АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-526/2013
14 октября 2013 года Г34
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 14 октября 2013 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мельникова А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Дериглазовой А.Б., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие», г. Ижевск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Муниципальному образованию «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск», г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
и Удмуртской Республике в лице Правительства Удмуртской Республики, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о применении последствий недействительности части сделки, а именно условия о выкупной цене договора купли-продажи земельного участка № 4047 от 26.01.2010 в виде взыскания неосновательного обогащения в размере 1194190 руб. 96 коп.,
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности № 1 от 09.01.2013,
от ответчиков: 1) ФИО2 – представитель по доверенности № 01-30-6892 от 03.10.2013, ФИО3 – представитель по доверенности № 01-30-3023 от 14.05.2013,
2) ФИО4 – представитель по доверенности № 7-195/22 от 17.09.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие» (далее – истец, ООО «ИГАТП») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «город Ижевск» в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства о применении последствий недействительности части сделки, а именно условия о выкупной цене договора купли-продажи земельного участка № 4047 от 26.01.2010, в виде взыскания неосновательного обогащения в размере 1194190 руб. 96 коп.
Исковые требования мотивированы следующим. Администрация муниципального образования «город Ижевск» в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства и Общество с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие» заключили договор купли-продажи земельного участка общей площадью 32459 кв.м. с кадастровым номером 18:26:050972:13, по адресу: г. Ижевск. Кл. Ключевой поселок, 11а в Первомайском районе. Выкупная цена земельного участка определена в пункте 2.1 и Приложении № 1 к данному договору и составляет 1805775 руб. 32 коп. (кадастровая стоимость 72231012,70х2,5%). Указанная цена рассчитана с учетом кадастровой стоимости земельного участка 72231012 руб. 70 коп., определенной постановлением Правительства УР № 116 от 15.05.2009 «О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года». В то же время постановлением Правительства УР от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:13 была установлена в размере 24463374 руб. 53 коп. Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 23.01.2013 постановление Правительства УР № 116 от 15.05.2009 «О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 № 271...» в части изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:13 и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:13 признано недействующим.
Определением суда от 09.09.2013 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика по делу Администрации муниципального образования «город Ижевск» в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства на надлежащего – Муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» (далее – ответчик 1). Кроме того, названным определением к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству истца привлечена Удмуртская Республика в лице Правительства Удмуртской Республики (далее – ответчик 2).
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и настаивает на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик 1 исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск, ссылаясь на следующее. Спорный договор купли-продажи заключен сторонами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, устанавливающими размер выкупной цены, и не может расцениваться как ничтожная сделка. На стороне Администрации не возникло неосновательного обогащения. С заявлением о выкупе земельного участка истец обратился 29.10.2009. Следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало на момент подачи заявления о приватизации участка. На момент обращения истца с заявлением о передаче ему земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:13 в собственность, кадастровая стоимость этого земельного участка согласно кадастровому паспорту составляла 72231012,70 руб., из которой и была рассчитана выкупная цена земельного участка. Подписав договор, истец тем самым выразил свое согласие со всеми условиями договора. Кроме того, Администрация муниципального образования «город Ижевск» сославшись на постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, указала, что решение суда о признании недействующим в части нормативного правового акта может применяться лишь к правоотношениям, возникшим после вступления данного решения суда в законную силу.
Истец в опровержение доводов ответчика 1 представил письменные пояснения на иск, в которых в том числе указал следующее. Вступившим в законную силу решением ВС УР от 28.01.2013 по делу № 3-7/2013 постановление Правительства УР № 116 от 15.05.2009 признано недействующим в части изменения кадастровой стоимости земельного участка заявителя с момента его принятия. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6171/10 признание нормативно правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, право получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного правового акта недействующим. 30 июля 2013 года Пленум ВАС РФ принял постановление «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» в пункте 13 которого указал, что согласно части 2 статьи 13, частям 4 и 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или его отдельные положения, признаны судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период. Таким образом, с учетом сложившейся практики арбитражных судов, право истца может быть восстановлено путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Ответчик 2 отзыв на иск не представил, заявленные требования оспорил, указав, что истцом не определены конкретные материально-правовые требования к каждому из ответчиков; согласно решению Городской Думы г. Ижевска от 20.09.2012 № 368 «О бюджете МО «Город Ижевск…» главным администратором по доходам в отношении спорной сделки является Управление земельных ресурсов и землеустройства; возникший вред подлежит возмещению с казны публично-правового образования за счет соответствующего финансового органа; Правительство УР не является стороной оспариваемой сделки и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Как следует из материалов дела, истец является собственником объектов недвижимости нежилого назначения, предназначенных для эксплуатации и обслуживания грузового автотранспортного предприятия, расположенных по адресу: УР, г Ижевск, Ключевой поселок, 11а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.02.2012 серии 18АБ № 452321 (взамен свидетельства от 01.10.2007 серии 18 АА № 507617 и взамен свидетельства серии 18АБ № 386644 от 12.12.2011), от 24.04.2012 серии 18 АБ № 485844 (взамен свидетельства серии 18АА № 507613 от 01.10.2007), от 24.04.2012 серии 18 АБ № 485845 (взамен свидетельств серии 18 АА № 507611 от 01.10.2007), от 24.04.2012 серии 18 АБ № 485843 (взамен свидетельства серии 18 АА № 507616 от 01.10.2007), от 21.10.2011 серии 18 АБ № 371192 (взамен свидетельства серии 18 АА № 507612 от 01.10.2007).
