ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-338/20 от 27.07.2023 АС Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru

__________________________________________________________________________________ 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-338/2020  10 августа 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2023 года. Полный текст  решения изготовлен 10 августа 2023 года. 

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коньковой Е.В.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епишкиной А.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с  ограниченной ответственностью «Статус» к Администрации города Ижевска в  лице Главного управления архитектуры и градостроительства и Муниципальному  бюджетному учреждению «Архитектурно-планировочное бюро», с участием  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора Управления имущественных отношений и земельных ресурсов  Администрации города Ижевска о признании незаконными действий по  исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на  территории муниципального образования «Город Ижевск» объектов заявителя и  отказу во включении в нее места размещения нестационарных торговых объектов;  об обязании устранить допущенные нарушения, 

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 01/02 от  05.02.2023, диплом 107718 0079224 от 28.03.2014, 

от ответчиков и третьего лица: не явились (уведомление в деле),

дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том  числе посредством размещения соответствующих судебных актов в  информационной системе «Картотека арбитражных дел» (статьи 121-123, 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), 

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Статус» (далее –  общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с  исковым заявлением к Администрации города Ижевска о признании незаконным  отказа во включении принадлежащих заявителю нестационарных торговых  объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории 


муниципального образования «Город Ижевск» (далее – Схема) и обязании  устранить допущенные нарушения. 

С согласия заявителя судом уточнен ответчик: Администрация города  Ижевска в лице Главного управления архитектуры и градостроительства. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации  города Ижевска. 

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 октября  2020 года настоящее дело для совместного рассмотрения объединено в одно  производство с делом № А71-12540/2020 по заявлению общества о признании  незаконным отказа Администрации города Ижевска в лице Управления  имущественных отношений и земельных ресурсов в заключении договора на  размещение нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: г.  Ижевск, в юго-восточной части кадастрового квартала, граница которого  проходит по ул. Красной, ул. Советской, ул. К. Маркса, ул. Ленина (ул. Ленина  напротив ж/<...>), с кадастровым номером 18:26:050642:29,  выразившемся в ответе от 14.09.2019 за № 01-21/09778; об обязании  Администрацию города Ижевска в лице Управления имущественных отношений  и земельных ресурсов заключить договор на размещение нестационарных  торговых объектов по адресному ориентиру: г. Ижевск, в юго-восточной части  кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Красной, ул. Советской,  ул. К. Маркса, ул. Ленина (ул. Ленина напротив ж/<...>), с  кадастровым номером 18:26:050642:29 без проведения аукциона. 

В судебном заседании 9 сентября 2021 года судом, на основании статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено  ходатайство Общества с ограниченной ответственностью «Статус» об уточнении  заявленных требований, предъявленных к Администрации города Ижевска в лице  Главного управления архитектуры и градостроительства, а именно: о признании  незаконным отказа во включении в Схему нестационарных торговых объектов  общества по адресному ориентиру: г. Ижевск, в юго-восточной части  кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Красной, ул. Советской,  ул. К. Маркса, ул. Ленина (ул. Ленина напротив ж/<...>), с  кадастровым номером 18:26:050642:29, оформленном в ответе от 30.07.2019г. за   № 01-06/07218; об обязании администрации включить в Схему место размещения  нестационарных торговых объектов общества по адресному ориентиру: г. Ижевск,  в юго-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул.  Красной, ул. Советской, ул. К. Маркса, ул. Ленина (ул. Ленина напротив ж/д   № 171 по ул. К Маркса), с кадастровым номером 18:26:050642:29 площадью 374  кв.м. 

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября  2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено 


Муниципальное бюджетное учреждение «Архитектурно-планировочное бюро», в  дальнейшем привлеченного по ходатайству заявителя в качестве соответчика. 

В судебном заседании 25 мая 2023 года обществом в порядке,  предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, поддержаны только исковые требования, предъявленные к  Администрации города Ижевска в лице Главного управления архитектуры и  градостроительства и Муниципальному бюджетному учреждению  «Архитектурно-планировочное бюро» (далее – администрация и учреждение,  вместе – ответчики) о признании незаконными действий администрации по  исключению из Схемы и отказу во включении в Схему нестационарных торговых  объектов общества, расположенных по адресному ориентиру: город Ижевск, в  юго-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по  ул.Красной, ул.Советской, ул.К.Маркса, ул.Ленина (ул.Ленина напротив ж/<...>) на земельном участке с кадастровым номером  18:26:050642:29; и обязании администрацию устранить допущенные нарушения  путем включения в Схему места размещения нестационарных торговых объектов  общества по адресному ориентиру: город Ижевск, в юго-восточной части  кадастрового квартала, граница которого проходит по ул.Красной, ул.Советской,  ул.К.Маркса, ул.Ленина (ул.Ленина напротив ж/<...>) на  земельном участке с кадастровым номером 18:26:050642:29 площадью 374 кв.м. 

