ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-2898/16 от 21.07.2015 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

        г. Ижевск                                                                    Дело № А71-2898/2016

 27 июля 2016 года                                                                                         

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2015 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Яцинюк,  при составлении протокола  судебного заседания, ведении аудиозаписи секретарем судебного заседания А.Р. Григорьевой, рассмотрев в судебном  заседании  дело по заявлению 

индивидуального предпринимателя Сафаргалина Марата Муллануровича, г. Ижевск (ОГРН 304183233400097, ИНН 183200110024)

с участием ответчиков (заинтересованные лица):

1) Первый заместитель Главы Администрации г. Ижевска Бикбулатов И. И.

2) Администрация города Ижевска, г. Ижевск (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)

- о признании действий Администрации г. Ижевска, Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» приказом от 17.12.2015 № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» незаконными;

- о признании Приказа Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска Бикбулатова И.И. от 17.12.2015 г. № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» незаконным.

При участии:

от заявителя: ИП Сафаргалин М.М. - паспортные данные проверены, Решетникова О.Н. – представитель по доверенности от 01.11.2015, Федюнев А.В. – представитель по доверенности от 01.11.2015

от ответчиков:

1. не явились (уведомление).

2. Захарова Н.В. -  представитель по доверенности от 19.01.2016 г.

В судебном заседании в качестве корреспондента  издания «Аргументы и Факты Удмуртии» присутствует  Мосалев Иван Андреевич, от которого поступило ходатайство о проведении в судебном заседании  видеосъемки, пояснил, что в случае трансляции судебного заседания в сети «Интернет» видеосъемка данного судебного заседания  может быть показан  на Интернет-портале «За рублем» или «Аргументы и Факты».

Рассмотрев ходатайство Мосалева  И.А., суд в порядке ст. 11 ст. 159 АПК РФ ходатайство удовлетворил, разрешил вести в предварительном судебном заседании видеосъемку.

у с т а н о в и л:

         Индивидуальный предприниматель Сафаргалин Марат Мулланурович, г. Ижевск (далее - завитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением  к Первому заместителю Главы Администрации г. Ижевска Бикбулатову И. И. (далее – ответчик -1) и  Администрации города Ижевска, г. Ижевск (далее – ответчик-2) о признании действий Администрации г. Ижевска, Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» приказом от 17.12.2015 № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» незаконными.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.06.216 г. в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, согласно которому  заявитель просит признать  действия Администрации г. Ижевска, Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» приказом от 17.12.2015 № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» незаконными и признать  Приказ Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска Бикбулатова И.И. от 17.12.2015 г. № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» незаконным.

Дело рассмотрено  на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса.

          Представители заявителя, заявитель  требования, изложенные в  заявлении (л.д. 7-23, т. 1) с учетом уточнения  в судебном заседании 15.06.2016 г., поддержали в полном объеме.

        Представитель  Администрация города Ижевска, г. Ижевск поддержала возражения, изложенные в отзыве на заявление с учетом их уточнения (л.д. 1-4, т. 2).

        Обращаясь в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявленными требованиями с учетом их уточнения, заявитель указывает на то, что 05.05.2005г. на основании постановления Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 23.03.2005г. № 664 Администрация г. Ижевска (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Сафаргалин М.М. (арендатор) заключили договор о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы № 116/05 (далее - Договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений, общей площадью 32,0 кв.м. с адресом ул. Школьная (остановка к/т «Аврора» по ходу в центр) согласно паспорту МАФ № 165-02.

       Воисполнение федерального законодательства Администрацией г. Ижевска разработан проект схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО), 17.12.2015г. Первым заместителем Главы Администрации г. Ижевска И.И. Бикбулатовым издан приказ № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск». Указанная Схема размещения НТО на территории муниципального образования «город Ижевск» утверждена по итогам совещания рабочей группы, организованной при участии предпринимателей города с целью разработки единых правил, требований к НТО и условиям осуществления предпринимательской деятельности в таких объектах по рекомендации Председателя Правительства Удмуртской Республики Савельева В.А. 30.04.2015г.

