ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-2481/17 от 08.08.2017 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                          Дело №А71-2481/2017

11 августа 2017г.

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2017г.

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2017г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи  Н.Г. Зориной  при ведении протокола судебного заседания  секретарём судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг» г.Ижевск о признании частично недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики г.Ижевск от 25.11.2016,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Прокопьевой А.В. по доверенности от 20.02.2017,

от ответчика: Рязаповой Э.В. по доверенности от 24.09.2015,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг» (далее общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (далее управление, ответчик) от 25.11.2016 №019V12160000373 в части начисления 1686 руб. 73 коп. недоимки и 210 руб. 23 коп. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за август-сентябрь 2014 года, а также привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон №212-ФЗ) в виде штрафа в размере 337 руб. 35 коп. за неуплату сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в результате занижения базы для начисления (неправильного исчисления) страховых взносов (с учетом принятого судом заявления общества об изменении предмета заявления).

Ответчик в отзыве на заявление и в дополнении к отзыву требования не признал.

На основании определения суда от 19.05.2017 дело, первоначально принятое к рассмотрению в порядке упрощенного производства, рассмотрено на основании ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) по правилам административного судопроизводства.

Из представленных по делу доказательств, следует, что на основании решения от 09.08.2016 управлением проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

В ходе проверки установлено, в том числе, что заявитель в 2014-2015 гг. выплатил заработную плату иностранному работнику Харченко В.В. (в 2014 г. - 107632 руб. 89 коп., в 2015 г. - 145056 руб. 65 коп.), которая не включена в базу для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование. По результатам проверки управлением составлен акт выездной проверки от 21.10.2016 №019V10160000597.

Рассмотрев материалы проверки, управлением вынесено решение от 25.11.2016 №019V12160000373 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 13231 руб. 23 коп., пени за неуплату страховых взносов на ОМС в размере 1055 руб. 32 коп. Общество привлечено в ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47  Закона №212-ФЗ, за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления (неправильного исчисления) страховых взносов в виде штрафа в размере 2646 руб. 24 коп., из них за неуплату сумм страховых взносов на ОМС в размере 2590 руб. 38 коп. (с учетом решения управления об исправлении опечатки от 19.04.2017 №019V12160000373/ВП).

Заявитель обжаловал решение управления от 25.11.2016 в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения жалобы Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике обществу направлено уведомление от 09.02.2017 №16-19/1175 об оставлении жалобы без удовлетворения, решение управления от 25.11.2016 оставлено без изменения.

Несогласие заявителя с решением управления в оспариваемой части послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указал на то, что управлением при вынесении оспариваемого решения ошибочно истолкованы и, как следствие, неправильно применены нормы законодательства о страховых взносах. Руководствуясь разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, содержащимися в письме от 08.09.2014 №17-3/10/В-5684, данными неопределенному кругу лиц уполномоченным органом, обществом сделан вывод, что временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин не признается застрахованным лицом в системе обязательного медицинского страхования, его заработная плата не облагается взносами в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.По мнению заявителя, у общества имелись законные основания на невключение в базу для начисления страховых взносов на ОМС сумм заработной платы, выплаченной работнику Харченко В.В. в августе и в сентябре 2014 года в размере 33073 руб. 14 коп. в связи с соответствующим правовым положением данного лица в указанные периоды, а доначисление проверяющим органом недоимки страховых взносов на ОМС, пени за неуплату страховых взносов и привлечение к ответственности в виде штрафа является необоснованным и неправомерным.

Возражая против заявленных требований, управление указало, что лицо, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища, имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина. На лиц, которым предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные ст. 6 Федерального закона от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах», в том числе право на медицинскую помощь. Следовательно, по мнению управления, Харченко В.В., получивший свидетельство о предоставлении временного убежища, признается застрахованным лицом в системе ОМС и его заработная плата облагается страховыми взносами на обязательное медицинское страхование.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Правовой статус беженца в Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев определяются Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах» (далее Закон №4528-1).

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона №4528-1 временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации. Признание лица беженцем предполагает выдачу ему удостоверения беженца согласно п. 2 ст. 3 Закона №4528-1.

Согласно п. 3 ст. 12 Закона №4528-1 лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Таким образом, лицо, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища, имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, т.е. застрахованных лиц.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются работающие по трудовому договору граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом №4528-1.

Пунктом 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 №274, изданным во исполнение Закона №4528-1, определено, что на лицо, которому предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные ст. 6 Закона №4528-1, в том числе право на медицинскую помощь.

Таким образом, лица, которым предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, являются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и, соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу вышеуказанных лиц, подлежат обложению страховыми взносами в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общеустановленном порядке.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2014 №17-3/10/В-8595.

Учитывая то, что доначисленные оспариваемым решением суммы страховых взносов обществом не уплачены, ответчиком правомерно начислены пени на сумму недоимки.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет ответственность плательщиков страховых взносов, установленную ст. 47 Закона №212-ФЗ.

Представленными по делу доказательствами факт нарушения и вина заявителя подтверждены.

В ст. 43 Закона №212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. При этом данный перечень не является исчерпывающим (п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона №212-ФЗ). Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих ответственность заявителя за совершенное правонарушение.

Привлечение заявителя к ответственности является законным и обоснованным, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о законности и обоснованности решения управления от 25.11.2016 №019V12160000373 в оспариваемой части, отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

С учетом принятого решения судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Доводы заявителя со ссылкой на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2014 №17-3/10/В-5684 без ссылки на дополняющее его письмо от 15.12.2014 №17-3/10/В-8595,  судом не принимается. Кроме того, ни в ходе проверки, ни при обращении в вышестоящий орган и в суд обществом не заявлялось о том, что при начислении страховых взносов общество руководствовалось указанными разъяснениями. Письмо от 08.09.2014 №17-3/10/В-5684 было опубликовано только в декабре 2014 года. Указанное разъяснение не касается вопросов применения положений  Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Закона №4528-1, п. 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, которые регулируют  вопрос обложения страховыми взносами спорных выплат. Необходимость обложения страховыми взносами на ОМС выплат иностранным гражданам, получившим временное убежище в РФ в 2014 году, подтверждается письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2014 №17-3/10/В-8595.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики г.Ижевск от 25.11.2016 №019V12160000373, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Увадрев-Холдинг» г.Ижевск, в части начисления недоимки по страховым взносам в размере 1686 руб. 73 коп., пени в размере 210 руб. 23 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 337 руб. 35 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                              Н.Г. Зорина