АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-3184/2011
«07» июня 2011 года. А6
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2011 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л. Ю. Глухова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н. А. Шамоновой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Торговый комплекс «Центральный рынок», г. Глазов
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике Управлению надзорной деятельности Отделу надзорной деятельности г. ФИО9, ФИО10, Юкаменского и Ярского районов, г. Глазов
об отмене постановления № 104/17 от 28.03.2011. о назначении административного наказания
с участием представителей сторон:
от заявителя: ФИО1- директор, ФИО2 по доверенности от 15.05.2011., ФИО3 – адвокат;
от ответчика: ФИО4 по доверенности № 8 от 11.01.2011., ФИО5 по доверенности № 16 от 11.01.2011.;
Общество с ограниченной ответственностью Торговый комплекс «Центральный рынок», г. Глазов (далее ООО ТК «Центральный рынок», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике Управлению надзорной деятельности Отделу надзорной деятельности г. ФИО9, ФИО10, Юкаменского и Ярского районов, г. Глазов (далее - административный орган) № 104/17 от 28.03.2011 по делу об административном правонарушении.
Заявитель в судебном заседании, требования поддержал, указав, что нарушения требований пожарной безопасности указанных в оспариваемом постановлении допущено не было. В 2007 году ООО ТК «Центральный рынок» был разработан паспорт безопасности розничного рынка. Паспорт безопасности согласован с начальником ОГПН г. ФИО9 и ФИО10 района и начальником УВД г. ФИО9. В 2008 году ГУП УР ПИ «Удмурткоммунпроект» было разработано техническое обоснование территориальной организации пешеходных и транспортных потоков и расстановки нестационарных торговых точек на территории ООО ТК «Центральный рынок». В ходе его разработки была составлена схема размещения торговых мест, идентичная схеме в паспорте безопасности и идентичная фактическому расположению торговых мест. Согласно техническому обоснованию на территории рынка имеются эксплуатируемые здания в кирпичном исполнении IIи III степени огнестойкости, торговые киоски и торговые палатки. Существующие торговые палатки (ларьки) не являются стационарными объектами (возможно передвижение). Размещение со смежными зданиями из кирпича со степенью огнестойкости II и III выполнено в соответствии с действующими нормами и правилами. В ходе проведения проверки паспорт безопасности и техническое обоснование были представлены проверяющим, однако в оспариваемом постановлении указано, на нарушение заявителем требований пожарной безопасности, выразившееся, в том, что расстояние от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО6, составляет менее 10 метров, при этом конкретные торговые места не указаны, не ясно между какими объектами нарушены расстояния. Согласно разработанного технического обоснования на территории ООО ТК «Центральный рынок» имеются торговые киоски, но ближайший от здания торгового павильона находится в расстоянии не менее 30 метров. Кроме того здание где размещается магазин ФИО6 находится в собственности 7 лиц. Помещения, находящиеся в собственности ФИО6 находятся в разных концах здания торгового павильона. В непосредственной близости от указанного здания торгового павильона расположены не киоски, а торговые палатки (ларьки), размещение которых со смежными зданиями из кирпича с IIи III степени огнестойкости не противоречит действующим нормам и правилам.
Ответчик требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Возражая против заявленных требований, административный орган указал, что привлечение ООО ТК «Центральный рынок» к административной ответственности является правомерным. Факт совершения и вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ полностью подтверждены материалами дела. Спорные торговые точки по конструктивным особенностям, согласно ГОСТ Р 51303-99, относятся к киоскам, следовательно согласно СНиП 2.07.01.89* противопожарное расстояние между зданием торгового павильона и киосками должно составлять не менее 10 метров.
По материалам дела и объяснениям представителей сторон арбитражный суд установил.
22.02.2011 в адрес МЧС России поступила жалоба гражданина ФИО6 о нарушениях требований пожарной безопасности на территории ООО Торговый комплекс «Центральный рынок». 02.03.2011 указанная жалоба для проведения проверки направлена в адрес Главного управления МЧС России по УР.