Заявитель полагает, что разработка и утверждение указанной Схемы размещения НТО на территории муниципального образования «город Ижевск» отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, а не должностного лица. Поскольку, Схема размещения НТО утверждена по итогам совещания рабочей группы, организованной при участии предпринимателей города, проект которой был разработан структурным подразделением Администрации г. Ижевска - Управлением земельных ресурсов и землеустройства, то учитывая отнесение полномочий по утверждению Схемы к компетенции Администрации г. Ижевска, Схема может быть утверждена исключительно постановлением Администрации.

Заявитель указывает, что проект Приказа «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» № 1468п от 17.12.2015г. не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, экспертизы муниципального правового акта. С учетом того факта, что проект Приказа «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» впервые был представлен Управлением земельных ресурсов и землеустройства 16.12.2015г. в рамках совещания рабочей группы в отсутствие каких-либо документов, свидетельствующих о прохождении данным проектом муниципального правового акта процедуры подготовки и согласования, в том числе пояснительной записки о прохождении антикоррупционой экспертизы, заключения прокурора Октябрьского района, а 17.12.2016г. на сайте Администрации г. Ижевска http://www.izh.ru/ был опубликован Приказ № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск», заявитель считает, что регламент по прохождению подготовки и согласования муниципального правового акта выполнен не был.

В проект Схемы, представленный Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска 16.12.2015г., были включены 77 объекта, тогда, как по информации начальника УЗРиЗ Администрации г. Ижевска Ковальчук А.И., прозвучавшей в ходе совещания из 447 ранее заключенных договоров аренды земельных участков 100 договоров продлены сроком на 5 лет, 156 договоров продлены сроком на 11 месяцев, 191 договор продлен на неопределенный срок, тогда как по информации из письма Правительства Удмуртской Республики от 02.12.2015г. № 10-170-9156 по состоянию на 19.10.2015г. количество действующих договоров, предназначенных для размещения НТО, составило 413. Таким образом, в действительности число функционирующих объектов превышает в несколько раз число объектов, включенных в проект Схемы размещения НТО. Более 2/3 хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в нестационарных торговых объектах, не вошли даже в проект Схемы, в том числе не был включен в проект схемы и нестационарный торговый объект заявителя с адресным ориентиром: г. Ижевск, в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу ул. Школьная, 41 (остановка трамвая «Кинотеатр «Аврора»), тогда как договор аренды земельного участка № 116/05 от 05.05.2005г. является действующим.