Как следует из материалов дела, по договору № 203/03 от 13 ноября 2003  года (далее – договор аренды) администрация предоставила обществу земельный  участок общей площадью 288,8 кв.м по ул. Ленина г. Ижевска согласно паспорта  МАФ № 127 для размещения торговой зоны. 

Срок действия договора, установленный до 1 мая 2004 года, в дальнейшем  продлевался соглашениями № 203/03-2 от 7 июня 2004 года, № 203/03-3 от 30 мая  2005 года, № 203/03-4 от 1 марта 2006 года. 

Соглашением № 203/03-5 от 17 июня 2008 года в договор аренды внесены  изменения, в числе которых площадь предоставленного обществу на условиях  аренды земельного участка увеличена до 374 кв.м., в том числе 275 кв.м площадь,  занимаемая торговыми модулями, 47 кв.м площадь, занимаемая торговыми  модулями, 52 кв.м площадь, занимаемая крытыми лотками с адресом (адресным  ориентиром): в юго-восточной части кадастрового квартала, граница которого  проходит по ул. Красной, ул. Советской, ул. К. Маркса, ул. Ленина (ул. Ленина  напротив ж/<...>); с кадастровым номером 18:26:050642:529  согласно паспорту на установку малых архитектурных форм (МАФ) № 188-06;  срок действия договора продлен до 30 декабря 2009 года. 

Соглашением № 203/03-6 от 11 марта 2010 года уточнено разрешенное  использование земельного участка: для комплексного размещения  мелкорозничной торговой сети, состоящей из 12 павильонов и крытых лотков с  указанием площади размещения каждого павильона и крытых лотков; срок  действия договора, продленный до 9 января 2011 года, в дальнейшем продлевался  соглашениями № 203/03-7 от 21 февраля 2011 года, № 203/03-8 от 8 декабря 2011  года, № 203/03-9 от 6 ноября 2012 года, № 203/03-10 от 17 декабря 2013 года. 


Соглашением № 203/03-11 от 14 мая 2015 года, в числе прочего, срок аренды  продлен до 10 августа 2019 года. 

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии по Удмуртской Республике 9 июня 2015 года произведена  государственная регистрация данного соглашения. 

Постановлением Администрации города Ижевска от 10 февраля 2017 года   № 34 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на  территории муниципального образования «Город Ижевск» торговые павильоны и  крытые лотки, расположенные на земельном участке с кадастровым номером  18:26:050642:29 площадью 374 кв.м включены в Схему под номером 215 (П). 

Постановлением Администрации города Ижевска от 12 мая 2017 года № 194,  в связи с изменением структуры Схемы, торговые павильоны и крытые лотки,  расположенные на земельном участке примерно в 10 метрах на юг от жилого дома   № 171 по ул. К Маркса площадью 374 кв.м, указаны в Схеме под номером 49 (П). 

Постановлением Администрации города Ижевска от 5 марта 2018 года № 88  «О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от  10.02.2017 № 34» названные нестационарные торговые объекты исключены из  Схемы. 

В феврале 2019 года общество ООО обратилось в администрацию с  заявлением о включении нестационарных торговых объектов в Схему, на что  поступил ответ, согласно которому причиной исключения торгового ряда  послужило его нахождение на расстоянии менее 6 м от жилого дома № 171 по ул.  К.Маркса, что является нарушением СП 4.13130 «Системы противопожарной  защиты». 

Постановлением Администрации города Ижевска от 3 июня 2021 года № 961  «О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от  10.02.2017 № 34» под номером 99 (П) в Схему включено место размещения 


торговых павильонов примерно в 10 метрах на юг от жилого дома № 171 по ул. К.  Маркса площадью размещения 9-50 кв.м. 