10.03.2011 в период времени с 13 час. 30 мин. до 14 час. 30 мин. государственным инспектором Удмуртской Республики по пожарному надзору ФИО5 совместно с государственным инспектором г. ФИО9, ФИО10, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору ФИО7 в рамках рассмотрения поступившей жалобы гражданина ФИО6 осуществлен выход на место размещения торговых мест ООО ТК «Центральный рынок» по адресу: <...> с целью оценки размещения торговых мест требованиям пожарной безопасности.
24.03.2011 государственным инспектором г. ФИО9, ФИО10, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору ФИО8 в отношении ООО ТК «Центральный рынок» составлен протокол № 104/17 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал законный представитель юридического лица - директор ООО ТК «Центральный рынок» ФИО1, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем в протоколе имеется его подпись.
Согласно протоколу № 104/17 об административном правонарушении, ООО ТК «Центральный рынок» допущено нарушение требований пожарной безопасности установленных ч. 1 ст. 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ, приложение 1* СНиП 2.07.01-89*, ГОСТ Р 51303-99, выразившееся в том, что расстояние от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО6 составляет менее 10 метров.
25.03.2011. государственным инспектором по пожарному надзору ФИО8 проведен осмотр территории, проездов, мест размещения торговых мест ООО ТК «Центральный рынок», по результатам которого составлен протокол осмотра. При проведении осмотра присутствовал директор ООО ТК «Центральный рынок» ФИО1 Протоколом осмотра зафиксировано, что расстояния от киосков до павильона составляют менее 10 м (1,9 м., 1,85м, 2,3м, 8,82м, 9,4м).
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ главным государственным инспектором г. ФИО9, ФИО10, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору в отношении ООО ТК «Центральный рынок», в присутствии законного представителя юридического лица 28.03.2011. вынесено постановление о назначении административного наказания № 104/17, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, ООО ТК «Центральный рынок» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (часть 1).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, является пожарная безопасность, которая в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
На основании части 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, обязательных для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
В силу пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Как следует из материалов дела заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности установленных ч. 1 ст. 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ, приложение 1* СНиП 2.07.01-89*, ГОСТ Р 51303-99, выразившееся в том, что расстояние от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО6 составляет менее 10 метров.
Согласно ч. 1 ст. 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В силу приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1*.
------------------------T----------------------------------------
Степень огнестойкости ¦ Расстояние, м, при степени
здания ¦ огнестойкости зданий
+----------T----------T------------------
¦ I, II ¦ III ¦ IIIа, IIIб,
¦ ¦ ¦ IV, IVа, V
-------------------------+----------+----------+------------------
I, II ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10
III ¦ 8 ¦ 8 ¦ 10
IIIа, IIIб, IV, IVа, V ¦ 10 ¦ 10 ¦ 15
В соответствии с п. 37, 38 «Торговля. Термины и определения» ГОСТ Р 51303-99» киоск это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Палатка (Ндп: <ларек>): легко возводимая сборно - разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Административный орган, замерил, противопожарные расстояния между зданием торгового павильона, в котором расположены помещения, принадлежащие ФИО6 и сооружениями квалифицированными административным органом как торговые киоски, принадлежащие ООО ТК «Центральный рынок», что зафиксировано схемой к протоколу осмотра от 25.03.2011, фототаблицей.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, административный орган сделал вывод о том, что, так как противопожарные расстояния составляют менее 10 метров, заявителем нарушены требования пожарной безопасности, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем вывод административного органа является ошибочным, на основании следующего.
Требования пожарной безопасности при устройстве и размещении торговых павильонов и киосков устанавливаются НПБ 103-95. «Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования» (утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 N 5).
В приложении НПБ 103-95 определены понятия терминов: киоск - одноэтажное сооружение общей площадью до 20 кв. м, предназначенное для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения; павильон - сооружение, предназначенное для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения.
В соответствии с пунктами 2.2. - 2.4 НПБ 103-95 на отведенной территории допускается установка киосков, а также одноэтажных павильонов площадью 20 кв. м и менее группами. В одной группе может размещаться не более 10 сооружений I, II, III, IIIа степеней огнестойкости или 6 - IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости. Расстояния между ними в группе не нормируются.
