ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-5179/11 от 23.08.2011 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-5179/2011

30 августа 2011г. А17

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2011г.

Полный текст решения изготовлен 30 августа 2011г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Валиевой З.Ш. при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, г. Ижевск

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике, г.Ижевск

о признании недействительными ненормативных правовых актов в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 25.03.2011г.,

ФИО2 по доверенности от 25.03.2011г.;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 13.01.2011г.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее – Минлесхоз УР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта проверки целевого использования субвенций от 18.02.2011г. и заключения к возражениям от 05.03.2011г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее – ТУ Росфиннадзора в УР) в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств.

22 августа 2011г. в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило заявление Минлесхоза УР о дополнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ. Заявитель просит также признать недействительным представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 05.03.2011г. №12, вынесенное ответчиком, в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств. Ходатайство заявителя судом удовлетворено.

Из представленных по делу доказательств следует, что в период с 14.01.2011г. по 18.02.2011г. ТУ Росфиннадзора в УР проведена проверка соблюдения Минлесхозом УР законодательства в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

При проверке расчетов с подотчетными лицами ТУ Росфиннадзора в УР было установлено нарушение п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. № 837 (далее – Правила расходования субвенций), ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, ст. 133 Бюджетного кодекса РФ, выразившееся в нецелевом использовании средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на общую сумму 13103 руб. 40 коп., по целевой статье расходов 2920100 «Реализация отдельных полномочий в области лесных отношений» (899 0407 2920100 012 290).

Полученные Министерством в виде субвенций денежные средства на основании Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 20.09.2010г. № 836-р «Об использовании средств к Международному дню пожилых людей» и Приказа Минлесхоза УР от 23.09.2010г. № 878 «Об использовании средств к Международному дню пожилых людей» были израсходованы на проведение мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, в том числе на проведение чаепития и изготовление подарочных фотографий. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 18.02.2011г.

На акт проверки Минлесхозом УР были представлены возражения, по результатам рассмотрения которых ТУ Росфиннадзора в УР выдало заключение к возражениям на акт проверки от 05.03.2011г.

По результатам проверочных мероприятий на основании акта проверки и представленных возражений ТУ Росфиннадзора в УР вынесло представление №12 от 05.03.2011г. о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым заявителю предложено принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений, связанных с нецелевым использованием средств федерального бюджета. О результатах рассмотрения представления предложено проинформировать ТУ Росфиннадзора в УР в срок не позднее 05 апреля 2011г.

Минлесхоз УР, не согласившись с содержанием акта проверки от 18.02.2011г., заключения к возражениям на акт проверки от 05.03.2011г., а также представления № 12 от 05.03.2011г., обратился с заявлением в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указал, что расходование субвенций на организацию мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, является правомерным и соответствует нормам действующего законодательства. Бюджетные проектировки расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам РФ на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 г.г., в том числе по КОСГУ 290 «Прочие расходы», прошли защиту и были согласованы в Федеральном агентстве лесного хозяйства. Международный день пожилых людей является официальным международным и общероссийским праздником. Праздничные мероприятия были организованы для пенсионеров Агентства лесного хозяйства по Удмуртской Республике, четверо из которых являются штатными сотрудниками Минлесхоза УР.

Расходование средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета, предполагает не только прямое финансирование мероприятий, указанных в п. 2 Правил расходования субвенций, но и финансирование обеспечения исполнения этих полномочий, в том числе и прочие расходы.

Статья 289 БК РФ содержит несколько признаков, квалифицирующих деяние как нецелевое использование бюджетных денежных средств. Указанные признаки должны быть отражены в акте проверки. При составлении акта проверки от 18.02.2011г. ТУ Росфиннадзора в УР не отразило, в нарушение какого именно документа Минлесхоз УР произвел расходование бюджетных средств, их расходование соответствует Бюджетной росписи расходов на 2010г. и относится к прочим расходам, аналогичным расходам на культурно-массовую работу, прием и обслуживание делегаций. Расходование произведено в пределах предусмотренной строкой 899 0400 0407 2920100 012 290 суммы расходов.