Постановлением Администрации г. Ижевска от 05.04.2023 № 461 «О  внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от  10.02.2017 № 34 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых  объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» место  размещения торговых павильонов примерно в 10 метрах на юг от жилого дома   № 171 по ул. К. Маркса площадью размещения 9-50 кв.м перенесено во вторую  часть Схемы: «Места возможного размещения нестационарных торговых  объектов». 

Считая действия администрации и учреждения, выполняющего  муниципальные задания и работы по подготовке градостроительной  документации, формированию земельных участков, инвентаризации земель,  инженерно-геодезических работ, в том числе связанных с внесением изменений в  Схему (пункт 2.3. Устава Муниципального бюджетного учреждения  «Архитектурно-планировочное бюро»), общество предъявило рассматриваемые  требования. 

Администрация возражает против удовлетворения заявленных требований,  указав на отсутствие безусловно абсолютного и бессрочного характера права  хозяйствующего субъекта на сохранение ранее занимаемого им места размещения  нестационарного торгового объекта при внесении изменений в Схему; на то, что  невключение в Схему спорного места послужил факт нарушения  противопожарных требований, а также, что исключение нестационарных  торговых объектов из Схемы является правом органа местного самоуправления,  предоставленного ему в рамках законодательно установленных полномочий. 

Учреждение поддержало заявленные администрацией возражения,  дополнительно указав на то, что действующими Правилами благоустройства  города Ижевска не допускается установка нестационарных торговых объектов по  спорному адресу. 

Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства  в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам. 

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают  на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 


В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его  отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и  устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и  действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного  правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)  незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых  обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам  и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. 

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту,  законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых  действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на  принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия)  возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили  действие (бездействие). 

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания,  установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и  законных интересов возлагается на заявителя. 

В соответствии с положениями абзацев 10, 11 пункта 1 статьи 2  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного  значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской 


Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами  местного самоуправления самостоятельно. К органам местного самоуправления  относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые  представительным органом муниципального образования органы, наделенные  собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 

В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 16 названного Федерального закона к  вопросам местного значения городского округа относится создание условий для  обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания,  торговли и бытового обслуживания. 

На основании статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются на основании решения органа государственной  власти или органа местного самоуправления или договора. 

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской  Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных  участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может  осуществляться без предоставления земельных участков и установления  сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных  конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются  Правительством Российской Федерации. 

При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской  Федерации установлено, что использование земель или земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, без  предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения  уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом  6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных  торговых объектов. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской  Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или  земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных  торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в  Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). 

Согласно части 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Закона о торговле органы  местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей  муниципального образования услугами торговли. 

В статье 2 Закона о торговле определено, что под нестационарным  торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой  временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с  землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения  (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения,  в том числе передвижное сооружение. 


Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в  зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности  или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой  размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости  обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов  минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1  статьи 10 Закона о торговле). 

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и  утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с  уставом муниципального образования, в порядке, установленном  уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской  Федерации (часть 3 статьи 10 Закона о торговле). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010   № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов,  расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях,  находящихся в государственной собственности, в схему размещения  нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в  схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение  нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или  среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;  формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых  объектов, форм и способов торговли. 

Порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов на  землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в  части, не урегулированной федеральными законами, регулируются  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть  предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со  схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением  земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на  конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных  документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного  участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных  договоров или разрешений) и без оформления таковых. 

Таким образом, законодатель установил особое правовое регулирование  использования земель или земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них  нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов  без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании  схемы размещения нестационарных торговых объектов. 

В силу положений части 6 статьи 10 Закона о торговле утверждение схемы  размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее  изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения 


нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или  эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. 

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от  29.01.2015 № 225-О разъяснено, что осуществление местной администрацией  отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по  решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию  интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения,  развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не  может носить произвольный характер. 

Содержащееся в части 6 статьи 10 Закона о торговле положение  направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых  услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую  деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на  недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса,  ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при  изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных  торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. 

При этом реализация этого законоположения должна основываться на  вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного  осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с  гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой  конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и  гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его  полномочий (статья 12) – с другой. 

В связи с этим в каждом конкретном случае при утверждении (изменении)  схемы размещения нестационарных торговых объектов необходимо достижение  баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих  хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального  образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности,  действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых  объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания  условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении  необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для  стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места  ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение Конституционного Суда  Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О). 

