ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-4561/16 от 08.08.2016 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ижевск                                                                      Дело № А71-4561/2016

12 августа 2016г.                                                                                         

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2016г.

Решение в  полном  объеме изготовлено 12 августа 2016г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Калинина Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Геладзе В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Бабинский», с.Бабино о признании незаконным решения Министерства Сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 15.03.2016 №00951-0218,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.04.2016;

от  ответчика: ФИО2 по доверенности от 26.01.2016,

  УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Бабинский», с.Бабино (далее ООО «Агрокомплекс «Бабинский», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства Сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее Министерство, ответчик) от 15.03.2016 №00951-0218 об отказе в предоставлении субсидии в области растениеводства.

В обоснование своих требований заявитель указал, что первым отчетным годом для общества является период с даты государственной регистрации, то есть с 07.10.2014 по 31.12.2014. На основании этого была сформирована годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2014 год  и в числе иных форм, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ, в установленном порядке представлена в Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР. По данным представленной в Министерство отчетности в доходе общества от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный 2014 год составляет 100 процентов.

На дату обращения общества в Министерство действовало Положение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденное постановлением Правительства УР от 10.03.2015 №82, без учета изменений, внесенных постановлением Правительства УР от 09.03.2016 №90. В действовавшей на момент обращения общества редакции Положения не предусматривалось такого основания для отказа в предоставлении субсидии, как представление документов (копий документов), не соответствующих требованиям, установленных настоящим Положением.

Кроме того, Положение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Положение), утвержденное постановлением Правительства УР от 10.03.2015 №82 не содержит запрета на представление субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за 2014 год.

Ответчик требования заявителя не признал, указав, что сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на получение субсидии только при условии подтверждения наличия установленного законом размера дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный год – то есть за период с 01 января по 31декабря.

Оспариваемое решение принято, руководствуясь действующей редакцией Положения. Редакция Положения, действующая на момент обращения заявителя за предоставлением субсидии также содержит такое основание для отказа как представление документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением (подп.2 п.17 Положения).

Установление запрета в Положении на представление субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за 2014 год является нецелесообразным, потому что субсидии предоставляются из бюджета, а бюджет формируется и утверждается ежегодно. Положения утверждаются либо корректируются ежегодно. Понятие текущего года, данного в ст.6 Бюджетного кодекса РФ, как года, в котором исполняется бюджет, не требует дополнительной конкретизации с указанием порядкового номера календарного года. Действующая редакция Положения распространяется на правоотношения 2016 года. В 2014 году действовало другое Положение, утвержденное постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03 марта 2014 года № 83 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

В связи с чем, считает решение об отказе в выдаче субсидии законным и обоснованным.

В судебном заседании по материалам дела судом установлено следующее.

09 марта 2016г. ООО «Агрокомплекс «Бабинский» представило в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заявку и пакет документов на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (регистрационный номер 01167-02 от 09.03.2016).

Министерством принято решение об отказе в предоставлении субсидии на основании подп.3 п.22 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства УР от 10.03.2015 №82, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 09.03.2016 №90 (далее Положение), в связи с тем, что представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным Положением. Данный отказ мотивирован тем, что п.7 Положения предусматривает предоставление субсидии в два этапа и рассчитывается исходя из посевных площадей под урожай текущего года (2016 года).

Считая, что отказ в предоставлении субсидии незаконен, ООО «Агрокомплекс «Бабинский» обратилось с заявлением о признании его незаконным.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации; в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абз.3 п.2 ст.78 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года № 82 было принято и утверждено «Положение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства». Указанным Положением определены условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур (далее - субсидия).

Согласно п. 7 Положения субсидия предоставляется в два этапа. Размер субсидии на первом этапе (до начала сельскохозяйственных работ) рассчитывается, исходя из планируемых посевных площадей сельскохозяйственных культур под урожай текущего годав размере 80 процентов от суммы субсидии, и определяется по формуле, указанной в Положении. Размер субсидии на втором этапе (после завершения посевных сельскохозяйственных работ) рассчитывается исходя из фактической посевной площади под урожай текущего года с учетом субсидии, полученной на первом этапе, и определяется по формуле, указанной в Положении.

Для получения субсидии заявитель представляет в Министерство не позднее 20 апреля текущего года (первый этап) заявку на предоставление субсидии с приложением документов, содержащих сведения по текущему году, указанных в п.8 Положения.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) на указанные цели, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке (п.2 Положения).

Субсидия предоставляется следующим субъектам (далее - заявители):

1) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год;

2) крестьянским (фермерским) хозяйствам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год (п.3 Положения).

Субсидия не предоставляется заявителям не предоставившим в Министерство отчетности (годовой, квартальной) о финансово-экономическом состоянии заявителя, иной информации и отчетности о деятельности заявителя в установленном порядке (подп.1 п.4 Положения).

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Согласно п.16 Положенияответственность за полноту и достоверность представляемых документов несет заявитель.

В соответствии с п.18 Положения по результатам рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов (копий документов) Министерство в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации документов (копий документов) принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю субсидии.

В случае отказа в предоставлении субсидии Министерство в течение двух рабочих дней после принятия решения об отказе в предоставлении субсидии направляет заявителю письмо с указанием мотивированного обоснования причин отказа в предоставлении субсидии.

Согласно п.19 Положения основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются, в том числе представление документов (копий документов), не соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением (подп.3).

ООО «Агрокомплекс «Бабинский» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.10.2014, о чем свидетельствует запись в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.04.2016.

Из материалов дела следует, что на основании заявки ООО «Агрокомплекс «Бабинский» о предоставлении субсидии за 2014 год и пакета документов в который вошли справка о планируемых посевных площадях, справка-расчет, отчет о подтверждении фактически посеянных площадях сельскохозяйственных культур за 2015 год, сведения об итогах сева под урожай 2015 года было вынесено Министерством решение об отказе в предоставлении субсидии на основании подп.3 п.22 Положения (представление заявителем документов (копий документов), не соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением).

Как следует из п.2 Положения финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом о бюджете Удмуртской Республики.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ дает понятие текущего финансового года, как года, в котором исполняется бюджет.

Реализация настоящего Положения в 2016 году осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в пределах доведенных Министерству в 2016 году по кодам классификации расходов бюджета Удмуртской Республики лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, в 2016 году предоставление субсидии за 2014 - 2015 годы не предусмотрено. На момент принятия оспариваемого решения финансовый год 2014 был окончен.

Таким образом, ООО «Агрокомплекс «Бабинский» на момент подачи заявки от 04.03.2016 в нарушение подп.3 п.22 Положения (в редакции, действующей на момент принятия решения об отказе в предоставлении субсидии) представило документы, не соответствующие требованиям, установленным настоящим Положением, а именно представило документы за 2015 год, а не за текущий.

При таких обстоятельствах, поскольку предоставление субсидии связано с предоставлением заявителем пакета документов, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, а заявителем таких документов не представлено, решение Министерства по отказу в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за 2014 год вынесено в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанные в части 2 статьи 201 АПК РФ обстоятельства судом по материалам не установлены, в связи, с чем в удовлетворении заявления следует отказать.

Доводы заявителя подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Бабинский» в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 15.03.2016 №00951-0218.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного произ- водства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                             Е.В. Калинин