ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-3413/11 от 15.06.2011 АС Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-3413/2011

А5

22июня 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011г.

Полный текст решения изготовлен 22июня 2011г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи В.Н.Симонова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саляховой С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Буровые системы», с. Завьялово Завьяловского района УР

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике г.Ижевск

о признании недействительным и отмене постановления о назначении административного наказания

с участием

заявителя: ФИО1 – по доверенности № 73 от 16.05.2011г., ФИО2 – по доверенности № 5 от 11.01.2011г., ФИО3 – по доверенности № 72 от 16.05.2011г.,

заинтересованного лица: ФИО4 – по доверенности № 20 от 12.04.2011г., ФИО5- по доверенности от 10.12.10г

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики

Общество с ограниченной ответственностью «Буровые системы», (далее «Буровые системы», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее Росприроднадзор по УР, заинтересованное лицо) от 30 марта 2011 № 7-О/Пс-03 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ.

В судебном заседании 10.06.11г объявлен перерыв до 15.06.10г., после чего судебное заседание продолжено с участием тех же сторон.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, заявленные требования отклонило.

Изучив материалы дела, заслушав представителейсторон, арбитражный суд

  установил:

Управление Росприроднадзора по УР провело в отношении ООО «Буровые системы» плановую проверку, по результатам которой составлены акт проверки № 7/0-4/Н-5/3 от 03.03.2011, протокол об административном правонарушении от 16.03.11 № 7-О/Пр-05 (л.д. 39,35).

Проверкой установлено следующее.В соответствии с договором № Д.0040.15.09.0000 генподряда на выполнение работ по строительству скважин от 16.06.2009 года, договора № Д.0090.34.09.0000 от 17.12.09г, заключенных между ООО «Буровые системы» и ОАО «Удмуртская нефтяная компания», Общество является подрядчиком строительства скважин Центрального, Дебесского месторождений.

30.12.2010 и 01.03.2011 стороны договора заключили дополнительные соглашения к договору № Д.0040.15.09.0000. В соответствии с предварительным графиком к дополнительному соглашению от 01.03.2011 строительство скважин №№ 301, 305 и 311 на Центральном месторождении является предметом договора № Д.0040.15.09.0000.

Общество в 2009-2010 годах произвело размещение отходов бурения на Центральном, Патраковском и Дебесском месторождениях нефти.

Общество, выполнявшее подрядные работы по строительству скважин в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2009 и 2010г не представило сведения о размещении буровых отходов на указанных объектах.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Росприроднадзора по УР вынесено постановление от 30.03.11г № 7-О/Пс-03 о привлечении ООО «Буровые системы» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде взыскания 10000 руб. штрафа.

Заявитель, не согласившись с принятым постановлением обратился в суд с требованием о признании его недействительным и отмене, приведя следующие доводы. По мнению заявителя, Общество не является собственником буровых отходов, в проверяемом периоде не занималось их размещение, а осуществляло лишь накопление и временное хранение отходов в амбарах.

Согласно п. 3.7.4 Группового рабочего проекта № 39.06 Заказчик буровых работ, являющийся недропользователем, производит размещение бурового шлама силами подрядчика.

В соответствии с условиями п. 4.1.24, п. 4.3.5, п. 4.3.9 договора № Д.0040.15.09.0000, договора № Д.0090.34.09.0000 лицом, ответственным за представление сведений о размещении буровых отходов является заказчик строительства объекта, который и является собственником данных отходов.

Кроме того, административным органом пропущен годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности за непредставление сведений за 1-3 кв. 2009г

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, представив отзыв на заявление, полагает обжалуемое постановление законным и обоснованным. Административный орган считает, что Общество в проверяемом периоде размещало буровые отходы и является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 8.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду или природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

На основании статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 1Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 4Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г.).

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К виду негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 2.2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26.01.1993 Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (в ред. Приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77), определено, что плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, которая возмещает затраты на компенсацию этих форм вредного воздействия, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ведется в соответствии с названной Инструкцией от 26.01.93г.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее- Межгосударственный стандарт) отходы производства- это образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых и т.п.

