АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело №А71-5301/2017 |
23 июня 2017 года |
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2017 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г.Зориной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И.Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» г.Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г. Ижевск о признании незаконным решения от 24.01.2017 по делу №ЕС 06-06/2017-372,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.01.2017, ФИО2 по доверенности от 29.12.2016,
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 19.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая унитарная организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» (далее - НУО «Фонд капитального ремонта УР», заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России, антимонопольный орган, ответчик) от 24.01.2017 по делу №ЕС 06-06/2017-372 о нарушении антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.
Из представленных по делу доказательств следует, что в Удмуртское УФАС России поступило обращение Глазовской межрайонной прокуратуры на действия организатора торгов - заказчика НУО «Фонд капитального ремонта в УР» при проведении открытого конкурса №102-16/ПО на право заключения договора подряда на выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Приказом Удмуртского УФАС России от 14.11.2016 в отношении заявителя возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 21.04. 2014 №247-р «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» во исполнение Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013г. №64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» создана НУО «Фонд капитального ремонта УР».
28.07.2016 на официальном сайте НУО «Фонд капитального ремонта в УР» объявлен открытый конкурс №102-16/ПО на право заключения договора подряда на выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - конкурс).
На участие в конкурсе было подано две заявки от ООО ТСК «УралСтрой», ООО «Энергоремонт». На основании протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок от 16.08.2016 победителем конкурса признано ООО ТСК «УралСтрой» как участник, набравший наибольшее количество баллов.
31.08.2016 года между НУО «Фонд капитального ремонта в УР» и ООО ТСК «УралСтрой» заключен договор подряда №01/125-16 на выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах г.Глазова.
Согласно разделу 1 конкурсной документации предметом конкурса являлось право на заключение договора подряда на выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...> Работы по капитальному ремонту должны выполняться в согласованном сЗаказчиком порядке их проведения и в согласованном с Заказчиком составе выполняемых работ и применяемых материалов на основании составленных Подрядчиком и согласованных сторонами договора подряда локальных смет, в соответствии с дефектными ведомостями.
Приложением №2 «Техническое задание на разработку проектной документации» к договору подряда №01/125-16 установлено, что к основным требованиям рабочего проекта относятся, в том числе составление сметной документации, обследование объекта с составлением дефектной ведомости (с фотофиксацией, обязательно - общий вид дома). Дефектную ведомость необходимо согласовать с уполномоченным представителем собственников МКД, управляющей организацией (или ТСЖ), при непосредственном управлении - представителем органов местного самоуправления.
Удмуртским УФАС России установлено, что в составе конкурсной документации отсутствует проектно-сметная документация, определяющая цену работ, обосновывающая целесообразность и реализуемость работ в тех объёмах и теми материалами, в соответствии с которыми капитальный ремонт может быть осуществлён. В конкурсной документации НУО «Фонд капитального ремонта УР» определен лишь вид работ по капитальному ремонту - ремонт крыши в МКД г. Глазова для каждого дома с указанием начальной (максимальной) цены капитального ремонта. Перечень работ по капитальному ремонту крыш отсутствует, объемы работ, подлежащие выполнению, а также материалы, при помощи которых может быть осуществлен ремонт, не определены.
Антимонопольным органом из анализа условий конкурсной документации и договора подряда на выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах сделан вывод о том, что информация об объемах работ, степени износа кровли, о неисправностях изношенных объектов капитального строительства, в том числе определение работ по их восстановлению или замене в целях улучшения эксплуатационных характеристик, станет известна участникам, подавшим заявки на участие конкурсе либо имеющих намерение участвовать в конкурсе, только после разработки проектной документации.
Положения конкурсной документации (Положение №2 к договору) содержат техническую часть конкурсной документации, состоящую из отдельных технических заданий на выполнение работ по разработке проектной документации. Данные технические задания предъявляют требования исключительно к объемам проектных работ.
