426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-24062/2018
06 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2019г.
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2019г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, Ижевск о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, выраженного в письме от 14.11.2018 №01-07/10745 по включению в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарного торгового объекта предпринимателя, об обязании Администрации города Ижевска включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город «Ижевск» нестационарный торговый объект предпринимателя,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 03.12.2018,
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 27.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО4, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований от 05.03.2019 л.д. 52) о признании незаконными отказа, выраженного в письме №01-07/10745 от 14.11.2018 Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска по включению в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод», согласно паспорта МАФ №73-02 и договора о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли №145/06 от 27.11.2006, обязании Администрации города Ижевска включить в Схему размещения нестандартных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарный торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод».
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.39-40).
Из представленных по делу доказательств следует, что 27.11.2006 между администрацией (арендодатель) и ИП ФИО4 (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли №145/06 (далее договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений общего пользования, общей площадью 42,0 кв.м по адресу ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод», по движению из центра, в кадастровом квартале 041441, согласно паспорту МАФ №73-02 (л.д.14-17). Срок действия указанного договора неоднократно продлевался (л.д. 18-24).
17.10.2018 заявитель обратился в администрацию с заявлением о включении в Схему размещения нестационарный торговый объект по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г.Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу ул.Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод», согласно паспорту МАФ № 73-02 (л.д.32).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска письмом от 14.11.2018 №01-07/10745 сообщило предпринимателю, что нестационарный торговый объект по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г.Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод» включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск», утвержденную постановлением Администрации города Ижевска от 05.03.2018 №88. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра (pkk.rosreestr.ru), место размещения с адресным ориентиром г.Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод», по ходу движения из центра, расположено в границах кадастрового квартала 18:26:041441 на землях неразграниченной государственной собственности. В настоящее время на земельный участок между Администрацией города Ижевска и предпринимателем заключен договор аренды от 27.11.2006 №145/06. Договор аренды по состоянию на 06.11.2018 не прекращен (л.д.33).
Ссылаясь на неправомерность действий администрации, связанных с отказом по включению в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарного торгового объекта предпринимателя, заявитель 06.12.2018 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований заявитель, указал, что орган местного самоуправления обязан был включить в Схему размещения нестандартных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке, предоставленный ему по договору аренды от 27.11.2006 № 145/06, который в настоящее время является действующим. Оснований для отказа, в согласовании включения объекта в Схему размещения нестационарного торгового объекта у администрации не имелось. В каждой новой редакции Схемы размещения НТО, изложенной в постановлениях администрации от 10.02.2017 №34, от 05.03.2018 №88, исключаются идентифицирующие признаки НТО, в частности: основание размещения НТО (договор аренды/иной договор, №, дата, срок), использование НТО субъектом малого или среднего предпринимательства, площадь НТО согласно МАФ. При таких обстоятельствах невозможно установить включение того / иного павильона в Схему размещения. Утверждение схемы размещения нестационарных объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Администрация неправильно трактует идентифицирующий признак НТО, подлежащий включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, используя термин - «место размещения нестационарного торгового объекта», в то время, как приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 21 августа 2015 года № 65 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики» императивно используется термин - «включение нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов». Каких-то иных способов трактования этого термина законодателем не предусмотрено. Применяя термин, изменяющий правовой смысл, заложенный законодателем, ответчик неправильно трактует идентифицирующий признак нестационарного торгового объекта, подлежащий включению в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Администрация, возражая против удовлетворения заявления, указала, что нестационарный торговый объект по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г.Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод» включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск», утвержденную постановлением Администрации города Ижевска от 05.03.2-18 №88. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждалась в новой редакции, но место размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с указанным адресным ориентиром сохранялось. На сегодняшний день на земельном участке с указанными адресными ориентирами размещен нестационарный торговый объект, принадлежащий заявителю. Утверждение схемы размещения нестационарного торгового объекта, а равно как, и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарного торгового объекта, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Таким образом, законодательством не предусмотрено включение в Схему всех нестационарных торговых объектов, функционирующих до ее утверждения. Положения Закона № 381-ФЗ в части сохранения мест размещения нестационарных торговых объектов, установленных до утверждения схемы, не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту. Кроме того, заявителем пропущен срок на обращение в суд, который должен исчисляться с 15.05.2017.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. При этом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта подается в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.117 АПК РФ суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (ч.3 ст.117 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, о нарушении своих прав заявитель узнал 14.11.2018, из письма №01-07/10745 Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска об отказе во включение в Схему размещения нестационарного торгового объекта.
