ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-4622/11 от 20.07.2011 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011 город Ижевск улица Ломоносова дом 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-4622/2011

22 июля 2011 года А25

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 июля 2011 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО Торговый комплекс «Центральный рынок», г.Глазов,

об оспаривании предписания

Отдела надзорной деятельности г.Глазова, Глазовского, Юкаменского и Ярского районов Управления надзорной деятельности МЧС РФ по Удмуртской Республике

третье лицо – ФИО1, г.Глазов,

при участии в заседании

от заявителя – директора ФИО2, представителей ФИО3 и ФИО4 по ордерам от 21.06.2011,

от ответчика – представителей ФИО5 и ФИО6 по доверенностям от 11.01.2011,

третьего лица ФИО1, представителя по доверенности от 12.07.2011 ФИО7,

установил следующее.

22.02.2011 в адрес МЧС России поступила жалоба гражданина ФИО1 о нарушениях требований пожарной безопасности на территории ООО Торговый комплекс «Центральный рынок».

02.03.2011 указанная жалоба для проведения проверки направлена в адрес Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике.

25.03.2011 государственным инспектором по пожарному надзору ФИО8 проведен осмотр территории, проездов, мест размещения торговых мест ООО ТК «Центральный рынок», по результатам которого составлен протокол осмотра. При проведении осмотра присутствовал директор ООО ТК «Центральный рынок» ФИО2 Протоколом осмотра зафиксировано, что расстояния от киосков до павильона составляют менее 10 м (1,9 м, 1,85м, 2,3м, 8,82м, 9,4м).

22.04.2011 Отделом надзорной деятельности г.Глазова, Глазовского, Юкаменского и Ярского районов Управления надзорной деятельности МЧС РФ по Удмуртской Республике Обществу с ограниченной ответственностью Торговый комплекс «Центральный рынок» выдано предписание № 199/1/1-1, которым предписано устранить в срок до 25.05.2011 нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выразившееся в том, что расстояние от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО1 составляет менее 10 метров.

ООО Торговый комплекс «Центральный рынок» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания от 22.04.2011 № 199/1/1-1.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в действиях должностных лиц ответчика усматривается нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ от 01.10.2007 № 517, которое выразилось в проведении проверки без согласования с прокуратурой, без распоряжения руководителя, без вручения акта проверки. Кроме того, заявитель в судебном заседании указал, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.06.2011 по делу № А71-3184/2011, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, установлен факт отсутствия нарушения заявителем требований пожарной безопасности, указанного в оспариваемом предписании.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, указанным в отзыве.

Третье лицо считает оспариваемое предписание законным.

Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Оспариваемым предписанием заявителю предписано устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выразившееся в том, что расстояние от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО1 составляет менее 10 метров (нарушение СНиП 2.07.01-89).

Тот факт, что расстояние от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО1 составляет менее 10 метров, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Требования пожарной безопасности при устройстве и размещении торговых павильонов и киосков установлены НПБ 103-95. «Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования».

В соответствии с пунктом 2.4 НПБ 103-95 расстояния от отдельно стоящих киосков (павильонов) и групп сооружений, указанных в п. 2.2, до жилых, общественных, вспомогательных зданий промышленных предприятий и до производственных зданий, а также между торговыми павильонами площадью более 20 кв. м принимаются в соответствии с нормами по планировке и застройке городских и сельских поселений.

Из указанного пункта НПБ 103-95 следует, что расстояния от киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО1 следует устанавливать в соответствии с нормами по планировке и застройке городских и сельских поселений.

В силу приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1*.

------------------------T----------------------------------------

Степень огнестойкости ¦ Расстояние, м, при степени

здания ¦ огнестойкости зданий

+----------T----------T------------------

¦ I, II ¦ III ¦ IIIа, IIIб,

¦ ¦ ¦ IV, IVа, V

-------------------------+----------+----------+------------------

I, II ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10

III ¦ 8 ¦ 8 ¦ 10

IIIа, IIIб, IV, IVа, V ¦ 10 ¦ 10 ¦ 15

Из изложенной нормы следует, что расстояние между объектами зависит от степени их огнестойкости.

Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков (п.44 ст.2 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Согласно п. 1.1 НПБ 103-95степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 кв. м и менее не регламентируется.

Из объяснений ответчика следует, что торговые киоски могут иметь любую степень огнестойкости, как самую высокую, так и самую низкую; степень их огнестойкости зависит от пределов огнестойкости конструкций, применяемых для сооружения киосков, пределы огнестойкости устанавливаются по времени (в минутах) наступления признаков предельных состояний – потери несущей способности, потери целостности, потери теплоизолирующей способности.

Учитывая изложенное, расстояния между торговыми киосками ООО ТК «Центральный рынок» и зданием торгового павильона ФИО1 следует устанавливать исходя из требований приложения 1 СНиП 2.07.01-89 с учетом фактической степени огнестойкости киосков (с учетом степени огнестойкости сооружения, имеющего наиболее низкую степень огнестойкости - примечание к п.2.3 НПБ 103-95: при наличии в группе киосков и павильонов различных степеней огнестойкости расстояние от группы до соседних зданий принимается по сооружению, имеющему наиболее низкую степень огнестойкости).

Поскольку расстояние от торговых киосков ООО ТК «Центральный рынок» до здания торгового павильона ФИО1 составляет менее 10 метров, то оспариваемым предписанием заявителю правомерно предписано устранить данное нарушение обязательных требований пожарной безопасности.

Таким образом, оспариваемое предписание действующему законодательству соответствует, оснований для признания его незаконным не имеется.

Доводы заявителя отклоняются.

Так, отклоняются доводы заявителя о допущенных ответчиком нарушениях при проведении проверки.

Согласно пункта 2 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517 (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.2007г. № 10424), исполнение государственной функции по надзору в установленной сфере деятельности осуществляется, в том числе, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 02 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004г. № 820 «О государственном пожарном надзоре».

Пунктом 8.4 Административного регламента установлена компетенция территориальных отделов органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, согласно которого территориальные отделы проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

В соответствии с подп.7 пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Согласно статье 9 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Приказом МЧС России от 31 января 2007г. № 45 утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2007 № 8970).

Инструкция устанавливает порядок работы с письменными, а также устными обращениями граждан, должностных лиц и других лиц. Так, согласно пункту 1.2 по обращениям граждан, принятым к рассмотрению, исполнитель проводит проверку по указанным в обращении фактам, осуществляет сбор информации и документов.

Из анализа указанных норм следует, что должностные лица государственного пожарного надзора в целях исполнения государственной функции правомочны рассматривать обращения, заявления, жалобы граждан с выходом на место, в том числе, по вопросу соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности.

Отклоняется довод заявителя о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.06.2011 по делу № А71-3184/2011.

В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из изложенной нормы следует, что преюдициальность заключается в отсутствии необходимости доказывания обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу.

Заявитель же указывает на преюдициальное значение содержащихся в указанном решении суда выводов, связанных с оценкой наличия или отсутствия нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а не обстоятельств.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000рублей, понесенные заявителем при подаче заявления в арбитражный суд, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления ООО Торговый комплекс «Центральный рынок», г.Глазов, о признании незаконным, несоответствующим Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предписания Отдела надзорной деятельности г.Глазова, Глазовского, Юкаменского и Ярского районов Управления надзорной деятельности МЧС РФ по Удмуртской Республике от 22.04.2011 № 199/1/1-1.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу,через Арбитражный суд Удмуртской Республики при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Бушуева Е.А.