтерского учета и отчетных документов застройщика. Отчетность должна в полном объеме отражать сведения, предусмотренные в формах отчетности застройщика (п. 1.3 Методических указаний).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005г. № 645 отчетность представляется застройщиком в установленный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Судом установлено и материалами дела (протоколом об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания) подтверждается факт несвоевременного представления ООО «ТВС» отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2007г.
Таким образом, заявителем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.28 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что дата 09.11.2007г. на сопроводительном письме к отчетности за 3 квартал 2007г. была проставлена ошибочно, судом не принимается, как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не представил доказательств, подтверждающих какую-либо иную дату сдачи отчетности.
Факт несвоевременной сдачи отчетности подтверждается и объяснениями руководителя ООО «ТВС» взятыми при составлении протокола об административном правонарушении, в которых он указал, что просрочка в представлении отчетности небольшая, в связи с чем указанное правонарушение является малозначительным.
Судом не принят во внимание довод заявителя о том, что сроки сдачи отчетности нарушены из-за необходимости представления бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа.
Как следует из представленных доказательств, в том числе из бухгалтерских документов, они сданы в налоговый орган 30.10.07г. (бухгалтерский баланс) и 29.10.07г. (отчет о прибылях и убытках), т.е. заявитель имел возможность своевременно представить отчетность в Инспекцию Госстройнадзора УР.
Довод заявителя о том, что Инспекцией Госстройнадзора УР нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, судом отклоняется, поскольку срок составления протокола, установленный ст. 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным. Такой срок носит дисциплинирующий характер, и его нарушение само по себе не является основанием для признания незаконным постановления, вынесенного на основании данного протокола.
Довод заявителя о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено с нарушением срока, судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, правонарушение совершено 12.11.2007г., постановление о назначении административного наказания вынесено 18.03.2008г., т.е. в пределах срока исковой давности привлечения к административной ответственности.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в резолютивной части постановления о назначении административного наказания №04-04/2 фраза «за 2 квартал 2007г.», указана ошибочно, следовало указать «за 3 квартал 2007г.».
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Не принят судом и довод заявителя о том, что постановление вынесено без учета смягчающих вину обстоятельств, т.к. Инспекцией Госстройнадзора УР применена ответственность в виде штрафа в минимальном размере, установленного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Не принят судом довод заявителя о том, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным.
В статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Установив малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Федеральный закон от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» признан защищать права и интересы участников долевого строительства. В данном случае несоблюдение норм указанного Федерального закона может существенно нарушить права участников долевого строительства, а именно использование привлекаемых денежных средств не по назначению, нарушение сроков ввода объекта долевого строительства в эксплуатацию.
Не принимаются судом во внимание пояснения ответчика о том, что вред от несвоевременной сдачи отчетности не наступил, т.к. на основании представленной отчетности производится оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 21.04.2006г. № 233 оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика по нормативам обеспеченности обязательств и целевого использования средств осуществляется ежеквартально. Таким образом, оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика позволит своевременно и полно принять меры по устранению нарушений прав дольщиков.
Судом также принято во внимание, что заявителем систематически нарушаются сроки представления отчетности. Отчетность за 2 квартал 2007г. представлена также с нарушением срока на 7 дней, постановлением Инспекции ФИО3 № 04-04/4 штраф не назначен, ограничились устным замечанием.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
Судом исследовался вопрос о процедуре привлечения к административной ответственности, каких-либо процессуальных нарушений привлечения к административной ответственности, судом не установлено.
Учитывая, что постановление № 04-04/2 от 18.03.2008года о назначении административного наказания вынесено в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения заявления и отмены постановления отсутствуют.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1. В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «ТВС», г. Ижевск об отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики №04-04/2 от 18 марта 2008г. «О назначении административного наказания», вынесенного в отношении ООО «ТВС», г. Ижевск, Основной государственный регистрационный номер 1041800752861, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Т.С.Коковихина