АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71- 4100/2008
02 июля 2008г. А25
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2008г.
Решение в полном объеме изготовлено 02 июля 2008г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А.
при ведении судьей протокола судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Малопургинскаая Механизированная строительная организация» с.Малая Пурга
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Удмуртской Республике п.Ува
об оспаривании решения
в присутствии представителей сторон по доверенностям
от заявителя - ФИО1
от ответчика - ФИО2
ООО «Малопургинскаая Механизированная строительная организация» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании частично незаконным решения Межрайонной ИФНС России 6 по Удмуртской Республике от 01.04.2008г. № 855.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что налоговым органом при доначислении налога по транспортным средствам - автомобилям ИЖ- 2717- 220, ИЖ- 27151, ИЖ- 27175-036 необоснованно применена налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей, тогда как должна быть применена ставка, установленная для легковых автомобилей. Факт отнесения автомобилей к легковым подтверждается наличием в паспортах транспортных средств указания на категорию «B»; транспортные средства используются для перевозки работников общества; транспортные средства состоят на балансовом учете в качестве легковых. Кроме того, при определении категории автомобилей «грузовой» или «легковой» следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-094, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359. Названным классификатором ИЖ- 2717- 220, ИЖ- 27151,ИЖ- 27175-036 отнесены к коду 153410170.
Ответчик требования заявителя не признал, указав в отзыве, что налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей, применена обществом не обоснованно, т.к. принадлежащие заявителю автомобили относятся к грузовым. Принадлежность спорных автомобилей к грузовым подтверждается паспортами транспортных средств, информацией завода-изготовителя.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
Межрайонной ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике года проведена камеральная проверка представленной ООО «Малопургинскаая Механизированная строительная организация» декларации по транспортному налогу за 2007год.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 28.02.2008г. № 2189, в котором в том числе зафиксировано, что обществом неправильно применены налоговые ставки:
- в отношении грузового автомобиля ИЖ- 2717- 220, регистрационный знак <***>, мощностью 85 л.с. следовало применить ставку налога для грузовых автомобилей (до 100 л.с.) - 25 руб. с каждой лошадиной силы, в то время как заявителем применена ставка для категории «Легковые автомобили» - 8 руб. с каждой лошадиной силы;
- в отношении грузового автомобиля ИЖ- 27151, регистрационный знак <***>, мощностью 75 л.с. следовало применить ставку налога для грузовых автомобилей (до 100 л.с.) - 25 руб. с каждой лошадиной силы, в то время как заявителем применена ставка для категории «Легковые автомобили» - 8 руб. с каждой лошадиной силы;
- в отношении грузового автомобиля ИЖ- 27175-036, регистрационный знак <***>, мощностью 74,5 л.с. следовало применить ставку налога для грузовых автомобилей (до 100 л.с.) - 25 руб. с каждой лошадиной силы, в то время как заявителем применена ставка для категории «Легковые автомобили» - 8 руб. с каждой лошадиной силы;
- в отношении грузового автомобиля ИЖ- 27175- 036, регистрационный знак <***>, мощностью 74,5 л.с. следовало применить ставку налога для грузовых автомобилей (до 100 л.с.) - 25 руб. с каждой лошадиной силы, в то время как заявителем применена ставка для категории «Легковые автомобили» - 8 руб. с каждой лошадиной силы;
- в отношении грузового автомобиля ИЖ- 27175- 036, регистрационный знак <***>, мощностью 74,5 л.с. следовало применить ставку налога для грузовых автомобилей (до 100 л.с.) - 25 руб. с каждой лошадиной силы, в то время как заявителем применена ставка для категории «Легковые автомобили» - 8 руб. с каждой лошадиной силы.
По результатам проверки принято решение от 01.04.2008г. № 855, которым заявителю доначислено 4940 руб. транспортного налога и 17 руб. пени за его несвоевременную уплату, а также заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст.122 НК РФ, в виде взыскания 968 руб. штрафа.
На основании принятого решения налогоплательщику направлено требование об уплате доначисленных налога и пени.
Оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя о признании частично незаконным указанного решения ответчика не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Удмуртской Республики от 27.11.2002г. № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» с 01.01.2003г. на территории Удмуртской Республики введен транспортный налог.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу статьи 361 НК РФ и статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002г. № 63-РЗ налоговые ставки установлены в зависимости от категории – «Грузовые автомобили» или «Легковые автомобили».
Однако, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Удмуртской Республики о транспортном налоге не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, поэтому в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 16 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств» при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории – «Грузовые автомобили» или «Легковые автомобили».
Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 установлено:
- в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;
- в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;
- в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974.
Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из анализа данных положений следует, что категория «B», указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
В связи с этим, транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» - легковой автомобиль, «7» - фургоны, «9» - специальные.
Из материалов дела следует, что в паспорте транспортного средства ИЖ- 2717- 220 (регистрационный знак <***>) в строке 4 указана категория транспортного средства «B», что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. Одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства – «Грузовой фургон». В строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства ИЖ- 2717- 220 указана «7», что свидетельствует о принадлежности спорного автомобиля к фургонам.
В паспорте транспортного средства ИЖ- 27151 (регистрационный знак <***>) в строке 4 указана категория транспортного средства «B»; в строке 3 паспорта транспортного средства ИЖ- 27151 указан тип транспортного средства – «Грузовой пикап». В строке 2 паспорта вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства ИЖ- 27151 указана «7», что также указывает на принадлежность спорного автомобиля к фургонам.
В паспорте транспортного средства ИЖ- 27175-036 (регистрационный знак <***>) в строке 4 указана категория транспортного средства «B»; в строке 3 паспорта транспортного средства ИЖ- 27175-036 указан тип транспортного средства «Грузовой фургон». В сроке 2 паспорта вторая цифра условного обозначения транспортного средства ИЖ- 27175-036 указана «7», что свидетельствует о принадлежности спорного автомобиля к фургонам.
В паспорте транспортного средства ИЖ- 27175-036 (регистрационный знак <***>) в строке 4 указана категория транспортного средства «B»; в строке 3 паспорта транспортного средства ИЖ- 27175-036 указан тип транспортного средства «Грузовой фургон». В сроке 2 паспорта вторая цифра условного обозначения транспортного средства ИЖ- 27175-036 указана «7», что свидетельствует о принадлежности спорного автомобиля к фургонам.
В паспорте транспортного средства ИЖ- 27175-036 (регистрационный знак <***>) в строке 4 указана категория транспортного средства «B»; в строке 3 паспорта транспортного средства ИЖ- 27175-036 указан тип транспортного средства «Грузовой фургон». В сроке 2 паспорта вторая цифра условного обозначения транспортного средства ИЖ- 27175-036 указана «7», что свидетельствует о принадлежности спорного автомобиля к фургонам.
Таким образом, из паспортов вышеназванных транспортных средств видно, что все пять спорных автомобилей относятся к категории «Грузовые фургоны». Сведений о том, что данные автомобили отнесены к категории «Легковые автомобили», ни паспорта транспортных средств, ни иные материалы дела не содержат.
В связи с этим общество в спорный период неправомерно при исчислении транспортного налога применяло налоговую ставку, установленную для легковых автомобилей, в то время как применению подлежала налоговая ставка, предусмотренная Законом Удмуртской Республики о транспортном налоге для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Судом не принят довод заявителя о правомерности отнесения Обществом спорных автомобилей к легковым со ссылкой на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Указанный классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистки основных средств. Поэтому определения и термины классификатора соответствуют значениям, применяемых в отраслях промышленности, и не могут быть применены в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации для исчисления транспортного налога.
Не принят судом и довод заявителя о правомерности отнесения Обществом спорных автомобилей к легковым со ссылкой на то, что спорные транспортные средства используются для перевозки работников общества. Глава 28 Налогового кодекса РФ, в том числе ст. 358, при отнесении транспортных средств к объектам обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.
Также не принят судом довод заявителя о правомерности отнесения Обществом транспортных средств к легковым автомобилям со ссылкой на то, что они учитываются в качестве таковых на балансе предприятия, как не имеющий значения для рассмотрения спора.
На основании ст.110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении требования ООО «Малопургинскаая Механизированная строительная организация» о признании частично незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Удмуртской Республике от 01.04.2008г. № 855.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Е.А.Бушуева