ТУ Росфиннадзора в УР требования заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Ответчик указал, что общий объем субвенций из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений определяется с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий. При этом расходование средств должно осуществляться в соответствии с Правилами расходования субвенций, нормами Лесного кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ. Произведенные заявителем расходы не могли быть включены в план расходов на 2010г., так как соответствующие планы расходов на 2010-2012г.г. прошли утверждение в период с 26 октября по 4 декабря 2009г., при этом расходование средств производилось на основании Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 20.09.2010 и Приказа Минлесхоза УР от 23.09.2010. Указанным распоряжением Правительства УР не определен источник финансирования мероприятий, приуроченных ко Дню пожилых людей, расходование на их проведение средств субвенций является нарушением п. 6 ст. 83 ЛК РФ. В оспариваемом заявителем акте проверки от 18.02.2011г., а также представлении № 12 отражены нормы, в нарушение которых Минлесхоз УР допустил использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 29 Кодекса арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 3 ст. 198 Кодекса заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).

Согласно п. 91 Административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н, результаты ревизии оформляются актом ревизии (проверки).

При наличии у руководителя организации возражений по акту ревизии (проверки) он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии (проверки) рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим ревизию (проверку), встречную проверку. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии (проверки). Заключение направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю организации или лицу, им уполномоченному, под расписку (п.п. 109, 110 Регламента).

Оспариваемый заявителем акт проверки целевого использования субвенций от 18.02.2011г. носит информационный характер, поскольку лишь отражает выявленные ТУ Росфиннадзора в УР нарушения (нецелевое использование субвенций из федерального бюджета). Заключение к возражениям от 05.03.2011г. носит производный характер и лишь имеет дополнительную аргументацию к уже отраженным в акте проверки фактам. Указанные документы не носят властно-распорядительного характера, не является ненормативными правовыми актами и не нарушают права и законные интересы Минлесхоза УР, поскольку не содержат обязательных для него указаний, влекущих какие-либо правовые последствия.

Кроме того, указанные документы не является окончательными при решении вопроса о нецелевом использовании бюджетных средств, поэтому не могут быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что в части оспаривания акта проверки целевого использования субвенций от 18.02.2011г. и заключения к возражениям от 05.03.2011г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Кодекса, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

В части оспаривания Минлесхозом УР представления ТУ Росфиннадзора в УР № 12 от 05.03.2011г. суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Согласно статье 289 БК РФ направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Федеральным законом №198-ФЗ от 24.07.2007 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлена конкретная сумма субвенций для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений (ст. 14).

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ осуществление отдельных полномочий Российская Федерация передает органам государственной власти ее субъектов. Частью 6 ст. 83 Лесного кодекса РФ установлено, что средства на осуществление переданных в соответствие с ч. 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

Указом Президента УР от 20.09.2010 № 162 «О Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики» утверждено Положение о Министерстве. В соответствии с Положением Министерство является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику в области лесных отношений, уполномоченным на осуществление государственного лесного контроля и надзора на землях лесного фонда и государственного пожарного надзора в лесах, осуществляющим управление государственным имуществом в сфере лесного хозяйства на территории Удмуртской Республики.

Мероприятия, направленные на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляются за счет бюджетных средств, предоставленных в соответствии со ст. 133 Бюджетного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. № 837, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Приказу Минфина РФ от 30.12.2009 №150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (действовавшему в спорный период) на статью расходов 290 «Прочие расходы» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе на: уплату налогов, государственной пошлины и сборов, разного рода платежей, в бюджеты всех уровней; уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, другие экономические санкции; выплату окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов российских академий наук, имеющих государственный статус; выплату научных стипендий ученым, стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам, учащимся, аспирантам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся и студентов; выплату государственных премий, грантов в различных областях; выплату в установленном порядке вознаграждений за выявление месторождения полезного ископаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации; поощрительные выплаты спортсменам-победителям и призерам спортивных соревнований, а также тренерам и специалистам сборных команд, обеспечившим их подготовку; оплату судебных издержек, в том числе связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, юридических и адвокатских услуг выплаты по решениям Правительства РФ, связанным с исполнением судебных решений судебных органов иностранных государств; возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами; возмещение морального вреда по решению судебных органов; выплату денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского Суда по правам человека; отчисления денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу; прием и обслуживание делегаций (представительские расходы); другие аналогичные расходы.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем факт расходования 13103 руб. 40 коп., выделенных в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий Российской федерации в области лесных отношений (КГл 899 ПРз 0407 ЦСт 2920100 «Реализация отдельных полномочий в области лесных отношений» ВР 012 «Выполнение функций государственными органами» КОСГУ 290 «Прочие расходы») на проведение праздничного мероприятия, посвященного Международному дню пожилых людей, в соответствии с Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 20.09.2010 и Приказом Минлесхоза УР от 23.09.2010 (подарочные наборы, чаепитие, изготовление фотографий).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, суд считает, что имеет место факт направления Министерством целевых денежных средств на финансирование иных целей, не соответствующих условиям получения указанных средств, который является нецелевым использованием, так как полученные денежные средства в виде субвенций из федерального бюджета не должны направляться на финансирование расходов по проведению спорного праздничного мероприятия. Судом также принимается во внимание, что согласно пояснениям заявителя в судебном заседании и материалам дела 4 человека являлись штатными работниками Министерства (л.д. 23), остальные являлись пенсионерами - бывшими работниками Агентства лесного хозяйства.

Поступившие субвенции из федерального бюджета, как средства исключительно целевого характера, предназначенные для финансирования конкретных целей, должны быть использованы в точном соответствии с целевым назначением. Отсутствие в расшифровке расходов по КОСГУ 290 «Прочие расходы» (л.д. 51) прямого указания на конкретные цели использования в 2010г. 49,9 т.р. субвенций из федерального бюджета не может свидетельствовать о наличии у заявителя полномочий по произвольному использованию указанных средств.

Судом не принимается довод Минлесхоза УР о том, что расходование средств на проведение праздничных мероприятий для пожилых людей осуществлено в рамках прочих расходов аналогичных расходам по статье 290, поскольку их перечень не являлся закрытым. В данном случае, с учетом системного анализа положений ст. 83 Лесного Кодекса РФ, ст. 133 Бюджетного Кодекса РФ, п. 2 Правил расходования субвенций под аналогичными расходами следует понимать расходы, непосредственно направленные на осуществление Министерством отдельных полномочий в сфере лесного хозяйства, т.е. расходы, направленные на выполнение и на обеспечение выполнения возложенных на него функций.

Субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики, использованы Министерством на мероприятия, не относящиеся к реализации полномочий, переданных ему в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ. Минлесхоз УР не имел правовых оснований для использования субвенций из федерального бюджета на основании распоряжения органа исполнительного власти субъекта Российской Федерации. Доказательств проведения согласования расходования средств на указанные цели с распорядителем соответствующего бюджета заявителем не представлено.

Довод Министерства о том, что расходы на проведение праздничных мероприятий были заложены в бюджетную проектировку на 2010г. подтверждения в материалах дела не нашел. Расходование средств было произведено заявителем на основании Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 20.09.2010г. № 836-р «Об использовании средств к Международному дню пожилых людей» и Приказа Минлесхоза УР от 23.09.2010г. № 878 «Об использовании средств к Международному дню пожилых людей», тогда как согласование расходной части бюджета и защита бюджетных проектировок происходили в конце 2009г.

Довод заявителя о том, что расходование средств неправомерно квалифицировано ТУ Росфиннадзора в УР как нецелевое, ввиду того, что расходование производилось в полном соответствии с Бюджетной росписью расходов на 2010 год и в пределах предусмотренной соответствующей строкой суммы расходов, судом отклоняется, поскольку использование бюджетных средств расценивается как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения. Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Заинтересованное лицо в соответствии с требованием статей 65, 200 АПК РФ представило суду доказательства того, что бюджетные средства в сумме 13103, 40 руб. в 2010 году были использованы заявителем на иные цели, не соответствующие условиям их выделения.

На основании вышеизложенного, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в совокупности в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что требование Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики о признании недействительным Представления ТУ Росфиннадзора в УР № 12 от 05.03.2011г. в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств заявлено необоснованно и удовлетворению не подлежит. Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике в оспариваемой части не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь ст. ст. 150 ч.1 п. 1, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. Производство по делу в части признания недействительными акта проверки целевого использования субвенций от 18.02.2011г. и заключения к возражениям от 05.03.2011г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике прекратить.

2. В удовлетворении заявления о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса №12 от 05 марта 2011г. в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике, г. Ижевск в отношении Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, отказать.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья З.Ш. Валиева