Исходя из положений Закона о торговле, с учетом правовых позиций,  изложенных в определении Конституционного Суда от 29.01.2015 № 225-О,  порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных  нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых  объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых  субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими  торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов 


и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на  обеспечение стабильного ведения предпринимательства. 

На территории Удмуртской Республики Правила разработки и  утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов утверждены  приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от  21 августа 2015 года № 65. 

В качестве оснований внесения изменений в Схему в пункте 16 Правил, в  редакции действовавшей на момент исключения нестационарных торговых  объектов истца из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на  территории города Ижевска, указаны: 


11) неосуществление деятельности хозяйствующим субъектом более трех  месяцев. 

Окончание срока действия договора аренды земельного участка,  предоставленного для размещения нестационарных торговых объектов  основанием для исключения их из Схемы ни на момент внесения  соответствующих изменений относительно объектов истца, ни на момент  рассмотрения настоящего спора не является основанием для изменения Схемы. 

Доводы администрации и учреждения о том, что включение спорных  нестационарных торговых объектов в Схему невозможен по причине  несоответствия их размещения требованиям пожарной безопасности  опровергаются представленными обществом доказательствами, в частности  заключением квалифицированного специалиста в области оценки пожарного  риска и условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной  безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Оскар» от 12 апреля  2019 года и ответами Главного управления МЧС России по Удмуртской  Республике, из которых следует, что наружные стены и покрытия торговых  объектов заявителя могут рассматриваться как противопожарные с необходимым  пределом огнестойкости. 

Само по себе установление предельных расстояний размещения  нестационарных торговых объектов, при наличии доказательств их возможной  безопасной эксплуатации, не может служить достаточным и безусловным  основанием для исключения их из Схемы. 

Ссылка учреждения на внесение изменений в Правила благоустройства  города Ижевска решением Городской думы города Ижевска от 18 февраля 2021  года № 80, установивших предельное расстояние размещения нестационарных  торговых объектов – менее 20 метров от окон жилых помещений признана судом  не состоятельной, поскольку в деле не имеется доказательств нарушения  указанных требований, кроме того, уже после приятия этого решения  постановлением Администрации города Ижевска от 3 июня 2021 года № 961 «О  внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от  10.02.2017 № 34» в Схему включено спорное место размещения торговых  павильонов примерно в 10 метрах на юг от жилого дома № 171 по ул. К. Маркса,  только меньшей площадью размещения: 9-50 кв.м. 

В ходе судебного разбирательства судом не удалось установить в связи с  чем, и по каким основаниям учреждением, занимавшимся разработкой  постановления Администрации города Ижевска от 3 июня 2021 года № 961, была  уменьшена площадь размещения объектов заявителя до 9-50 кв.м вместо 374 кв.м,  составляющих площадь земельного участка с кадастровым номером  18:26:050642:29, образованного и поставленного на кадастровый учет для  размещения нестационарных торговых объектов заявителя, и включенных в  проект постановления Администрации города Ижевска «О внесении изменений в  постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 № 34» от 17 июля  2019 года. 


Объяснения администрации со ссылкой на право органа местного  самоуправления, предоставленного в рамках законодательно установленных  полномочий, определять все параметры размещения нестационарных торговых  объектов, не могут быть признаны правомерными, поскольку произвольный  пересмотр схемы размещения нестационарных торговых объектов, невключение в  Схему или исключение из нее уже функционирующих объектов, приводит к  административному сокращению бизнеса хозяйствующих субъектов. Это  противоречит смыслу части 6 статьи 10 Закона о торговле, согласно которой  схема размещения – инструмент систематизации размещения объектов, исходя из  долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для  граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой  деятельности, а не средство для административного сокращения количества  торговых объектов и ограничения предпринимательской активности. 

Реализация закрепленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» полномочий органов местного самоуправления предполагает  обеспечение стабильности прав и законных интересов хозяйствующих субъектов,  осуществляющих торговую деятельность, прежде всего субъектов малого и  среднего предпринимательства, возможности устойчивого развития указанных  субъектов. 

В этой связи развитие всех форматов розничной торговли (в том числе  нестационарных) является одной из важных задач органов местного  самоуправления прежде всего как инфраструктурная мера поддержки  отечественных производителей. 

