ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-4931/2018 от 13.06.2018 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело №А71-4931/2018

19 июня 2018г.

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2018г.

Полный текст решения изготовлен 19 июня 2018г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.М.Долговой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Удмуртская, 199» г.Ижевск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике г.Ижевск о признании решения недействительным,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности 09.01.2018;

от ответчика: ФИО2 по доверенности 19.10.2017; ФИО3 по доверенности от 27.12.2017,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Удмуртская, 199» (далее ТСЖ «Удмуртская, 199», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике (далее налоговый орган, инспекция, ответчик) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.01.2018 №7586.

В обоснование заявленных требований ТСЖ «Удмуртская, 199» указало (т. 1 л.д. 5-10), что протоколом общего собрания собственников помещений от 19.04.2013 утверждено вознаграждение членам правления ТСЖ за счет денежных средств, полученных от жителей многоквартирного дома по статье «вознаграждение председателю», согласно проценту сбора. 25.11.2016 состоялось общее собрание членов товарищества, которым избран новый состав правления из пяти человек, при этом, размер вознаграждения не менялся с апреля 2013 года. Общим собранием собственников помещений многоквартирных домов приняты решения о выплате за счет средств жильцов многоквартирного дома вознаграждений председателю правления и членам правления ТСЖ за выполнение возложенных на них функций жилищным законодательством и уставом товарищества.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что осуществление председателем правления и правлением ТСЖ функций по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, подотчетному общему собранию членов ТСЖ, свидетельствует об оказании услуг ТСЖ по трудовому или гражданско - правовому договору. Кроме того, статьей 147 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на заключение с членами правления, в том числе, с председателем правления трудовых договоров (императивная норма), следовательно, суммы, выплаченные ТСЖ «Удмуртская, 199» физическим лицам - членам правления и председателю правления ТСЖ, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое председателю правления и членам правления товарищества собственников жилья, как членам выборного органа, не облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно установлено общим собранием собственников помещений и не основано на трудовых или гражданско-правовых отношениях.

Правление товарищества и председатель правления ТСЖ являются выборными должностями и являются общественным органом управления многоквартирным домом. Налоговым органом не установлено фактов заключения трудовых договоров и гражданско - правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказания услуг.

Налоговый орган требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в письменных пояснениях (т. 1 л.д. 71-75), указав, что в силу пункта 2 статьи 149 Жилищного кодекса РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, утверждает внутренние документы товарищества, выполняет иные полномочия.

Инспекцией в ходе проверки были установлены обстоятельства, свидетельствующие о ведении ТСЖ «Удмуртская, 199» финансово-хозяйственной деятельности, которая невозможна без исполнения трудовой функции работающих в ТСЖ председателя и членов правления, следовательно, их деятельность является трудовой, а суммы вознаграждений указанным членам правления ТСЖ выплачивались в рамках трудовых отношений.

Так, налоговым органом было установлено, что председатель правления руководил текущей деятельностью товарищества, члены правления выполняли возложенные на них определенные функции на выборных должностях, спорные выплаты производились ежемесячно за выполнение ими в интересах товарищества управленческих и других функций, следовательно, их деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. Следовательно, выплаты, производимые председателю и членам правления ТСЖ за выполнение ими трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная проверка уточненного расчета по страховым взносам за полугодие 2017 года, представленного ТСЖ «Удмуртская, 199» 02.08.2017.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что заявителем неправомерно уменьшены исчисленные за полугодие 2017 года страховые взносы на суммы страховых взносов с вознаграждений, выплачиваемых председателю и членам правления ТСЖ «Удмуртская, 199».

По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 17.11.2017 №33809 (т.2, л.д.41-51) и принято решение от 18.01.2018 №7586 (т.1 л.д.12-19), которым товарищество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 3 338,40 рублей, ТСЖ «Удмуртская, 199» предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 13 980 рублей, пени в сумме 864,59 рублей.

