ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-417/20 от 17.03.2020 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                           Дело №  А71-417/2020

20 марта 2020 года   

Резолютивная  часть решения объявлена 17 марта 2020г.

Полный текст решения изготовлен 20 марта 2020г.                                                                                    

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Удмуртнефть», г. Ижевск о признании незаконным постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Ижевск от 10.01.2020 №90/ГСН-20 о назначении административного наказания,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Русанова В.С. по доверенности от 04.06.2019,

от ответчика: Сальникова А.В. по доверенности от 28.01.2020, Вдовченковой Н.Ю. по доверенности от 10.07.2019,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Удмуртнефть» (далее ОАО «Удмуртнефть», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения в судебном заседании от 26.02.2020) о признании незаконным и отмене постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее управление, ответчик) от 10.01.2020 №90/ГСН-20 о назначении административного наказания в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Заявитель изложил свои требования в заявлении и в дополнительных пояснениях (л.д.5-7, 128-130).

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.23-28).

Из представленных по делу доказательств, следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 27.11.2019 №7152-рп в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Удмуртнефть» в отношении объекта капи­тального строительства - «Чутырское н/м. Обустройство при переводе в ППД. Скважина 994», находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, Чутырское н/м (л.д. 59-61).

В ходе проверки установлено, что работы на объекте капитального строительства выполняются ООО «Прикамтрубопроводстрой» (подрядчик) по договору подряда от 28.03.2018 №0248-2018, заключенному с ОАО «Удмуртнефть» (заказчик). ОАО «Удмуртрефть», являясь заказчиком – застройщиком объекта капитального строительства  при проведении работ по строительству объекта капитального строительства нарушены обязательные требования, установленные проектной и нормативно-технической документацией и нормативными правовыми актами в части соблюдения правил и норм в области безопасности объектов капитального строительства,  именно:

1. строительный и входной контроль.

1.1. в нарушение статьи 53 Градостроительного Ко­декса РФ, пунктов 3, 4, 6 Положения о прове­дении строительного контроля при осуществлении строитель­ства, реконструкции и капиталь­ного ремонта объектов капиталь­ного строительства, утвержден­ного постановлением Правитель­ства РФ от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строитель­ного контроля при осуществле­нии строительства, реконструк­ции и капитального ремонта объ­ектов капитального строитель­ства» заказчиком-застройщиком строительства объекта капитального строительства ОАО «Удмуртнефть» в лице специалиста по организации строительства Ма­лых Г.А. (уполномоченного на основании распоря­жения № 111/2 от 01.08.2018, идентификационный номер в Национальном реестре специалистов С-18148293) мероприятия по строительному и входно­му контролю проводились на низком уровне и не результативно, о чем свидетельствуют указанные в настоящем акте проверки нарушения требований нормативной и проектной документации.

2. геодезический контроль.

2.1. в нарушение проектной документации 256.16.003-Р-017.018.000-НК-01; 256.16.003-Р-017.018.000-ТХ-01, Изм. 1; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ; пункта 5.6 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ре­монте объектов капитального строительства и требований, предъявляемым к актам освиде­тельствования работ, конструк­ций, участков сетей инженерно-технического     обеспечения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128, не оформлены и не представлены к проведению настоящей проверки исполнительные схемы и про­фили участков сетей инженерно-технического обес­печения - высоконапорного водовода и трубопрово­да системы водоотведения, не является возможным установить фактическое расположение проложенных сетей.

3. устье скважины.

3.1. в нарушение проектной документации 256.16.003-П-017.018.000-ИОС7-01-ПЗ-001, частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ не освидетельствованы работы по мон­тажу устьевой арматуры АФК1-65x21 по ТУ 3665-009-49652808-2004 нагнетательной скважины №994, исполнительная документация и доку­менты о качестве не оформлены и не представлены к проведению настоящей проверки.

4. высоконапорный водопровод.