Согласно п. 7.18 Межгосударственного стандарта производителем отходов является любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходыили, если лицо неизвестно, лицо, которое владеет этими отходамиили на чьей территории они расположены.

Пунктом 7.9 Межгосударственного стандарта предусмотрено, что владелец отходов - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение.

В соответствии с пунктом 4.3.10 договора № Д.0040 15.09.0000, договора № Д.0090.34.09.0000 подрядчик производит утилизацию шлама в места, указанные заказчиком.

Приложениями к указанным договорам установлено, что подрядчик обеспечивает строительство скважины материалами, изделиями, конструкциями и инженерным оборудованием, глинопорошком, химическими реагентами для обработки бурового раствора.

Пунктом 3.7.4 Группового рабочего проекта № 39.06 (далее- Проект) предусмотрено размещение бурового шлама подрядчиком. Порядок ликвидации шламового амбара установлен п. 3.9 Проекта, согласно которому предусмотрена техническая рекультивация силами подрядчика, включающая ликвидацию шламовых амбаров, содержащих буровые отходы, путем засыпки грунта с нанесением плодородного слоя грунта на предварительно спланированную поверхность земельного участка.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела в проверяемом периоде отходы бурения (в т.ч. буровой шлам и буровые сточные воды), являющиеся отходами производства, образовались в ходе осуществления Обществом (подрядчиком) строительства эксплуатационных скважин.

При этом, подрядчиком использовался буровой раствор, химические реагенты для обработки бурового раствора, цемента, глинопорошка, принадлежащих Обществу, что последним не оспаривается.

Административным органом установлено, что буровые отходы относятся к 4 классу опасности (л.д.310.

Обществом на объектах месторождения нефти проведена техническая рекультивация в порядке, предусмотренном п. 3.9 Проекта, что подтверждено пояснениями представителей сторон в судебном заседании и заявителем не оспаривается.

Таким образом, лицом, ответственным за представление сведений о размещении буровых отходов является в данном случае Общество.

Доводы заявителя о том, что Общество не размещало отходы бурения и не обязано было представлять сведения об образовавшихся при этом отходах, со ссылкой на условия договора и Проекта, судом не принимаются, поскольку противоречат материалам дела. Условиями п. 4.1.24, п. 4.3.5, п. 4.3.9 договора № Д.0040.15.09.0000, договора № Д.0090.34.09.0000 прямо не предусмотрено возложение на заказчика обязанностей по размещению буровых отходов и представлению сведений об их размещении в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду. Из содержания указанных договоров не следует однозначно, что данную обязанность будет выполнять заказчик вместо подрядчика.

Вопреки утверждению заявителя пунктами 3.7.4, 3.9 Проекта обязанности по обезвреживанию, утилизации буровых отходов, ликвидации шламового амбара с буровыми отходами, возложена не на заказчика, а на подрядчика, то есть в данном случае на Общество.

Следовательно, административный орган правомерно пришел к выводу о том, что Общество размещает буровые отходы и является лицом, ответственным за представление сведений об их размещении в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Состав административного правонарушения судом установлен и подтвержден материалами дела.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности сообщения Обществом полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.

В то же время суд считает обоснованным утверждение заявителя о пропуске годичного срока привлечения к административной ответственности за непредставление Обществом сведений за 1-3 кв. 2009г.

Вместе с тем, данное обстоятельство не привило к принятию административным органом не обоснованного и не законного постановления, поскольку соблюден годичный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный 4.5 КоАП РФ, за нарушение законодательства об охране окружающей среды, выразившееся в непредставлении сведений за 4 кв. 2009г и за 1-4 кв. 2010г.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Буровые системы» отказать. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике №7-О/Пс-03 от 30.03.2011 о назначении ООО «Буровые системы» административного наказания по ст. 8.5 КоАП РФ признать законным и оставить без изменения.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу,через Арбитражный суд Удмуртской Республики при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья В.Н. Симонов