Возражая против заявленных требований, представитель Администрации г. Ижевска указывает на то, что Схема нестационарных торговых объектов разработана и утверждена в соответствии с действующим законодательством. Разработка схемы НТО осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - федеральный закон № 381 - ФЗ). Обязанность по размещению нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, а также порядок по ее составлению и принятию, установлен в статье 10 федерального закона № 381 -ФЗ. Целью утверждения схемы НТО является не регулирование отношений по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. В соответствии с Постановлением Правительства УР от 14.03.2011 г. № 57 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Удмуртской Республики на период 2011 - 2014 годов» норматив минимальной обеспеченности площадью торговых объектов по г. Ижевску (на тыс. чел.) составлял 560 кв. м. Из анализа Распоряжения Администрации г. Ижевска от 12.05.2011 г. № 177 «О разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска» видно, что указанный норматив по всем районам города значительно превышен, в частности по Октябрьскому району г. Ижевска он составляет 943,4 кв.м.на 1 тыс. чел., следовательно, норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Ижевску не только достигнут, но и превышен. Большая часть объектов нестационарной торговли не была включена в схему НТО по причине их нахождения на территории общего пользования в границах красных линий. Учитывая, что красные линии отображают территории общего пользования, на которые в соответствии с нормами градостроительного законодательства градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки не распространяются, то использование таких земельных участков определяется уполномоченными органами, в том числе органами местного самоуправления( п. 7 ст. 36 ГрК РФ). Установив в Правилах землепользования и застройки города Ижевска, что временные объекты торговли рассматриваются только в качестве вспомогательных видов разрешенного использования, тем самым муниципалитет определил отсутствие возможности размещения таких объектов на территориях общего пользования в качестве самостоятельного вида разрешенного использования земельных участков. Часть объектов нестационарной торговли не была включена в схему НТО по причине их нахождения в на сетях или в охранных зонах сетей. Применительно к нестационарному торговому объекту заявителя необходимо отметить, что он полностью расположен в красных линиях улицы Школьной, а также на водопроводе, для которого установлена охранная зона по 5 метров с каждой его стороны. Довод заявителя о том, что схема НТО может быть утверждена исключительно постановлением несостоятелен, поскольку согласно ч.1 ст. 50 Устава муниципального образования «город Ижевск», утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 г. №333 в систему муниципальных правовых актов входят распоряжения и приказы Первого заместителя Главы Администрации города. Приказ Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» нормативным актом не является, так как не устанавливает общеобязательные правила поведения (нормы), а содержит лишь перечень мест нестационарных торговых объектов. На сегодняшний день заявитель на основании договора о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы от 05.05.2005 г. № 116/05, перешедшего в силу ст. 621 ГК РФ на неопределенный срок, продолжает пользоваться земельным участком под торговым модулем, соответственно, продолжает предпринимательскую деятельность, извлекает прибыль. Кроме того, в соответствии с п. 4 Приказа Первого заместителя Главы Администрации города Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п правообладатели нестационарных торговых объектов, не вошедших в Схему, вправе подать заявление о включении нестационарных торговых объектов по истечении срока аренды земельных участков по договорам аренды, действующим в настоящее время. С подобным заявлением ИП Сафаргалин в Администрацию города Ижевска не обращался.             Не включение торгового объекта заявителя в Схему само по себе не является основанием для лишения права пользования земельным участком, ранее предоставленным под размещение нестационарного торгового объекта, и не лишает гарантий прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности в силу требований гражданского законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.05.2005г. на основании постановления Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 23.03.2005г. № 664 Администрация г. Ижевска (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Сафаргалин М.М. (арендатор) заключили договор о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы № 116/05 (далее - Договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений, общей площадью 32,0 кв.м. с адресом ул. Школьная (остановка к/т «Аврора» по ходу в центр) согласно паспорту МАФ № 165-02.

Срок действия указанного договора неоднократно продлевался и Соглашением № 116/05-10 от 27.02.2015г. срок действия Договора продлен до 30.08.2015г., Главы I-VIII изложены в иной редакции.

Поскольку по истечении срока действия Договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, то Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

12.05.2011 г. Администрацией г. Ижевска  Удмуртской Республики   принято Распоряжение № 177 «О разработке  схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска», в котором  произведен расчет  обеспеченности  населения города Ижевска площадью торговых объектов в  разрезе  районов.

Приказом от 28.05.2015 г. № 251/6п внесены изменения  в распоряжение Администрации города Ижевска от 07.05.2015 № 110, согласно которым внесены изменения  в состав Рабочей группы по рассмотрению Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска.

Порядок  разработки и утверждения схемы размещения  нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики  утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской республики от 21.08.2015 г. № 65.

На заседании  Рабочей группы   по рассмотрению Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска  16.12.2015 г.  принято решение  утвердить проект разработанной схемы размещения  нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска (протокол л.д. 116-118, т. 1).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска  утверждена приказом Первого Заместителя  Главы Администрации города Ижевска от 17.12.2015 г. № 1468п. (л.д. 62-74, т.1).

         Полагая, что Схема нестационарных торговых объектов разработана и утверждена в нарушение действующего законодательства, Приказ об утверждении Схемы  подписан неуполномоченным лицом, в Схему не  включен торговый объект заявителя, ИП Сафаргалин  М.М. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований в судебном заседании 15.06.2016 г.).