4.1. в нарушение проектной документации 256.16.003-П-017.018.000-ИОС-01-ПЗ-001, л. 8; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ, не проведены гидравлические испытания на проч­ность и плотность смонтированного высоконапорно­го водовода на строящемся особо опасном объекте капитального строительства пробным давлением 20МПа в течение 15 минут с дальнейшим снижением давления до рабочего (16МПа) с проведением наружного осмотра наружной поверхности водовода, а так же осмотром разъемных и сварных соединений.

5. система водоотведения.

5.1. в нарушение проектной документации 256.16.003-П-017.018.000-НК-01-С-001. л.2; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ, не освидетельствованы работы по монтажу трубо­проводов системы водоотведения ф200 по ГОСТ 31416-2009, исполнительная документация и доку­менты, подтверждающие качество применяемых из­делий не оформлены и не представлены к проведе­нию настоящей проверки;

5.2. в нарушение проектной документации 256.16.003-Р-017.018.000-НК-01 -ОД-001,л. 1; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ,  пункта 7.26 СНиП 3.05.04-85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации», не проведено предварительное испытание трубо­провода дождевой канализации на герметичность при не присыпанном землей трубопроводе (в тече­ние 30 минут с добавлением воды в колодец, не до­пуская снижения уровня воды более чем на 20 см), документация, подтверждающая проведение таких испытаний не оформлена и не представлена к прове­дению настоящей проверки.

6. структурированная система мониторинга и управ­ления инженерными системами зданий и сооруже­ний.

6.1. в нарушение проектной документации 256.16.003-П-017.018.000-ГОЧС-02-ПЗ-001; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ, не выполнены мероприятия по созданию системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, а именно: не организовано поступление сигналов СМИС: - о предельном (аварийном) давлении в нагнетатель­ной скважине № 994 (более 21МПа); - о предельном (аварийном) давлении в высокона­порном водоводе (более 21МПа) с системы телемеханики нагнетательной скважины №994: 1) на цех добычи нефти и газа (ЦДНГ) Чутырского н/м. Сервер интеграции СМИС; 2)       с сервера интеграции СМИС на сервер СМИС серверной ЗАО «ИННЦ»; 3)      с серверной ЗАО «ИННЦ» получателям тревожных сообщений, на автоматизированное рабочее место (АРМ) СМИС диспетчерской ОАО «Удмуртнефть» и через сеть передачи данных и операторов связи на: сервер СМИС единой диспетчерской дежурной службы (ЕДЦС) Игринского района; с сервера СМИС ЕДЦС Игринского района на АРМ СМИС ЕДЦС Игринского района и операторов ЕДЦС муниципального района;  с операторов ЕДЦС муниципального района в службу пожарной охраны, МВД, МЧС, ФСБ, скорую медицинскую помощь.

7. допущены нарушения требований пожарной без­опасности, а именно:

7.1. в нарушение  проектной документации 256.16.003-П-017.018.000-ПБ-01-ПРЛ-002, л. 1; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ, не освидетельствованы работы по устройству пло­щадки для стоянки пожарной техники, исполнитель­ная документация не оформлена и не представлена к проведению настоящей проверки.

8. допущены нарушения требований экологической безопасности, а именно:

8.1. в нарушение проектной документации 256.16.003-П-017.018.000-ООС-01-ПЗ-001,л.л. 30-33; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ, не подтверждено проведение мероприятий по ути­лизации твердых бытовых отходов, образующихся при проведении строительно-монтажных работ (4 и 5 класса опасности) на строящемся объекте капи­тального строительства, документация, подтвер­ждающая проведение таких мероприятий не оформ­лена и не представлена к проведению настоящей проверки;

8.2. в нарушение проектной документации 256.16.003-П-017.018.000-ООС-01-ПЗ-001, л.л. 15,16; частей 3, 6 Градостроительного ко­декса РФ, не оформлены и не представлены к проведению настоящей проверки документы, подтверждающие вывоз технических стоков на очистные сооружения, образующихся при проведении гидравлических ис­пытаний и промывки трубопроводов, бытовых сто­ков обслуживания строительной техники и хозяй­ственно-бытовых нужд, образующихся в период проведения строительно-монтажных работ.