08.12.2009 Администрацией города Ижевска принято постановление № 1197/2 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие» на праве собственности земельного участка для эксплуатации и обслуживания грузового автотранспортного предприятия по ул. Ключевой поселок, 11а в Первомайском районе».
Пунктом 1 данного постановления у истца прекращено возникшее на основании Государственного акта № 51 008029 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 18:26:050972:13 площадью 32459 кв.м., с адресным ориентиром: ул. Орджоникидзе в Первомайском районе.
26.01.2010 Администрация города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (продавец) и истец (покупатель) заключили договор купли-продажи земельного участка № 4047 (далее – договор), по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателю для эксплуатации и обслуживания автотранспортного предприятия земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 18:26:050972:13 площадью 32459 кв.м., с адресным ориентиром: <...> в Первомайском районе, а покупатель обязался принять его и оплатить.
Цена земельного участка составляет 1805775 руб. 32 коп.; оплата производится покупателем в течение 30 календарных дней с момента заключения договора (пункты 2.1 и 2.3 договора).
Расчет выкупной цены приведен в приложении № 1 к договору, согласно которому стоимость земельного участка определена путем умножения кадастровой стоимости земельного участка 72231012 руб. 70 коп. на коэффициент 2,5%.
Согласно кадастровой справке от 04.12.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:13 по состоянию на 26.01.2010 составляет 72231012 руб. 70 коп.
Данная кадастровая стоимость определена на основании постановления правительства УР № 116 от 15.05.2009 «О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее – постановление № 116).
Платежным поручением № 75 от 01.02.2010 покупатель перечислил продавцу сумму 1805775 руб. 32 коп.
04.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 18:26:050972:13 площадью 32459 кв.м. передан истцу по акту передачи.
15.02.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике произведена государственная регистрация права собственности истца (регистрационный номер 18-18-01/006/2010-321).
ООО «ИГАПТ» обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим постановления № 116 в части:
- подпункта 9 пункта 1 об изменении цифры «24463374,53» на цифру 72231012,70» в пункте 51386 раздела 9 «город Ижевск» приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»;
- подпункта 9 пункта 2 об изменении цифры «753,67» на цифру «2225,30» в пункте 2329 раздела 9 «город Ижевск» приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 23.01.2013 по делу № 3-7/2013 заявление ООО «ИГАПТ» удовлетворено, постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» признано недействующим в указанной выше части с момента его принятия.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 24.04.2013 решение Верховного суда Удмуртской Республики от 23.01.2013 по делу № 3-7/2013 оставлено без изменения.
Указывая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка при расчете его выкупной цены должна быть принята на основании постановления Правительства УР от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» в размере 24463374 руб. 53 коп., истец обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящими исковыми требованиями.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 ЗК РФ).
По правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 342-ФЗ)
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ)
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.10.2007 № 163 «Об установлении выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» на территории Удмуртской Республики выкупная цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков установлена коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Администрация города Ижевска и истец как собственник объектов недвижимости на основании постановления Администрации города Ижевска от 08.12.2009 № 1197/2 заключили договор кули-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:13 площадью 32459 кв.м.
Право истца приватизировать земельный участок с кадастровым номером 18:26:050972:13 на льготных условиях (по цене: 2,5% от кадастровой стоимости) ответчиками не оспаривается.
Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
По правилам статьи 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Постановлением Правительства УР от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:13 была установлена в размере 24463374 руб. 53 коп.
Постановлением Правительства УР № 116 от 15.05.2009 в постановление Правительства УР от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» внесены изменения, в том числе в отношении спорного земельного участка, кадастровая стоимость которого изменена с 24463374 руб. 53 коп. на 72231012 руб. 70 коп., удельный показатель кадастровой стоимости изменен с 753,67 на 2225,30.