Отсутствие проектно-сметной документации, технических заключений в составе конкурсной документации и необходимость ее выполнения подрядчиком, свидетельствует о том, что заказчик - региональный оператор рассчитал стоимость без учета объема работ и особенностей их проведения на конкретном объекте, либо не предоставил такую информацию в открытом доступе.
Из условий конкурсной документации следует, что победитель конкурса должен разработать проектную документацию и выполнить работы по капитальному ремонту крыш в МКД г. Глазова.
Разделом 5 конкурсной документации определен перечень сведений и документов, необходимых для предоставления в составе конкурсного предложения.
Пунктом 7 раздела 5 конкурсной документации определено, что для участия в конкурсе необходимо предоставить, в том числе заверенную копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданной саморегулируемой организацией (при проведении работ, указанных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624), в случае, если данные работы являются предметом конкурса.
В проекте договора подряда, являющимся неотъемлемой частью конкурсной документации указано, что подрядчик обязан в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора предоставить Заказчику копию документа, предусмотренного пунктом 5.1.2 договора, которым определено, что Подрядчик обязуется в случае, если Подрядчик намерен произвести работы с привлечением субподрядных организаций, предоставить копию свидетельства о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (при проведении работ, указанных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №624).
Аналогичные требования содержатся и в договоре подряда от 31.08.2016 №01/125-16 на выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности работы по капитальному ремонту крыш соответствуют коду 43.91 «Производство кровельных работ». Эта группировка включает устройство крыш; устройство кровли, а также код 41 «Строительство зданий». Эта группировка включает общее строительство зданий всех типов строительство новых зданий, реконструкцию, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж сборных сооружений или конструкций на участке, а также строительство временных зданий. Разработка проектной документации соответствует коду 71.12.1 «Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора».
При выполнении работ по проектированию, строительству используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно. Услуги, связанные с проектно-изыскательскими работами, и работы по капитальному ремонту не связаны между собой и являются услугами, представленными на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить указанные работы и услуги.
На основании изложенного, антимонопольным органом сделан вывод о том, что в предмет конкурса были включены работы на двух самостоятельных товарных рынках: рынок проектно-изыскательных работ и рынок оказания строительных услуг.
По результатам рассмотрения Удмуртское УФАС России пришло к выводу о том, НУО «Фонд капитального ремонта в УР», утвердив конкурсную документацию с отсутствием информации о перечне работ по капитальному ремонту крыш и сведений об объемах работ, проектных ведомостей по работам капитального ремонта крыш в МКД г. Глазова, а также путем объединения в один лот работ по проектированию и работ по капитальному ремонту, относящихся к работам различного вида, выполняющиеся последовательно, с применением различных технологий и оборудования, нарушило требования к торгам, установленные ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, то есть допустила действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке строительных услуг.
Решением Удмуртского УФАС России от 24.01.2017 по делу №ЕС 06-06/2017-372 НУО «Фонд капитального ремонта УР» признана нарушившей ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в не указании в конкурсной документации информации об объемах и видах работ, подлежащих выполнению при капитальном ремонте многоквартирных домов; в формировании лотов конкурса путем объединения работ, находящихся на разных товарных рынках и относящихся к работам различного вида, выполняющихся последовательно, с применением различных технологий и оборудования.
Несогласие заявителя с решением Удмуртского УФАС России послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
В обоснование требований заявитель указал, что решение не соответствует закону и нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы в сфере хозяйственной деятельности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, которые формируют фонд капитального ремонта общего имущества своих многоквартирных домов на счете (счетах) регионального оператора. Решение создает препятствия в осуществлении региональным оператором действий по выбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту, возложив обязанность делить предмет конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по изготовлению проектной документации и на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на два самостоятельных предмета.
Отношения сторон в области капитального ремонта зданий и сооружений регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и иными нормативными актами.