С заявлением в суд предприниматель обратился 06.12.2018 (согласно штампу входящей корреспонденции суда), то есть в пределах трехмесячного срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя (статья 65 АПК РФ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли относится к вопросам местного значения.
Пунктом 16 статьи 44 Устава города Ижевска к полномочиям администрации отнесено решение вопросов местного значения по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии со статьей 50 Устава города Ижевска в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты - постановления и распоряжения Администрации города; распоряжения и приказы Первого заместителя Главы Администрации города.
Постановлением администрации от 10.02.2017 №34 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город «Ижевск», в которую включено место размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с адресным ориентиром: в 26 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод» (по движению из центра) (строка 42 Ленинский район).
Постановлениями администрации от 12.05.2017 №194 и от 05.03.2018 №88 Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена в новой редакции, место размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с адресным ориентиром: в 26 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод» (по движению из центра), принадлежащего заявителю, сохранено (строки 39 и 42 Ленинский район соответственно).
Постановления администрации от 12.05.2017 №194 и от 05.03.2018 №88, на основании которых были внесены изменения в существующую Схему, в установленном порядке не оспорены и недействующими не признаны.
Применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя в сфере его торговой деятельности со стороны администрации.
В соответствии с ч.5 ст. 10 Закона №381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Схема размещения нестационарных торговых объектов не является персонифицированной, не обращена к конкретному хозяйствующему субъекту, а касается непосредственно только определения места размещения такого объекта.
Определение конкретного места размещения нестационарного торгового объекта не обусловлено созданием конкретного хозяйствующего субъекта для осуществления торговой деятельности, а не включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения не обуславливает прекращение деятельности хозяйствующим субъектом.
Орган местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также перечисленных выше целей, свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены безусловным правом требовать включения в схему конкретных мест (адресов) нестационарных торговых объектов, в том числе, уже действующих на момент утверждения схемы.
Существующая Схема размещения нестационарных торговых объектов содержит информацию о порядковом номере нестационарного торгового объекта, буквенное обозначение района города, вид нестационарного торгового объекта, адресный ориентир нестационарного торгового объекта, специализацию (ассортиментный перечень реализуемой продукции), площадь размещения нестационарного торгового объекта. Место размещения нестационарного торгового объекта предпринимателя включено в схему, утвержденную компетентным органом.
Предприниматель реализовал право на размещение нестационарного торгового объекта путем заключения договора аренды №146/05. Стороны в ходе судебного разбирательства подтвердили, что договор с предпринимателем является действующим на неопределенный срок.
05.10.2018 принят Закон Удмуртской Республики №61-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики».
Согласно статье 2 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Договор без проведения аукциона заключается с хозяйствующим субъектом, с которым у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта при наличии в совокупности следующих условий:
1) место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования;
2) договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, заключенный уполномоченным органом с хозяйствующим субъектом, является действующим на день подачи заявления о заключении договора;
3) у хозяйствующего субъекта на день подачи заявления о заключении договора отсутствует просроченная задолженность по оплате по договору аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта;
4) в период действия договора аренды земельного участка отсутствовали факты нарушения на нестационарном торговом объекте статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», подтвержденные вступившими в законную силу постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).
Постановлением администрации от 18.12.2018 №1127 утверждено Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» без проведения аукциона.
Доказательств обращения предпринимателя с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства, неправомерного отказа органа местного самоуправления в заключении соответствующего договора материалы дела не содержат.
Поскольку нормативным правовым актом Удмуртской Республики предусмотрено, что основанием для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов является договор на размещение нестационарного торгового объекта, сам по себе факт не включения определенного торгового объекта в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов при наличии в ней сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта и наличии действующего договора о предоставлении земельного участка права заявителя не нарушает.
На основании изложенного, совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемых действий администрации, отсутствует. Требования заявителя о признании незаконными действий администрации по включению в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод», согласно паспорта МАФ №73-02 и договора о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли №145/06 от 27.11.2006, удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя судом отклоняются, поскольку не послужили препятствием для реализации права на судебную защиту и не нарушили права заявителя.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения и согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. В силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ижевск о признании незаконными отказа, выраженного в письме №01-07/10745 от 14.11.2018 Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска по включению в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод», согласно паспорта МАФ №73-02 и договора о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли №145/06 от 27.11.2006, обязании Администрации города Ижевска включить в Схему размещения нестандартных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарный торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта «Завод минеральных вод», отказать.
2. Выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Ижевск справку на возврат из федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку ордеру от 06.12.2018 №68.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина