АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ижевск Дело № А71-3054/2018
01 июня 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2018 года. Полный текст решения изготовлен 01 июня 2018 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.М. Морозовой, при ведении протоколирования без использования средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Ю.Д. Тюфтиной, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс» в лице Удмуртского филиала открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс», г. Ижевск (ОГРН <***> ИНН <***>)
к муниципальному унитарному предприятию «Воткинские городские электрические сети», г. Воткинск (ОГРН <***> ИНН <***>)
о взыскании 3 064 102,66 руб. долга по договору № К-148 от 28.11.2012г. за период февраль, май, декабрь 2016 года
при участии представителей:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 25.12.2017, ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2018
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 16.10.2017
у с т а н о в и л:
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2018 из дела № А71-10181/2017 в отдельное производство выделено требование Открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс» в лице Удмуртского филиала открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс», г. Ижевск (ОГРН <***> ИНН <***>) к муниципальному унитарному предприятию «Воткинские городские электрические сети», г. Воткинск (ОГРН <***> ИНН <***>) о взыскании 3064102 руб. 66 коп. долга по договору № К-148 от 28.11.2012 за период февраль, май, декабрь 2016 года с присвоением делу номера № А71-3054/2018.
Истец требования поддержал.
Ответчик исковые требования оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве на иск (т. 1 л.д.114-118).
Как следует из материалов дела, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (сетевая организация) заключен договор купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 28.11.2012 № К-148 (далее - договор), подписанный сторонами с протоколом разногласий от 29.12.2012, протоколом урегулирования разногласий от 18.01.2013, протоколом согласования разногласий от 18.03.2013, протоколом согласования разногласий № 2 от 06.08.2013 и протоколом согласования разногласий № 3 от 11.10.2013, который гарантирующим поставщиком не подписан.
Согласно п. 2.1 договора, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии сетевой организации в объеме, необходимом для компенсации потерь, возникающих в электрических сетях, а сетевая организация обязуется своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию в порядке, установленном разделом 6 договора.
Исполнив принятые на себя по договору обязательства, истец направил ответчику на подписание акты приема-передачи электроэнергии, акты изменения стоимости электроэнергии, предъявив к оплате соответствующие счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры за период февраль, май, декабрь 2016 года.
Ссылаясь на то, что за ответчиком числится задолженность в размере 3064102 руб. 66 коп. за период февраль, май, декабрь 2016 года, составляющая стоимость потерь электроэнергии, истец обратился в суд с рассматриваемым требованием о взыскании указанной суммы задолженности.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 51 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861", (далее - Правил № 861) владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов и обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), и действующих в спорный период, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Согласно пункту 128 Основных положений № 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства
оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений № 442).
В силу пункта 130 Основных положений № 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
На основании п. 50 Правил № 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с п. 51 Правил № 861, сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Исходя из системного толкования вышеназванных норм права, следует, что истец, осуществляющий электроснабжение конечных потребителей, вправе получать плату за весь объем электрической энергии, переданной в электросети сторонних организаций, а ответчик, являясь сетевой организацией, обязан оплачивать стоимость потерь электроэнергии, возникающих в его сетях.
Сторонами факт поставки электроэнергии не оспорен.
Между тем, разногласия сторон возникли при определении объема переданной в спорный период электроэнергии.
Согласно расчету истца, стоимость подлежащих возмещению потерь электроэнергии, возникающих в сетях ответчика, составляет за спорный период 3064102 руб. 66 коп.
В данный объем включены разногласия за период февраль 2016 года в размере 142338 кВтч. В указанный объем входит: «104055 кВтч» – объем электроэнергии потребленной в местах общего пользования МКД с ОДПУ, не включенный или включенный не в полном объеме в полезный отпуск, «100250 кВтч»- объемы по населению, не относящемуся к МКД (дома частного сектора) +25536 кВтч (лицевые счета, по которым ответчиком объемы переданной электроэнергии сформированы некорректно); «-61967 кВтч» - объем, переданный потребителям юридическим лицам.
Объем разногласий за период май 2016 года составил 976077 кВтч. В указанный объем входит: «43916 кВтч» – объем электроэнергии потребленной в местах общего пользования МКД с ОДПУ, не включенный или включенный не в полном объеме в полезный отпуск; «955961 кВтч» - объемы по населению, не относящемуся к МКД. Ответчик принял показания для формирования объемов из своих сетей потребителям физическим лицам, что повлекло дополнительные начисления. Кроме этого, ответчик производил некорректные начисления по 420 лицевым счетам; «-20800 кВтч» - объем, переданный потребителям юридическим лицам.
Объем разногласий за период декабрь 2016 года составил 213065 кВтч. В указанный объем входит: «120225 кВтч» – объем электроэнергии потребленной в местах общего пользования МКД с ОДПУ, не включенный или включенный не в полном объеме в полезный отпуск; «8937 кВтч» - объемы по населению, не относящемуся к МКД (дома частного сектора).
Ответчик, оспаривая заявленные требования, указывает на то, что неоспариваемая часть электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, оплачена в соответствии с условиями договора.
Бесспорный объем включает в себя: за февраль 2016 года «25536 кВтч» - объем, возникший в связи с не проведенной корректировкой по части лицевых счетов, а также в связи с начислениями по отключенным потребителям; «3872 кВтч» - объем, возникший по жилым домам блокированной застройки, с отсутствием мест общего пользования, в связи с чем, расход электроэнергии осуществляется только на индивидуальное потребление, за период май 2016 года; «108362 кВтч» - объем переданной электрической энергии по населению частного сектора, «1348 кВтч» - объем, возникший по жилым домам блокированной застройки, с отсутствием мест общего пользования, в связи с чем, расход электроэнергии осуществляется только на индивидуальное потребление; за период декабрь 2016 года «3727 кВтч - объем, возникший по жилым домам блокированной застройки, с отсутствием мест общего пользования.
Заслушав доводы сторон, изучив представленные в материалы дела документы в порядке ст. 67, 68 АПК РФ, суд признал возражения ответчика обоснованными, а требования истца подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судом, разногласия за февраль 2016 года: «204305 кВтч» - объем переданной электроэнергии многоквартирным жилым домам и населению, из которых 5442 кВтч – объем электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирные дома, не оснащенными общедомовыми приборами учета, населению, находящихся на прямых расчетах с истцом.
Как пояснил истец в ходе судебного разбирательства в связи с отсутствием информации о площадях не было произведено начисление ОДН в МКД без ОДПУ после перевода потребителей на прямые расчеты начисления. Также при определении объема потребления электрической энергии по МКД без ОДПУ производил лишь суммирование лицевых счетов потребителей.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В спорный период действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 (далее – Правила № 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе устанавливающие порядок определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил № 307, который устанавливает правила определения как текущей оплаты (подпункт 1 пункта 1 приложения № 2), так и правила ежегодной корректировки размера оплаты (подпункт 2 пункта 1 приложения № 2).
Расчет текущих платежей производится путем произведения общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию.
Ежегодная корректировка применительно к индивидуальному жилому дому исчисляется как разность между предполагаемой и фактической оплатой за потребленный объем энергии. При этом объем поставленной энергии исчисляется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Фактическая оплата исчисляется как сумма текущих платежей потребителя за год.
Таким образом, согласно указанным выше правовым нормам, плата за электроэнергию, в любом случае рассчитывается исходя из потребленного жителями объема услуг. При этом объем рассчитывается либо по приборам учета, либо (в их отсутствие) по утвержденным в установленном порядке нормативам потребления коммунальных услуг с последующей ежегодной корректировкой.
Находясь на прямых расчетах с жителями, истец имел возможность получить сведения о площадях помещений указанных многоквартирных домов и провести соответствующую корректировку, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Иного суду в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Гарантирующий поставщик передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика заключен договор в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах, с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива.
Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номера помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, для случаев непредоставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета. По письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней предоставляет ей копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком в реестре.