Договор купли-продажи земельного участка № 4047 от 26.01.2010 подписан его сторонами на условиях оплаты выкупной стоимости равной 1805775 руб. 32 коп. (2,5% от кадастровой стоимости 72231012 руб. 70 коп.); в счет исполнения обязательств по уплате выкупной стоимости земельного участка платежным поручением № 75 от 01.02.2010 истец уплатил 1805775 руб. 32 коп.
Вступившим в законную силу решением Верховного суда Удмуртской Республики от 23.01.2013 по делу № 3-7/2013 признано недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» в части:
- подпункта 9 пункта 1 об изменении цифры «24463374,53» на цифру 72231012,70» в пункте 51386 раздела 9 «город Ижевск» приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»;
- подпункта 9 пункта 2 об изменении цифры «753,67» на цифру «2225,30» в пункте 2329 раздела 9 «город Ижевск» приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ суд пришел к выводу, что пункт 2.1 договора купли-продажи спорного земельного участка и расчет выкупной цены земельного участка (приложение № 1), являются недействительными в силу ничтожности по правилам статьи 167 ГК РФ в части установления в них выкупной цены земельного участка в размере, превышающем цену 611584 руб. 36 коп., исчисленную от кадастровой стоимости земельного участка 24463374 руб. 53 коп.
Принимая во внимание положения статьи 424 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» выкупная цена спорного земельного участка должна составлять 611584 руб. 36 коп. (2,5% от кадастровой стоимости 24463374 руб. 53 коп.).
Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям, в частности, о возврате исполненного по недействительной сделке.
В рассматриваемой ситуации имеются основания для применения последствий недействительности ничтожной сделки по правилам статьи 167 ГК РФ в виде взыскания с Муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» за счет казны муниципального образования «Город Ижевск» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие» 1194190 руб. 96 коп. неосновательного обогащения.
Материальные требования истца подлежат удовлетворению за счет казны муниципального образования «Город Ижевск», как публично-правового образования, поскольку Администрация города Ижевска, заключая договор купли-продажи земельного участка, действовала от имени муниципального образования и в его интересах.
Оснований для применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания неосновательного обогащения за счет казны Удмуртской Республики не имеется, поскольку Правительство Удмуртской Республики стороной спорного договора купли-продажи не выступало, а вопросы последующего перераспределения бюджетных средств подлежат разрешению в рамках бюджетных отношений.
В удовлетворении исковых требований к Удмуртской Республике в лице Правительства Удмуртской Республики следует отказать.
Довод ответчика 1 о том, что решение суда о признании недействующим в части нормативного правового акта (постановления № 116) может применяться лишь к правоотношениям, возникшим после вступления данного решения суда в законную силу, со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, является необоснованным.
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 23.01.2013 по делу № 3-7/2013 постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 признано недействующим в части с момента его принятия.
Как указал Верховный суд Удмуртской Республики в данном решении, поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате земельного налога в размерах, не соответствующих закону, то сеть к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
При этом, как верно отмечено истцом, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6171/10, признание нормативно правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, право получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного правового акта недействующим.
Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11, сформирована по иным фактическим обстоятельствам с целью единообразного применения норм права, связанных с правом заинтересованного лица на изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Рассматриваемый спор не связан с правом истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Ответчик 1 по настоящему делу освобожден от уплаты государственной пошлины.
Между тем, согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 (в редакции информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 139) «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При этом в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 104 АПК РФ уплаченная государственная пошлина в размере 20941 руб. 91 коп. подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета в связи с уплатой государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в отношении Муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск».
Применить последствия недействительности части сделки, а именно условия о выкупной цене пункта 2.1, приложения № 1 расчет выкупной цены договора № 4047 от 26.01.2010 купли-продажи земельного участка, заключенного между Администрацией города Ижевск и Обществом с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие», в части установления в них выкупной цены в размере, превышающем 611584 руб. 36 коп. и взыскать с Муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» за счет казны муниципального образования «Город Ижевск» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие» 1194190 руб. 96 коп. неосновательного обогащения.
Взыскать с Муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» за счет казны муниципального образования «Город Ижевск» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие» в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 4000 руб. 00 коп.
В удовлетворении исковых требований к Удмуртской Республике в лице Правительства Удмуртской Республики отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Ижевское грузовое автотранспортное предприятие» из средств федерального бюджета 20941 руб. 91 коп. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению № 38 от 17.01.2013, о чем выдать справку.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья А.Ю. Мельников