По результатам проверки управлением составлен акт от 09.12.2019 №117/ГСН-19, обществу выдано предписание от 09.12.2019 №117-1/437-19 (л.д.49-58).

По факту выявленных нарушений в отношении ОАО «Удмуртнефть» в присутствии представителя общества составлен протокол от 30.12.2019 №90/ГСН-19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) (т. 1 л.д. 41-43).

Копия протокола об административном правонарушении от 30.12.2019 № 90/ГСН-19, в котором указана информация о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вручена представителю ОАО «Удмуртнефть» 30.12.2019, о чем имеется отметка в получении (л.д.43 на обороте).

10.01.2020 по результатам рассмотрения материалов административного дела управлением вынесено постановление №90/ГСН-20, согласно которому ОАО «Удмуртнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д.34-38).

Несогласие заявителя с обжалуемыми пунктами постановления послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указал, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, вина в совершении вменяемого нарушения не доказана. Согласно пункту 5 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве» исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В данном случае, строительство осуществлял подрядчик ООО «Прикамтрубопроводстрой», следовательно, нарушения допущены лицом, осуществляющим строительство, и не могут быть вменены заказчику. Проектная документация объекта капитального строительства предполагает обустройство скважины при переводе в систему поддержания пластового давления до точки подключения к устьевой арматуре, что подтверждается тем, что в проекте устьевая арматура обозначена условным знаком (двухстороння стрелка). В проектной документации данный знак трактуется как «граница проектирования» - место, до которого проектом предусматриваются строительно-монтажные работы. После этой границы - существующие сооружения. Устьева арматура внесена в проектную документацию на «Чутырское н/м. Обустройство при переводе в ППД. Скважина 994» для указания конечной точки подключения водовода. Обвязка устьевой арматуры входит в проект по строительству эксплуатационных скважин. В связи с чем, устьевая арматура не является частью буровой скважины, и не является объектом, в отношении которого не проводится экспертиза, следовательно, не подлежат государственному строительному надзору. Задание на проектирование разрабатывалось заказчиком строительства в 2016 году. В задании на проектирование вошли требования по разработке раздела структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее СМИС). В связи с отсутствием технической возможности подключиться к Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального района, уОбщества возникла необходимость исключить раздел СМИС из проектной документации. Общество, являясь застройщиком объекта капитального строительства, обратилось в проектную организацию ЗАО «Ижевский нефтяной научный центр», отвечающую всем установленным требованиям с подтверждением соответствия вносимых в проектную документацию по объекту капитального строительства изменений требованиям, перечисленным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Письмом ЗАО «Ижевский нефтяной научный центр» от 31.10.2019 №06/8508 сообщило, что раздел «СМИС» исключен, в проектную документацию объекта внесены изменения, и в соответствии с частью  3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика, может не проводиться. Общество считает, что, проводя оценку действий в части внесенных изменений в проектную документацию, связанных с исключением раздела СМИС как не соответствующие изначальному техническому заданию заказчика-застройщика объекта ОАО «Удмуртнефть», административный орган вышел за пределы своих полномочий, которыми наделены согласно Административного Регламента, а также Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по сути, являясь органом надзирающим, но не наделенным правами по оценке действий Застройщика.

Возражая против заявления, административный орган указал, что была проведена проверка ОАО «Удмуртнефть» с целью проверки соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов в процессе строительства объекта, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе  требованиям энергетической  эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, выполнение требований частей 2, 3 статьи 52 ГрК РФ. В ходе проверки были выявлены нарушения проектной документации и обязательных требований как со стороны заказчика – ОАО «Удмуртнефть», так и со стороны лица, осуществляющего строительство – ООО «Прикамтрубопроводстрой».

В соответствии с требованиями пункта 14 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, положительным заключением Государственной экспертизы от 25.10.2016 №0449-16/КГЭ-0699/05 объект капитального строительства «Чутырское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе в ППД. Скважина 994» проектная документация на объект капитального строительства должна содержать раздел о создании СМИС, как того требует действующее законодательство.

Порядок создания СМИС регулируются ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства» и ГОСТ Р 22.1.12-2005, которые разработаны в обеспечение реализации Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и других нормативных правовых актов. В соответствии с п.3.2 ГОСТа Р 22.7.01-2016 «Единая дежурно-диспетчерская служба» одной из основных задач ЕДДС является прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия).

Внесенные изменения в проектную документацию противоречат действующему законодательству и не соответствуют изначальному техническому заданию заказчика-застройщика объекта ОАО «Удмуртнефть». Исключение проекта СМИС из проектной документации, прошедшей Государственную экспертизу и получившей положительное заключение экспертов, незаконно. Обществом не получена оценка изменений в проектную документацию на объект капитального строительства.

По мнению ответчика, внеплановая выездная проверка проведена в соответствии с требованиями Закона №294-ФЗ и нормативных правовых актов в области государственного строительного надзора. Грубых нарушений требований закона при проведении проверки не допущено. Права и законные интересы заявителя при рассмотрении административного дела не нарушены. Вина ОАО «Удмуртнефть» в выявленных нарушениях обязательных требований и проектной документации подтверждается материалами административного дела. Множественность и характер выявленных нарушений свидетельствует об игнорировании ОАО «Удмуртнефть» обязательных требований в области градостроительной деятельности и проектной документации.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является, в том числе органом федерального государственного строительного надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Согласно статье 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3).

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (часть 6).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям Технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.

В силу части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2, 3 статьи 52 настоящего кодекса (часть 2 статьи 54 Градостроительного кодекса).

К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок (часть 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, которое устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1129 разработан и утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).

Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно договору подряда от 28.03.2018 №0248-2018 ОАО «Удмуртнефть» выполняет функции заказчика на объекте капитального строительства «Чутырское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе в ППД. Скважина 994».

Согласно пунктам 11.5, 11.6, 11.9 названного договора предусмотрено, что заказчик (ОАО «Удмуртнефтьт») в рамках строительного контроля проводит контроль готовности  подрядчика к выполнению работ и оформляет соответствующее заключение; осуществляет контроль и надзор за ходом и качеством выполненных работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством и правильностью складирования предоставленных материально-технических ресурсов…, а также  контроль за организацией  и осуществлением  подрядчиком строительного контроля; осуществляет приемку выполненных работ  по законченным этапам и осуществляет приемку законченного строительством  объекта.

Таким образом, принимая во внимание условия заключенного договора, а также учитывая положения части 3 статьи 52 ГрК РФ, ОАО «Удмуртнефть» является лицом, обязанным обеспечить соблюдение требований технических регламентов, проектной документации при строительстве указанного объекта капитального строительства.

Факт наличия выявленных в ходе проверки перечисленных выше нарушений требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований при строительстве объекта капитального строительства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).

Вопрос о наличии вины ОАО «Удмуртнефть» в совершении вменяемого ему административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении. Административным органом установлено, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения требований нормативных актов, проектной документации. Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалах дела отсутствуют.

Доводы заявителя судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие материалам дела.

Судом отклоняется довод заявителя о том, что ОАО «Удмуртнефть» не обязано было представлять на проверку проектную документацию, поскольку строительство объекта осуществлял подрядчик ООО «Прикамтрубопроводстрой», следовательно, нарушения допущены лицом, осуществляющим строительство, и не могут быть вменены заказчику.