Ненадлежащее исполнение договоров энергоснабжения между ГП и потребителем не влечет за собой необходимость оплаты потерь по договору купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях СО, а влечет за собой риски ГП.
После получения ГП отсутствующей информации от потребителя, доказательств проведения последующих корректировок истец не представил. Данный объем разногласий не скорректирован истцом до настоящего времени.
Таким образом, объем разногласий не подлежит оплате, кроме объема «25536 кВтч» - разногласия по лицевым счетам, в связи с не корректным формированием объема переданной электроэнергии ответчиком, доказательств корректности расчетов последний не представил, таким образом, объем в размере «25536 кВтч» заявлен истцом правомерно и подлежит оплате.
Разногласия в объеме «3872кВтч», разница объема электрической энергии, поступившей в сети ответчика за минусом объема электрической энергии, переданной конечным потребителям (собственникам домов, расположенных по адресу: <...> и учтенной ИПУ указанных потребителей.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, спорные дома представляют собой дома блокированной застройки в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования).
Соответственно, в данных домах отсутствуют места общего пользования, что подтверждается прилагаемыми Истцом к настоящим возражениям техническими паспортами, соответственно, расход электрической энергии потребляется только на индивидуальное потребление.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Согласно п. 4 Правил № 354, потребителю предоставляется такой вид коммунальных услуг, как электроснабжение, т.е. снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам, при этом объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в МКД в соответствии с формулами 11, 12, 13, 14 приложения № 2 к Правилам. Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Из приведенных норм следует, что на потребителе коммунальных услуг лежит обязанность внесения платы только за те услуги, которые реально предоставляются и потребляются в процессе использования общего имущества в многоквартирном жилом доме (при его наличии). Кроме того, в случае отсутствия потребления электрической энергии в процессе использования общего имущества в многоквартирном жилом доме, соответствующая плата не начисляется.
Согласно п. 4 Правил № 354 во взаимосвязи с п. 40 Правил № 354, коммунальная услуга по электроснабжению включает в себя снабжение электрической энергией именно нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку спорные дома не имеют мест общего пользования, оборудованных энергопотребляющими устройствами, произведенный Истцом расчет объема электрической энергии (мощности), подлежащей покупке сетевой организацией в целях компенсации фактических потерь электрической энергии по спорным многоквартирным домам по приборам учета, установленным в жилых помещениях собственников без учета показаний ОДПУ, является обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства.
Основания разногласий за май 2016 года аналогичны разногласиям за февраль 2016 года, «999877 кВтч», разногласия в объемах переданной электроэнергии многоквартирным жилым домам (далее по тексту - МКД) и населению, из них: 5664 кВтч - ОДН расчетным способом в МКД не оснащенных ОДПУ в связи с переводом потребителей на прямые расчеты с истцом.
По основаниям, изложенным выше, требования истца обоснованы в части объема «108362 кВтч» - переданной электрической энергии по населению частного сектора, и объем «1348 кВтч» - по МКД блокированной застройки.
Разногласия, возникшие в процессе согласования объемов приобретаемой электрической энергии в целях компенсации потерь в декабре 2016г. составили 213 065 кВтч. Разногласия в объемах переданной электроэнергии многоквартирным жилым домам и населению составили 128 915 кВт/ч, из них: 5251 кВтч. – объем электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирные дома, не оснащенными общедомовыми приборами учета, населению, находящихся на прямых расчетах с истцом.
Основания разногласий за декабрь 2016 года аналогичны разногласиям за февраль и май 2016 года.
По основаниям, изложенным выше, требования истца обоснованы в части объема «3727 кВтч» - по МКД блокированной застройки.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в размере 381903 руб. 29 коп. (февраль 2016 года: 25536 КВтч+3872 кВтч; май 2016 года: 108362 кВтч+1348 кВтч; декабрь 2016 года: 3727 кВтч).
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы по оплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Воткинские городские электрические сети», г. Воткинск (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс» в лице Удмуртского филиала открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс», г. Ижевск (ОГРН <***> ИНН <***>) долг в размере 381903 руб. 29 коп., а также 2902 руб. 84 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.М. Морозова