ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-24389/18 от 14.02.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск

Дело № А71- 24389/2018  

20 февраля 2019г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2019 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.М.Долговой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» г.Ижевск к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике г.Ижевск о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2018 по делу об административном правонарушении № 83 о наложении административного штрафа 

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.12.2017;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 17.01.2019;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» (далее ООО «УКС», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом устного ходатайства об уточнении номера и даты оспариваемого постановления, принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее – Удмуртстат, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2018 по делу об административном правонарушении № 83 о наложении административного штрафа.

Определением суда от 13.12.2018 вышеуказанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в упрощенном порядке с присвоением делу № А71-24389/2018.

На основании определения от 18.01.2019 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Определением суда от 18.01.2019 лицам, участвующим в деле разъяснялась возможность перехода в судебное заседание первой инстанции и рассмотрения спора по существу в данном судебном заседании.

С согласия представителей сторон, присутствующих в предварительном судебном заседании на основании п. 4 ст. 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в суде первой инстанции.

В судебном заседании рассмотрено ходатайство заявителя об отказе от заявления о признании незаконным постановления от 28.11.2018 № 83 в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что является основанием для прекращения производства по делу на основании
п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Судом в удовлетворении заявленного ходатайства отказано, о чем вынесено протокольное определение. Дело рассмотрено по существу заявленных требований.

В обоснование заявленных требований общество указало, что допущенное правонарушение является малозначительным, поскольку правонарушение совершено впервые, отчет был представлен, что свидетельствует об отсутствии со стороны ООО «УКС» пренебрежительного отношения к выполнению своих публично-правовых обязанностей. При рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность: раскаяние и добровольное прекращение противоправного поведения. Дополнительно ходатайствует о рассмотрении вопроса о возможности применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и замене административного штрафа на предупреждение.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что совершенное ООО «УКС» правонарушение не может быть квалифицированно как малозначительное, поскольку нарушение требований закона о предоставлении статистической информации имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным контролем государства, при этом совершенное обществом административное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении к законодательству о предоставлении статистических данных.

Из представленных по делу доказательств следует, что 17.10.2018 специалистом-экспертом отдела статистики строительства, инвестиций и ЖКХ Удмуртстата ФИО3 установлено, что в установленный срок 10.10.2018 ООО «УКС» не представлена за 2018 год форма федерального статистического наблюдения № ИАП «Обследование инвестиционной активности организации», в соответствии с приказом Росстата от 30.08.2017 № 562, что свидетельствует о невыполнении обществом п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

В адрес ООО «УКС» направлено уведомление-вызов о необходимости явки 08.11.2018 в 14:00 часов в Удмуртстат по адресу: г. Ижевск,
ул. Красноармейская, д. 169, каб. 418 для составления протокола об административном правонарушении.

08.11.2018 уполномоченным лицом административного органа в присутствии представителя общества ФИО1 в отношении
ООО «УКС» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, административным органомв присутствии представителя общества ФИО1 вынесено постановление от 28.11.2018 по делу об административном правонарушении № 83 о наложении административного штрафа о привлечении к административной ответственности ООО «УКС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007
№ 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее Закон № 282-ФЗ) респонденты, за исключением респондентов, указанных в ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (п. 9 ст. 8 Закона № 282-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (далее Постановление № 620) утверждено соответствующее Положение, которое в соответствии с п. 1 определяет условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

Согласно п. 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в п. 3 Положения № 620, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Пунктом 3 Положения № 620 установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Приказом Росстата от 30.08.2017 № 562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению № ИАП «Обследование инвестиционной активности организаций» (приложение № 4).

Согласно указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ИАП «Обследование инвестиционной активности организации» заполняется на основании информации руководителя организации (менеджера) по состоянию на 10 октября отчетного года и предоставляется территориальному органу Федеральной службы государственной статистики в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.

Следовательно, форма федерального статистического наблюдения
№ ИАП за 2018 год должна была быть представлена ООО «УКС» в Удмуртстат не позднее 10.10.2018.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ООО «УКС» представило форму федерального статистического наблюдения № ИАП за 2018 год в Удмуртстат 17.10.2018, т.е. за пределами установленного срока.

Указанные действия заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19
КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Вина ООО «УКС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Доказательств невозможности соблюдения обществом соответствующих сроков представления формы статистического наблюдения № ИАП за 2018 год в материалах дела не имеется. Каких-либо доказательств объективной невозможности исполнения требований нормативно-правовых актов, обществом не представлено.

Таким образом, наличие состава вменяемого заявителю административного правонарушения материалами дела подтверждается.

Установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что ООО «УКС» пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей, с проявлением недолжной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. 

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Представленное заявителем в материалы дела уведомление от 07.12.2018 № 486085023 о снятии с учета 07.12.2018 ООО «УКС» в налоговом органе по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика не свидетельствует об автоматическом получении обществом статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Судом установлено, что в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на дату принятия настоящего решения  сведений  об ООО «УКС» не содержится.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства, соответствующих доказательств не представлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004  №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Так, не может быть отказано в квалификации административного  правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

С учетом изложенного ст. 2.9 КоАП РФ является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным в конкретных обстоятельствах.

Следовательно, применение ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении является правом суда.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд считает, что с учетом обстоятельств, на которые указал заявитель (правонарушение совершено впервые, раскаяние и добровольное прекращение противоправного поведения), правонарушение, совершенное обществом, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, защита которых является одной из задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ). Исходя из изложенного, суд, основываясь на своем внутреннем убеждении, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, считает, что имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Суд отмечает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 20 000 руб. имеет неоправданно карательный характер.

При таких обстоятельствах применение в данной ситуации нормы ст. 2.9 КоАП РФ соответствует как интересам заявителя, так и интересам государства,  учитывая, что факты составления в отношении ООО «УКС» протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам обеспечена соответствующая защита.

С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, суд пришел к выводу о наличии оснований для применения малозначительности. Суд, исходя из конституционного принципа соразмерности и справедливости наказания, считает возможным на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить ООО «УКС» от административной ответственности по малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием

Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании вышеизложенного, постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении № 863 о наложении административного штрафа от 28.11.2018 признается судом незаконным и подлежит отмене.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» удовлетворить. Постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении №83 о наложении административного штрафа от 28.11.2018, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                               Т.С. Коковихина