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд признал заявленные требования не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Таким образом, по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются не только несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, но и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав  материалы дела в совокупности с пояснениями участников процесса, суд пришел к выводу о том, что действия Администрации г. Ижевска, Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» приказом от 17.12.2015 № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» соответствуют действующему законодательству и не нарушают  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» одной из целей его является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Как следует из части 1 статьи 10 названного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Согласно ст. 19 федерального закона №381-Ф3 нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством РФ.

Порядок разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» утверждён приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 01.08.2015г. № 65. Данный правовой акт определяет принципы разработки, процедуру разработки и утверждения Схемы, а также внесение изменений в Схему.

В соответствии с Порядком Схема разрабатывается с учетом:

- необходимости обеспечения устойчивого развития территории муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, в том числе с учётом проекта планировки, правил землепользования и застройки;

- достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

 Порядок разработан в целях:

- установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики;

- достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

 - поддержки субъектов малого или среднего предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах;

При разработке Схемы следует руководствоваться следующими принципами:

1) НТО размещаются в пределах элементов планировочной структуры, улиц и (или) иных заселенных территорий муниципального образования в Удмуртской Республике:

2) Схемой должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов НТО, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества НТО;

В проект Схемы подлежат включению функционирующие НТО, установленные на законном основании по состоянию на 1 января 2015 года, а также места возможного размещения НТО.

Уполномоченный орган местного самоуправления направляет проект Схемы на согласование:

1) органу местного самоуправления, уполномоченному в области архитектуры и градостроительной деятельности, формирования приоритетов и стратегии пространственного развития, создания благоприятной эстетической среды (при его наличии);

2) органу местного самоуправления, уполномоченному в области использования и распоряжения земель (при его наличии);

3) органу местного самоуправления, уполномоченному в области организации благоустройства (при его наличии);

4) органу местного самоуправления, уполномоченному в области обеспечения благоприятной окружающей среды (при его наличии);

5) органу местного самоуправления, уполномоченному в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению (при его наличии);

6) органу местного самоуправления, уполномоченному в области создания условий для обеспечения населения услугами торговли;

7) исполнительному органу государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющему функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (если схема предусматривает размещение НТО на территории зон охраны объектов культурного наследия);

8) территориальному подразделению Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике, действующему на территории соответствующего муниципального образования;

9) территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, действующему на территории соответствующего муниципального образования.

Утвержденную Схему и вносимые в нее изменения орган местного самоуправления в течение 10 дней направляет в Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики. Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики направляет сводную отчетность в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Утвержденная Схема и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на сайте органа местного самоуправления и Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

          Таким образом, Администрацией г. Ижевска разработан проект схемы размещения НТО.

Указанная Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск» утверждена по итогам совещаний рабочей группы (протокол  от 16.12.2015 г., л.д. 116-118).

Согласно протоколу заседания Рабочей группы  по рассмотрению  Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска от 16.12.2015 г.  Схема подписана  Главой муниципального образования  «Город Ижевск», Первым  Заместителем Главы Администрации города Ижевска,  согласована с Заместителем Главы Администрации по экономическому и инвестиционному развитию города (имеется подпись), подготовлена начальником Управления экономики и развития города (подпись имеется).

С учетом изложенного, следует, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска от 16.12.2015 г.  разработана в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 01.08.2015г. № 65.

Доказательств несоблюдения регламента согласования   Схемы  заявителем не представлено, как и не представлено доказательств того, что все указанные выше органы имеются в наличии (ст. 65 АПК РФ).

          17.12.2015 г. Первым заместителем Главы Администрации г. Ижевска И.И. Бикбулатовым издан приказ № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск».

          Согласно Приказу № 1468п   утверждена схема  размещения нестационарных торговых объектов на территории  муниципального образования «Город Ижевск».