Пунктом 13 распоряжения о проведении проверки от 27.11.2019 № 7152-рп установлен перечень документов, необходимых для представления ОАО «Удмуртнефть» на проверку: проектная и рабочая документация в полном объеме; документ о вынесении на местность линий отступа от красных линий; документ, подтверждающий утверждение проектной документации; договор строительного подряда; документы, подтверждающие соблюдение требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; договор авторского надзора и тд.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, установлено, что проектная документация должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством РФ, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

В соответствии с п. 6 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 в состав исполнительной документации также включаются следующие материалы: а) исполнительные геодезические схемы; б) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; в) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения; г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); е) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Обязанность по соблюдению требований градостроительного законодательства является публичной обязанностью лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (статьи 51, Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 5 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128, исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.

Из материалов дела следует, что ОАО «Удмуртнефть» является заказчиком-застройщиком при строительстве объекта капитального строительства Чутырское н/м. Обустрой­ство при переводе в ППД. Скважина 994».

ОАО «Удмуртнефть», являясь профессиональным участником в рассматриваемых правоотношениях (в сфере строительства), общество обязано знать и строго соблюдать требования нормативных правовых актов при осуществлении своей профессиональной деятельности. Следовательно, перед началом работ ОАО «Удмуртнефть» должно было обладать соответствующей рабочей и проектной документацией, которую обязано было предоставить на проверку.

Судом отклоняются доводы ответчика о правомерности вносимых в проектную документацию объекта изменений, связанных с исключением раздела СМИС из проектной документации, со ссылкой на отсутствие необходимости соблюдения требований ГОСТ Р 22.1.12-2005.

Порядок создания СМИС регулируется ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления зданиями и сооружениями», который, как указано в п. 4 данного ГОСТа, разработан в обеспечение реализации Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон №68-ФЗ), постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 24.03.1997 №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Согласно преамбуле Федерального закона №68-ФЗ действие данного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона №68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Из статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ следует, что целями данного закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

В пункте 4.2 ГОСТ Р 22.1.12-2005 предусмотрено, что СМИС создают для предупреждения чрезвычайных ситуаций в целях недопущения потерь, ущерба здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и ликвидации аварий.

Положения ГОСТ Р 22.1.12-2005 относятся к организациям, чья деятельность связана с рисками причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и наряду с другими нормативными актами устанавливают обязательные требования создания на опасных объектах структурированной системы мониторинга и управления зданиями и сооружениями.

В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов: возникновения пожара; нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды; нарушения в подаче электроэнергии; нарушения в подаче газа; отказа в работе лифтового оборудования; несанкционированного проникновения в служебные помещения; повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей; затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков; утечки газа; отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений; нарушение работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты; сооружений инженерной защиты; изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.

В соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС должны обеспечивать: прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных; непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов; формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в дежурные и диспетчерские службы объекта; формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в том числе вызванных террористическими актами, в органы повседневного управления РСЧС; автоматизированное оповещение о произошедшей аварии чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации; автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов; документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов.

Положительное заключение Государственной экспертизы от 25.10.2016 № 0449-16/КГЭ-0699/05 объект капитального строительства «Чутырское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе в ГШД. Скважина 994» отнесен к категории опасных производственных объектов в связи с обращением на нём опасных веществ (горючих жидкостей и газов), а также ведением горных работ при эксплуатации нефтяных скважин.

С учетом изложенного, положения ГОСТ Р 22.1.12-2005 о создании СМИС подлежат применению ответчиком при строительстве объекта капитального строительства, поскольку такая деятельность опасного производственного объекта связана с рисками причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В соответствии с требованиями пунктом 14 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму.

Подпунктом б.1 п. 32 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008  №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее Положение №87) предусмотрено, что иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами, должна содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе перечень мероприятий о гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

В проектной документации №256.16.003-П-017.018.000-ГОЧС-02, указано, что раздел «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений» следует разработать в соответствии с требованиями, в том числе ГОСТ 22.1.12-2005, ГОСТ Р 55201-2012. Поэтому заказчик-застройщик объекта ОАО «Удмуртнефть» в проектной документации определил применение данного стандарта при строительстве объекта, в связи с чем, его применение обязательно.