Расстояние между группами, указанными в п. 2.2 настоящих норм, между павильонами площадью более 20 кв. м, а также между павильонами и киосками, предназначенными для продажи горючих жидкостей и газов (независимо от их площади), следует принимать в соответствии с таблицей: с учетом степени огнестойкости сооружений в группе: по степени огнестойкости I, П. III от б до 8 м., по степени Ша, Шб, IV, IVa. V - от 8 до10 м.
Расстояния от отдельно стоящих киосков (павильонов) и групп сооружений, указанных в п. 2.2, до жилых, общественных, вспомогательных зданий промышленных предприятий и до производственных зданий, а также между торговыми павильонами площадью более 20 кв. м принимаются в соответствии с нормами по планировке и застройке городских и сельских поселений.
Противопожарные расстояния установлены в приложении 1 к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в зависимости от степени огнестойкости здания.
Из материалов дела следует, что здание торгового павильона, в котором расположено помещение, принадлежащее ФИО6, имеет III степень огнестойкости.
Согласно п. 1.1. НПБ 103-95степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 кв. м и менее не регламентируется.
Таким образом, приложение 1 СНиП 2.07.01-89* с целью определения минимально возможно расстояния от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» огнестойкость, которых не регламентируется до здания торгового павильона ФИО6 III степени огнестойкости не применимо.
Кроме того не представлены административным органом доказательства того, что размещение ООО ТК «Центральный рынок» торговых киосков произведено позднее, чем размещение здание торгового павильона.
С учетом изложенного суд считает, что административный орган не доказал факт совершения ООО ТК «Центральный рынок» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Судом отклоняются доводы, как заявителя, так и административного органа в отношении применения ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, так как понятие киоска, торговой палатки данные в пункте 37, 38 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, не применяется в данном случае, поскольку, как указано в ГОСТ Р 51303-99, стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.
При этом в соответствии с терминами и определениями Норм государственной противопожарной службы МВД России «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования» (НПБ 103-95), киоск – это одноэтажное сооружение общей площадью до 20 кв. м, предназначенное для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения; павильон – это сооружение, предназначенное для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения.
Понятия торгового павильона и киоска данные в НПБ 103-95 является специальным по отношению к понятию данному в ГОСТ Р 51303-99 и при определении понятия торгового павильона и киоска необходимо руководствоваться нормативными документами в области пожарной безопасности, а именно: НПБ 103-95.
Так же судом отклоняется довод заявителя о том, что административным органом допущено нарушение процессуальных норм при производстве проверки, а именно выездная проверка проведена в отсутствии соответствующего распоряжения о проведении выездной проверки.
Согласно пункта 2 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517 (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.2007г. № 10424) исполнение государственной функции по надзору в установленной сфере деятельности осуществляется, в том числе, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 02 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004г. № 820 «О государственном пожарном надзоре».
Пунктом 8.4 Административного регламента установлена компетенция территориальных отделов органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, согласно которого территориальные отделы проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
В соответствии с подп.7 пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст.9 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Приказом МЧС России от 31 января 2007г. № 45 утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2007 № 8970) (далее -Инструкция).
Инструкция устанавливает порядок работы с письменными, а также устными обращениями граждан, должностных лиц и других лиц. Так, согласно пункту 1.2. по обращениям граждан, принятым к рассмотрению, исполнитель проводит проверку по указанным в обращении фактам, осуществляет сбор информации и документов.
Из анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что должностные лица государственного пожарного надзора в целях исполнения государственной функции правомочны рассматривать обращения, заявления, жалобы граждан с выходом на место, в том числе, по вопросу соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности.
При изложенных обстоятельствах постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике Управлению надзорной деятельности Отделу надзорной деятельности г. ФИО9, ФИО10, Юкаменского и Ярского районов, г. Глазов (далее - административный орган) № 104/17 от 28.03.2011 по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. ст. 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л :
1. Признать постановление о назначении административного наказания от 28.03.2011 № 104/17 Отделения надзорной деятельности г. ФИО9, ФИО10, Юкаменского и Ярского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по УР (г. Ижевск), вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью Торговый комплекс «Центральный рынок» (г. Глазов) незаконным и подлежащим отмене. Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью Торговый комплекс «Центральный рынок» (г. Глазов) удовлетворить.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в десятидневный срок со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ посредством подачи апелляционной жалобы в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л. Ю. Глухов