          Установлен порядок размещения нестационарных торговых объектов в пределах охранных зон объектов инженерной  инфраструктуры, согласно которому указано, что  при таких ситуациях размещение  осуществляется  по согласованию с сетевыми организациями получаемому организатором торгов до их проведения.

          Кроме того, Приказ № 1468п  устанавливает для правообладателей  нестационарных торговых объектов, не вошедших  в схему размещения нестационарных  торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» возможность  подать  заявление о включении нестационарных  торговых объектов по истечении срока  аренды земельных участков по договорам аренды, действующим в настоящее время.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов (далее -НТО) возможно с 01.03.2015г. без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

          Согласно Схеме размещения нестационарных  торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск»   указан перечень функционирующих  нестационарных торговых объектов  в количестве 80 –ти объектов,  указан перечень  мест возможного размещения нестационарных торговых объектов и перечень месть размещения нестационарных объектов торговли квасом и мороженным на период с 1 мая по 1 ноября (л.д. 63-74, т. 1).

          Как указывает заявитель в Схему внесено 77 объектов, что в несколько раз меньше числа функционирующих объектов,  в том числе в Схему не был включен нестационарный торговый объект заявителя с адресным ориентиром: г. Ижевск, в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу ул. Школьная, 41 (остановка трамвая «Кинотеатр «Аврора»).

          Представитель Администрации города Ижевска указывает на то, что часть объектов нестационарной торговли не были включены в схему НТО по причине их нахождения  на сетях или в охранных зонах сетей, в том числе и торговый объект заявителя, поскольку полностью расположен в красных линиях улицы Школьной, а также на водопроводе, для которого установлена охранная зона по 5 метров с каждой его стороны.

          Возражая, заявитель ссылается на письмо   МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 02.03.2015 г.  № 1735/17-15-13 в котором  указано, что МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не возражает  против размещении объекта  по адресу: г. Ижевск, в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома по ул. Школьная, 41 (л.д. 109, т.1).

          Между тем, расположение торгового объекта заявителя в красных линиях улицы Школьной, а также на водопроводе, для которого установлена охранная зона по 5 метров с каждой его стороны, подтверждается топографической съемкой (л.д. 106, т.1), письмом Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 30.12.2014 г.,  информацией направленной Главным Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в адрес начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска от 19.11.2014 г. № 01-05/5622 (л.д. 165-170, т.1).

          Отсутствие возражений МУП г. Ижевска «Ижводоканал» применительно к нестационарному торговому объекта  заявителя в части размещении объекта  по адресу: г. Ижевск, в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома по ул. Школьная, 41 (л.д. 109, т.1) не может быть расценено как согласование, поскольку  не содержит каких-либо указаний на исследование территории в месте расположения объекта заявителя. Кроме того, рекомендации Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска  обратиться в МУП г. Ижевска «Ижводоканал» были связаны не с включением в Схему, а с вопросом о продлении  договора аренды № 116/05 от 05.05.2005 г.

           Доказательств обращения в Администрацию г. Ижевска с заявлением о включении торгово объекта в Схему, заявителем не представлено.

           По вопросу размещения нестационарных торговых объектов в охранных зонах объектов  сетевого хозяйства следует, что законодательство РФ содержит либо запрет  на размещение каких-либо объектов на сетях, либо предусматривает согласование  на их размещение с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей (Постановление Правительства РФ от 09.06.1995 г. №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи РФ», Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 «Об утверждении Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»).

       По вопросу размещения нестационарных торговых объектов в границах красных линий следует исходить из положений  пп. 11 ст. 1 ГрК РФ, согласно которым следует, что  под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего   пользования,   границы   земельных   участков,   на   которых   расположены   линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

  Красные линии входят в состав документов планировки территории (гл. 5 ГрК РФ). К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пп.12 1 ГрК РФ).

Документом градостроительного зонирования территории города Ижевска являются Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344.