Заявитель обжаловал решение налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (т.1 л.д.24-29).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 06.03.2018 №06-07/04682 решение Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.01.2018 №7586 оставлено без изменения, апелляционная жалоба- без удовлетворения (т.1 л.д. 30-34).

Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на этот орган.

В соответствии со статьей 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются:

1) плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно ИП, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он обязан исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социальной) страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Судом установлено, что основанием для доначисления ТСЖ «Удмуртская, 199» спорной суммы страховых взносов, соответствующих сумм пени, штрафа, послужил вывод налогового органа о занижении заявителем в 1 полугодии 2017 года базы для начисления страховых взносов в связи с не включением в налоговую базу выплат ежемесячного вознаграждения, выплачиваемых председателю и членам правления ТСЖ «Удмуртская, 199».

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Удмуртская, 199» является плательщиком страховых взносов.

Материалами дела, в том числе протоколом заседания правления ТСЖ от 25.11.2016, анализом расчетного счета, подтверждается, что в первом полугодии 2017 года ТСЖ «Удмуртская, 199» ежемесячно осуществляло выплату вознаграждения председателю правления ФИО4 и членам правления ФИО5, ФИО6, ФИО7 За период с 01.04.2017 по 31.07.2017 произведено выплат: председателю правления ФИО4 - 24 000 рублей; членам правления: ФИО5 - 22 500 рублей; ФИО6 - 11 700 рублей; ФИО7 - 11 700 рублей.

Заявителем данный факт не оспаривается.

Указанные выплаты ТСЖ «Удмуртская, 199» не включило в базу для начисления страховых взносов за полугодие 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества.

Исходя из положений статей 144 и 145 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются собрание членов товарищества и правление товарищества.

На основании части 3 статьи 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.

Компетенция председателя правления ТСЖ определена в статье 149 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

В соответствии с частью 2 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

На основании изложенного, как обоснованно указывает заявитель, отношения, возникающие между ТСЖ и его председателем и членами правления, не могут быть приравнены к трудовым отношениям, а вознаграждение, выплачиваемое председателю правления ТСЖ, не может быть приравнено к заработной плате.

Вместе с тем, отсутствие между указанными лицами трудовых отношений не означает отсутствие между ними гражданско-правовых отношений.

В силу пункта 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.

Им как членам выборного коллегиального органа управления ТСЖ может выплачиваться вознаграждение в размере, определяемом общим собранием. При этом выплата вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ зависит от наличия предусмотренных для этих целей в годовой смете ТСЖ необходимых денежных средств.

Как следует из представленных материалов, 19.07.2012 протоколом общего собрания собственников жилых и нежилых помещений МКД, расположенного по адресу: <...> создано товарищество собственников жилья «Удмуртская, 199» (т.1 л.д.36-38).

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 19 апреля 2013 года, собственниками МКД утверждено вознаграждение членам правления ТСЖ (т.1 л.д.39-43).

16 октября 2016 года внеочередным общим собранием собственников помещения был избран новый состав правления ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания (т.1 л.д.50-54).

Пунктом 2 протокола заседания правления ТСЖ от 25.11.2016 установлен размер вознаграждения членам правления: председателю правления ТСЖ «Удмуртская, 199» ФИО4 - 8 000 рублей; членам правления: ФИО5 - 7 500,00 рублей; ФИО6 - 3 900 рублей; ФИО7 - 3 900 рублей (т.2 л.д.98).

В ходе проверки инспекцией направлен запрос в ПАО Сбербанк Удмуртское отделение №8616 об операциях на счетах организации.

Из анализа расчетного счета ТСЖ следует, что в период с 01.04.2017 по 31.07.2017 физическим лицам (ФИО4,ФИО5, ФИО6, ФИО7) перечислялись денежные средства с назначением платежа – вознаграждение на основании протокола общего собрания от 20.04.2016; а также ФИО5, ФИО7 перечислялись денежные средства в качестве компенсационных выплат в виде почтовых расходов и других общехозяйственных затрат ТСЖ.

Материалами дела подтверждается, что ТСЖ заключены договоры, в том числе на абонентское обслуживание в сети МАРК, на оказание услуг местной телефонной связи, на оказание услуг внутризоновой телефонной связи, договоры подряда, на оказание услуг (т.2 л.д.61-67, 71-77, 80-86, 94-95, 102-103). Представленные договоры, акты выполненных работ, оказанных услуг к ним, со стороны ТСЖ подписаны председателем правления ФИО4

Также анализом расчетного счета ТСЖ подтверждается, что ТСЖ производилась оплата за услуги связи в адрес ООО «НИ-Плюс», за услуги по инвентаризации и изготовлению технических документов ГУП «Удмурттехинвентаризация», по договорам подряда с ООО СК «Трансфер» за замену канализационных труб и отсекающей арматуры на элеваторных узлах.

В соответствии с Уставом товарищества, утвержденного решением общего собрания собственников протоколом от 19.07.2012, ТСЖ «Удмуртская, 199» создано с целью совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества.

Для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью (раздел 6 устава).

В соответствии с разделом 8 Устава органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью ТСЖ, является общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

Пунктом 11.1 Устава установлено, что руководство деятельностью товарищества осуществляется правлением товарищества. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников.

В обязанности правления товарищества собственников жилья входит:

- контроль за своевременным внесением членами ТСЖ установленных платежей и взносов;

- составление смет доходов и расходов на соответствующий год, отчетов о финансовой деятельности, представление их на утверждение общему собранию;

- заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества:

- наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

-ведение реестра членов ТСЖ, делопроизводства, бухгалтерского учета и отчетности Пункт 11.8 Устава).

В соответствии с 12 разделом Устава, председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, дает указания и распоряжения всем должностным лицам ТСЖ, подписывает платежные документы, совершает сделки, которые не требуют обязательного одобрения правлением, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов ТСЖ правила внутреннего трудового распорядка ТСЖ в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что председатель и члены правления ТСЖ руководили текущей деятельностью в интересах товарищества, спорные выплаты производились ежемесячно за выполнение ими в интересах ТСЖ управленческих и контролирующих функций.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отношения между ТСЖ и его председателем и членами правления являются гражданско-правовыми, а спорные выплаты председателю и членам правления ТСЖ могут быть приравнены к вознаграждению, выплачиваемому в рамках гражданско-правовых отношений применительно к статье 420 Налогового кодекса Российской Федерации, и в качестве таковых данные выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование гарантирует застрахованным лицам включение периодов их деятельности в страховой стаж с последующим начислением страховой пенсии.

Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 № 1170-О.

Указанный вывод соответствует позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 №301-КГ17-22172, от 21.03.2016 №307-КГ16-1739.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 30.03.2017 №БС-4-11/5736, от 17.04.2018 №БС-4-11/7275@, в письмах Минфина России от 13.03.2017 №03-15-07/13856, от 09.04.2018 №03-15-05/23294.

Довод заявителя о том, что указанные выплаты председателю и членам правления произведены не на основании трудового и (или) гражданско-правового договора, судом отклоняется как основанный на ошибочном толковании норм права.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 данного кодекса.

Поскольку у налогоплательщика возникла обязанность по уплате страховых взносов, то, налоговым органом правомерно начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в общей сумме 864 руб. 59 коп., и применены налоговые санкции по страховым взносам в сумме 3338 руб. 40 коп.

Расчет штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов судом проверен, признан верным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.01.2018 №7586 соответствует требованиям НК РФ, является законным и обоснованным.

Доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым решением заявителем в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, в удовлетворении требований ТСЖ «Удмуртская, 199» надлежит отказать.

С учетом принятого решения и согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Товарищества собственников жилья «Удмуртская, 199» г.Ижевск, как несоответствующего Налоговому Кодексу РФ, о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике г.Ижевск о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.01.2018 №7586 недействительным, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.С.Коковихина