По мнению заявителя, включение в предмет договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества обязательств подрядчика о выполнении в соответствии с Техническим заданием комплекса работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающего в себя подготовку проектной документации, сдачу работ Заказчику, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных с капитальным ремонтом объекта работ, на условиях смешанного договора не противоречит нормам ГК РФ, ГрК РФ. Объединение работ по проектированию и работ по капитальному ремонту в один лот обусловлено необходимостью достижения Заказчиком необходимых результатов, а именно: эффективного использования бюджетных средств; сокращение сроков выполнения работ по капитальному ремонту; осуществление оперативного контроля и принятие управленческих решений в ходе исполнения контракта. Объединение работ в одном лоте направлено на оптимизацию сроков и рациональное использование средств собственников жилых помещений на капитальный ремонт, реализацию программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, на 2015-2016 годы в установленные сроки.
Доводы ответчика о том, что информация об объемах работ, степени износа кровли, о неисправностях изношенных объектов капитального строительства, в том числе определение работ по их восстановлению или замене в целях улучшения эксплуатационных характеристик, станет известна участникам, подавшим заявки на участие в конкурсе либо имеющим намерение участвовать в конкурсе, только после разработки проектной документации не состоятельны, поскольку в пункте 3 заданий на разработку проектной документации на капитальный ремонт крыш (Приложение № 2 к проекту договора подряда) приведен перечень работ, которые исполнитель должен предусмотреть при необходимости. Исполнитель вправе запрашивать техническую документацию на многоквартирный дом и иные исходные документы, связанные с эксплуатацией такого дома, у управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и т.д. Указанные в Задании работы не относятся к категории «проектные работы», не включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Речь идет о сборе исходных данных, необходимых для подготовки проектной документации, что прямо следует и из наименования пункта 7 «Исходные данные для подготовки проектной документации».
Доводы ответчика о том, что отсутствие проектной документации в составе конкурсной документации приводит к невозможности в должном образе сформировать потенциальным участникам торгов предложение по исполнению договора является лишь предположением антимонопольного органа, не основанным на реальных данных. По мнению заявителя, технические характеристики многоквартирных домов, являющихся объектами открытого конкурса, и объем работ по капитальному ремонту, изложены в приложении №10 к конкурсной документации, а также в Техническом задании на разработку проектной документации на капитальный ремонт конкретного вида работ (Приложение №2 проекта договора (Приложение №7 к конкурсной документации)). Начальная (максимальная) цена договора (стоимость подлежащих выполнению работ) сформирована исходя из стоимости капитального ремонта общего имущества, приведенной в Краткосрочном плане реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики на 2015-2016 годы, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.09.2014 №370, и отражает выполнение комплекса работ по капитальному ремонту общего имущества в соответствии с перечнем работ, приведенном в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 29.09.2014 № 371 «Об утверждении размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. Соответствующая информация содержится в разделе 7 Приложения № 2 к проекту договора (приложение №7 к конкурсной документации). Действующие нормы закона и нормативных правовых актов позволяют региональному оператору объективно определять стоимость работ по капитальному ремонту до разработки проектно-сметной документации.
Таким образом, доказательства совершения НУО «Фонд капитального ремонта в УР» каких-либо из действий, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, не представлено.
Антимонопольный орган требования заявителя не признал, указав, что действия (бездействие) регионального оператора - НУО «Фонд капитального ремонта в УР» не соответствуют правовой природе конкурса, нарушают антимонопольные требования, предъявляемые к торгам.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
В силу положений Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 №64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», постановления Правительства Удмуртской Республики от 09.02.2015 №28 «О Порядке привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» (далее - Порядок) проведение конкурсных процедур по привлечению подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов обязательно в силу нормативно-правового акта Удмуртской Республики.
НУО «Фонд капитального ремонта УР» является региональным оператором.
Согласно ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с ч.1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами
Согласно п. 1 Порядка Порядок определяет процедуру привлечения некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» (далее - региональный оператор) подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ (далее - выполнение работ) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Региональный оператор в силу п. 3 Порядка выступает организатором конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Функции организатора конкурса определены в п. 5 Порядка.
Привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов осуществляется путем проведения открытого конкурса на право заключения договора подряда на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 8 Порядка требования к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в конкурсе указываются в конкурсной документации.