Правилами землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденными решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 г. № 344 не предусмотрено размещение временных объектов торговли как самостоятельного, основного вида разрешенного использования земельного участка, такие объекты «оборудованные площадки для временных сооружений торговли» рассматриваются в качестве вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (Таблица 2 ПЗЗ). В соответствии со ст. 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Учитывая, что красные линии отображают территории общего пользования, на которые градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки не распространяются, то использование таких земельных участков определяется уполномоченными органами, в том числе органами местного самоуправления(п. 7 ст.36 ГрК РФ).

Кроме того, местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий (абз.2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ)

Необходимо отметить, что правовой режим красных линий определен не только на основании норм ГрК РФ, но и на основании Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. №18-30 (далее- Инструкция), которая действует в части, не противоречащей ГрК РФ.

В силу п. 3.4 данной Инструкции красные линии обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, участвующих в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территории городов и других поселений. Соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных и подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Таким образом, установив в Правилах землепользования и застройки города Ижевска, что временные объекты торговли рассматриваются только в качестве вспомогательных видов разрешённого использования, муниципалитет определил отсутствие возможности размещения таких объектов на территориях общего пользования в качестве самостоятельного вида разрешённого использования земельных участков.

Следует отметить, что нормы федерального закона №381-Ф3 не налагают на органы местного самоуправления обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемую в соответствии со ст. 10 федерального закона №381-Ф3 Схему размещения нестационарных торговых объектов. Не включение торгового объекта заявителя в Схему,  само по себе не является основанием для лишения права пользования земельными участками, ранее предоставленными под размещение нестационарных торговых объектов, и не лишает гарантий прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности в силу требований гражданского законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного, принимая во внимание тот факт, что заявитель  в большей степени не согласен с тем, что его торговый объект не был включен в Схему размещения нестационарных  торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск», суд пришел к выводу, что действия Администрации г. Ижевска и Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска по разработке и утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» приказом от 17.12.2015 № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск»  являются законными и не противоречат действующему законодательству.

Согласно п. 7 ст. 43 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностные  лица местного самоуправления иные, чем представительныйорган муниципального образования, председатель  представительного органа муниципального образования, Глава местной администрации,  издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

        В порядке ч.1 ст. 50 Устава муниципального образования «город Ижевск», утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 г. №333 в систему муниципальных правовых актов входят распоряжения и приказы Первого заместителя Главы Администрации города.

          На основании Распоряжения Администрации г. Ижевска от 9.01.2014 г. № 1 «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации  города» в редакции Распоряжения Администрации г. Ижевска от 15.10.2015 № 141 «О внесении изменений в распоряжение Администрации г. Ижевска от 09.01.2014 №1» Первый  заместитель Главы Администрации города, согласно п. 9.20 распоряжения принимает приказы Первого Заместителя Главы Администрации  города  Ижевска.

Согласно  п. 9.21 распоряжения Первый Заместитель Главы Администрации  города  вправе принимать приказы Первого Заместителя Главы Администрации  города   по иным полномочиям Администрации города.

В силу подпункта 16 пункта 11 статьи 44 Устава города Ижевска полномочиями Администрации города по решению вопросов местного значения являются, в том числе в области обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и в сфере предпринимательства, разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Кроме того, Приказ Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. № 1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» нормативным актом не является, поскольку не устанавливает общеобязательные правила поведения (нормы), а содержит перечень мест нестационарных торговых объектов.

         С учетом изложенного, Издание Первым Заместителем Главы Администрации  города Приказа от 17.12.2015 г. № 1468п, которым утверждена  схема  размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск не противоречит действующему законодательству.

       Довод заявителя о том, что Схема  утверждена в нарушение Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации города Ижевска, утвержденного  постановлением Администрации г. Ижевска от 04.06.2010 № 571 судом отклоняется, поскольку документально не подтвержден.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом принятого по делу решения и на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

          Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

          Судья                                                                            Н.Г. Яцинюк