Судом также отклоняются доводы ответчика об отсутствии оснований для проведения повторной государственной экспертизы после исключения раздела СМИС из проектной документации со ссылками на часть 15.2 статьи 48, части 3.8, 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, в целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

Согласно проектной документации №256.16.003-П-017.018.000-ГОЧС-02 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) является частью раздела проектной документации объекта «Чутырское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе на ППД. Скважина 994» (том 12.2), содержащего мероприятия по гражданской обороне, по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, следовательно, созданию СМИС не является отдельным этапом строительства.

На основании пункта 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям.

Изменения в проектную документацию об исключении раздела СМИС не соответствуют изначальному техническому заданию заказчика-застройщика объекта ОАО «Удмуртнефть», не прошли в порядке части 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ оценку Казанским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза», выдавшим положительное заключение государственной экспертизы от 25.10.2016 №0449-16/КГЭ-0699/05 на объект капитального строительства «Чутырское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе на ППД. Скважина 994». Доказательства проведения Казанским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России», выдавшим положительное заключение государственной экспертизы от  25.10.2016 №0449-16/КГЭ-0699/05 на объект капитального строительства «Чутырское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе на ППД. Скважина 994» оценки соответствующих изменений, внесенных обществом в проектную документацию, в материалы дела не представлены.

Судом также отклоняется довод заявителя о том, что в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ ра­боты по обвязке устьевой арматуры не подлежат государственному строительному надзо­ру, по следующим основаниям.

Согласно части 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее стро­ительство реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано обеспечить соблюдение проектной документации.

В проектной документации №256.16.003-П-017.018.000-ИОС7-01-ПЗ-001, л. 6, полу­чившей положительное заключение от 25.10.2016 №0449-16/КГЭ-0699/05, указано, что при обустройстве устья скважины над устьем нагнетательной скважины устанавливается устьевая арматура АФК1-65х21 по ТУ 3665-009-49652808-2004 (раздел 2.1), данная информация так же содержится в заключении экспертизы от 25.10.2016 №0449-16/КГЭ-0699/05.

В рабочей документации №256.16.003-Р-017.018.000-ТХ данная арматура исключена из границы проектирования, что не соответствует информации, содержащейся в проектной документации, получившей положительное заключение экс­пертизы.

Таким образом, заявителем допущены отклонения от требований проектной документации, что является нарушением требований Градостроительного кодекса РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о назначении административного наказания вынесено в присутствии представителя ОАО «Удмуртнефть».

Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения, с учетом наличия отягчающих обстоятельств – повторное совершение административного правонарушения. Суд, учитывая конкретные приведенные выше обстоятельства совершенного правонарушения, считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ.

Оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», материалами дела не подтверждается.

В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством. Непринятие заявителем мер по соблюдению требований технических регламентов, проектной документации посягает на установленный законом порядок в области градостроительной деятельности, содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области строительства.

Допущенные заявителем нарушения нарушают установленный законом порядок в области градостроительной деятельности. Соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства находится под государственным контролем. Государственный контроль в указанной сфере направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества строительства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения предупреждения, поскольку общество не относится субъектам малого и среднего предпринимательства лицам, совершенное обществом правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также общество ранее привлекалось к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Снижение штрафа является правом суда, которое реализуется им при наличии обстоятельств, предусмотренных частью  3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Учитывая множественность выявленных нарушений, а также отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих тяжелое финансовое положение общества, основания для снижения штрафа ниже минимального, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, судом не установлены.

Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела судом не установлено, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

При изложенных обстоятельствах требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной  пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления об отмене постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания от 10.01.2020 №90/ГСН-20, вынесенного в отношении Открытого акционерного общества «Удмуртнефть» г. Ижевск, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                              Л.Ф. Мосина