АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-2418/2014
12 мая 2014года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.А.Бушуевой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилфонд», г.Ижевск об оспаривании постановления Административной комиссии при Администрации города Ижевска,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Управляющая компания «Жилфонд» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации города Ижевска о назначении административного наказания от 19.02.2014 № 78.
Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В соответствии со ст. 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Оспариваемое постановление получено ООО «УК «Жилфонд» 26.02.2014, в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании общество обратилось 07.03.2014.
Таким образом, срок на обращение в суд заявителем не пропущен, оснований для рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока не имеется.
Как следует из представленных доказательств, 10.02.2014 с 15час.16мин. до 15час. 20мин. и 11.02.2014 с 10час. 00мин. до 10час. 05мин. при осмотре территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому № 56 по ул. Лихвинцева г. Ижевска, установлено, что не проводятся работы по удалению снега с проезжей части придомовой территории, в результате образовалась колея.
Согласно информации официальных сайтов www.izh.ru, ООО «УК «Жилфонд» ук-жилфонд.рф, Муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.izhmfc.ru ООО «УК «Жилфонд» является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
По итогам проверки составлены акты осмотра территории (объекта) от 10.02.2014, 11.02.2014 с фототаблицами к ним.
Извещение-вызов от 11.02.2014 на составление протокола об административном правонарушении получено ООО «УК «Жилфонд» 12.02.2014 вх. № жф-306, о чем имеется отметка.
13.02.2014 по факту нарушения пп. 3.1.3, 4.5.1, 4.6.3.5, 4.6.3.8 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 № 308 (далее Правила благоустройства №308) административной комиссией в присутствии представителя ФИО1 по доверенности от 05.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении №26.
Протокол от 13.02.2014 №26, содержащий сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, получен ООО «УК «Жилфонд», что подтверждается отметкой о получении.
Постановлением Административной комиссии при Администрации г.Ижевска от 19.02.2014 №78 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», в виде штрафа в размере 15000 руб.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в действиях ООО «УК» Жилфонд» отсутствует состав административного правонарушения. Заявитель ссылается на то, что согласно плану земельного участка, расположенного по адресу: <...>, проезжая часть дороги, на которой выявлено правонарушение, не является придомовой территорией данного дома. Согласно должностной инструкции по уборке придомовых территорий сотрудник ООО «УК «Жилфонд» (дворник) ежедневно в период времени с 07-30 час. до 10-00 час. осуществляет обход и уборку закрепленной за ним территории. 10.02.2014 и 11.02.2014 уборка придомовой территории дома №56 по ул. Лихвинцева г. Ижевска осуществлялась в период времени с 07-00 час. до 10-00 час. Заявитель также ссылается на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации Администрация города Ижевска и ее структурные подразделения не наделены полномочиями осуществлять жилищный надзор. В нарушение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не издавался приказ о проведении проверки, отсутствует акт проверки. В нарушение ст. 27.8 КоАП РФ протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, отсутствует.
Административная комиссия требование заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает, что факт совершения ответчиком административного правонарушения материалами дела подтверждается, постановление вынесено в соответствии с требованиями закона и является законным и обоснованным. Вина общества в совершении правонарушения установлена.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Правилами благоустройства №308 установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Объект благоустройства - территория (в том числе территория предприятий, учреждений, организаций, земельных участков многоквартирных домов, объектов социального и культурно-бытового назначения, территория общего пользования), здание, строение, сооружение, объекты природного, антропогенного или природно-антропогенного происхождения, которые подлежат содержанию и в отношении которых должны осуществляться работы по благоустройству. Содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ (в том числе очистка и уборка), обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое и техническое состояние, а также безопасность (раздел 2 Правил благоустройства №308).
В соответствии с п. 3.1.3 Правил благоустройства № 308 в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
В целях обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске запрещается загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства (п. 3.2.1 Правил благоустройства № 308).
Согласно п.п. 4.1, 4.2 Правил благоустройства № 308 физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются: в весенне-летний период - с 15 апреля по 31 октября; в осенне-зимний период - с 1 ноября по 14 апреля (п.4.3 Правил благоустройства № 308).
Мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; погрузку и вывоз снега; в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами (далее - ПГМ); удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега; рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы); работы по уборке территорий от мусора, грязи, опавших листьев; подметание территорий (п.4.5.1 Правил благоустройства № 308).
Пунктом 4.6.1 Правил благоустройства № 308 установлено, что организация, осуществляющая управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечить благоустройство и содержание территории многоквартирного дома в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), а также настоящими Правилами, в том числе осуществлять уборку территории многоквартирного дома.
Согласно п. 4.6.3.1 Правил благоустройства № 308 выполнение зимних уборочных работ должно осуществляться с периодичностью, установленной требованиями Правил и норм технической эксплуатации.
Очистку покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения рекомендуется производить машинами с плужно-щеточным оборудованием. Выполнение данных работ должно осуществляться не реже 1 раза в 3 суток (п. 4.6.3.2 Правил благоустройства № 308).
Все работы по укладке снега в валы и кучи на территории многоквартирного дома должны быть закончены не позднее сроков, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации, но не позднее 12 часов с момента окончания снегопада (п. 4.6.3.3 Правил благоустройства № 308).
Участки тротуаров, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Складируемый снег должен быть вывезен до наступления весенне-летнего периода (п. 4.6.3.4 Правил благоустройства № 308).
Снег при ручной уборке тротуаров у подходов к подъездам должен убираться полностью под скребок. Тротуары, за исключением тротуаров у подходов к подъезду, следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (п. 4.6.3.5 Правил благоустройства № 308).
Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями, уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (п. 4.6.3.8 Правил благоустройства № 308).
Материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем указанных пунктов Правил № 308, выразившийся в том, что 10.02.2014 и 11.02.2014 проезжая часть придомовой территории дома № 56 по ул. Лихвинцева г.Ижевска не очищена от снега, имеется колея.
Указанные обстоятельства образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя установлена административной комиссией и подтверждена материалами административного дела. Материалы дела не содержат доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований муниципальных правовых актов, касающихся порядка организации благоустройства и содержания объектов благоустройства в городе Ижевске, а также доказательств невозможности соблюдения указанных требований.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя заявителя и при наличии доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола, постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте вынесении постановления. Административная комиссия действовала в соответствии с полномочиями, определенными Законом Удмуртской Республики от 17.09.2007 № 53-РЗ «Об административных комиссиях в Удмуртской Республике». Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной ст.11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений». Санкция применена в минимальном размере. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Согласно статье 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств при рассмотрении дела судом не установлено, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется. В удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Доводы заявителя судом отклоняются.
Так, отклоняется довод заявителя о том, что нахождение проезжей части, на которой имеется колея, не является придомовой территорией дома № 56 по ул.Лихвинцева г.Ижевска, поскольку противоречит плану границ земельного участка.
Отклоняется довод заявителя о том, что уборка придомовой территории была проведена своевременно, поскольку опровергается представленными административной комиссией в материалы дела фотографиями и актами осмотра территории. Факт проведения обществом в спорный период работ по очистке территории от снега подтверждения в материалах дела не нашел.
Также отклоняются доводы о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями в сфере государственного контроля за содержанием жилищного фонда.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа. В силу п.6 ч.1 ст.16 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относится также осуществление муниципального жилищного контроля.
Подлежат отклонению доводы заявителя о том, что должностными лицами перед началом внеплановой проверки ООО «УК «Жилфонд» не выполнены нормы, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, акты осмотров от 10 и 11 февраля 2014 года не оформлены в установленной законом форме.
В данном случае объектом контроля являлась территория города, а не принадлежащих юридическому лицу помещений или территорий. В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Из материалов дела не следует, что при проведении проверки требовалось взаимодействие заявителя и органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, на заявителя не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований проверяющего органа. Следовательно, оснований для применения указанного закона не имеется.
Довод об отсутствии протокола осмотра отклоняется, поскольку в данном случае действия в соответствии ст. 27.8 КоАП РФ административным органом не производились.
Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации города Ижевска от 19.02.2014 № 78 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилфонд», г.Ижевск.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.А.Бушуева