Сокращение количества законно функционирующих объектов при  формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых  объектов, немотивированный и необоснованный пересмотр ранее объявлявшихся  и утвержденных правил и процедур нарушает стабильность прав хозяйствующих  субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и препятствует возможности  долгосрочного планирования ими своего бизнеса. 

С учетом изложенного, судом дана критическая оценка процессуальному  поведению учреждения, фактически уклонившего от участия в судебном  разбирательстве и не давшего каких-либо пояснений относительно сокращения  площади размещения спорных нестационарных торговых объектов, в том числе и  по той причине, что администрация является учредителем указанного  юридического лица. 

Оценив указанные обстоятельства в их совокупности и взаимной связи, с  учетом фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что действия  ответчиков по внесению изменений в Схему относительно места размещения  спорных нестационарных торговых объектов общества фактически являются  искусственным и необоснованным созданием предпринимателю препятствий в  реализации его законного интереса в оформлении прав на размещение своих  торговых объектов на испрашиваемом земельном участке, что свидетельствует о 


наличии в действиях учреждения и администрации признаков  недобросовестности. 

Доказательств наличия каких-либо иных препятствий к удовлетворению  уточненных обществом требований материалы дела не содержат, об их наличии  ответчиками в рамках судебного разбирательства не заявлено. 

Принимая во внимание, что каких-либо уважительных причин в  обоснование пересмотра спорного места размещения нестационарных торговых  объектов, строительство, эксплуатация которых начаты до утверждения Схемы  размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального  образования «Город Ижевск» ни администрацией, ни учреждением не приведено,  суд признал не включение спорного места размещения ранее находившегося в  утвержденной Схеме и эксплуатируемых обществом объектов, не  соответствующим положениям части 6 статьи 10 Закона о торговле и  нарушающим права и законные интересы заявителя при осуществлении  предпринимательской деятельности, на дальнейшее продолжение указанной  деятельности по спорному адресу путем заключения договора на размещение  нестационарных торговых объектов по результатам конкурентных процедур. 

Учитывая принцип правовой определенности и во избежание нарушения  правомерных, разумных ожиданий участников гражданского оборота, в целях  предоставления обществу права реализовать возможность продолжения  предпринимательской деятельности по спорному адресу путем участия в торгах  на право заключения договора на размещение нестационарных торговых  объектов, суд признал возможным заявленные требования удовлетворить. 

Согласно принятого по делу решения, на основании статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные  расходы относятся на ответчиков поровну. При этом излишне уплаченная  обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина  подлежит возврату заявителю из средств федерального бюджета в порядке,  предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 174, 176, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской  Республики 

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить в полном объеме.  

Признать незаконными действия Администрации города Ижевска по  исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на  территории муниципального образования «Город Ижевск» и отказу во включении  в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории  муниципального образования «Город Ижевск» нестационарных торговых  объектов Общества с ограниченной ответственностью «Статус», расположенных  по адресному ориентиру: город Ижевск, в юго-восточной части кадастрового  квартала, граница которого проходит по ул.Красной, ул.Советской, ул.К.Маркса,  ул.Ленина (ул.Ленина напротив ж/<...>) на земельном участке  с кадастровым номером 18:26:050642:29. 


Обязать Администрацию города Ижевска устранить допущенные  нарушения путем включения в Схему размещения нестационарных торговых  объектов на территории муниципального образования «Города Ижевск» места  размещения нестационарных торговых объектов Общества с ограниченной  ответственностью «Статус» по адресному ориентиру: город Ижевск, в юго-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по  ул.Красной, ул.Советской, ул.К.Маркса, ул.Ленина (ул.Ленина напротив ж/д   № 171 по ул.К.Маркса) на земельном участке с кадастровым номером  18:26:050642:29 площадью 374 кв.м. 

Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства  Администрации города Ижевска в пользу Общества с ограниченной  ответственностью «Статус» 1 500 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов  по оплате государственной пошлины. 

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Архитектурно-планировочное бюро» в пользу Общества с ограниченной ответственностью  «Статус» 1 500 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по оплате  государственной пошлины. 

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Статус» из  средств федерального бюджета 6 000 руб. 00 коп. государственной пошлины,  уплаченной по платежному поручению № 306 от 15.10.2020. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его  принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской  Республики. 

Судья Е.В.Конькова 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 21.03.2023 1:39:00

Кому выдана Конькова Елена Вячеславовна