Согласно п. 1, 2 ст. 702 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно ч.6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ст. 48 ГрК РФ).
Как установлено антимонопольным органом, в конкурсной документации НУО «Фонд капитального ремонта УР» имеется лишь перечень работ по капитальному ремонту для каждого дома с указанием начальной (максимальной) цены капитального ремонта по видам ремонта и их общая цена. При этом отсутствуют указания на объемы по каждому виду работ, материалы, при помощи которых может быть осуществлен ремонт. Начальная (максимальная) цена каждого лота сформирована исходя из предельных стоимостей услуг по капитальному ремонту за квадратный метр общей площади многоквартирного дома.
Так, в доме, расположенном по адресу: <...>, конкурсной документацией определено, что в нем должны быть проведены работы по ремонту крыши на сумму 2699935,50 руб.; в доме, расположенном по адресу: <...>, должны быть проведены работы по ремонту крыши на сумму 1831260,60 руб.; в доме, расположенном по адресу: <...>, должны быть проведены работы по ремонту крыши на сумму 1319446,74 руб.
Между тем, из данного описания неясно, какие именно работы по капитальному ремонту крыш должен произвести подрядчик, поскольку ремонт крыш может включать в себя различный перечень и объем работ, а также необходимость использования разных видов материалов, как по стоимости, так и по назначению. Претенденты на участие в конкурсе должны знать, какие виды работ им необходимо выполнить в случае заключения договора подряда, чтобы оценить возможности их осуществления, а заказчик, выбирая победителя конкурса и заключая с ним договор, должен быть уверен, что подрядчик обладает необходимыми ресурсами для его исполнения. Суд считает, что подобное описание видов работ и их стоимости при отсутствии локального сметного расчета могло привести к ограничению количества участников конкурса.
Аналогичные обстоятельства были ранее установлены судом при рассмотрении дел № А71-3096/2016 и №А71-4967/2016 по спору между теми же сторонами.
Доводы заявителя судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат материалам дела.
На основании изложенного вывод антимонопольного органа о нарушении заявителем требований ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в данной части признается судом обоснованным. Решение в данной части вынесено законно, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В части выводов антимонопольного органа о незаконности объединения организатором конкурса в один лот работ, находящихся на разных товарных рынках и относящихся к работам различного вида, выполняющихся последовательно, с применением различных технологий и оборудования, суд считает, что факт нарушения Закона о защите конкуренции антимонопольным органом не доказан. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 5 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда от 24.01.2000 №51 отметил, что отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания данного договора незаключенным.
Согласно ст. 758 ГК РФ разработка технической документации по заданию заказчика, является обязанностью подрядчика, установленной договором подряда на выполнение проектных работ.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Таким образом, включение НУО «Фонд капитального ремонта в УР» в предмет договора выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов не противоречит нормам ГК РФ, ГрК РФ.
Это подтверждается и содержанием ч. 2 ст. 763 ГК РФ, согласно которой по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику.
Объединение проектных и строительных работ в один лот обусловлено необходимостью достижения заказчиком необходимых результатов, а именно: эффективного использования бюджетных средств; сокращения сроков выполнения работ по капитальному ремонту; осуществления оперативного контроля и принятия управленческих решений в ходе исполнения договора. Доводы заявителя в указанной части ответчиком не опровергнуты.
Объединение указанных в конкурсной документации работ в один лот обеспечивает достижение цели по проведению капитального ремонта общего имущества конкретного многоквартирного дома в целом и позволяет эффективно расходовать средства, выделенные на капитальный ремонт жилья.
Вопреки доводам антимонопольного органа о том, что к выполнению работ по проектированию и по строительству допускаются лица, имеющие допуски саморегулируемых организаций в каждой из названных сфер деятельности, в соответствии со ст. 48 ГрК РФ только те виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Из конкурсной документации и представленных по делу доказательств не следует, что на работы по капитальному ремонту, являющиеся предметом торгов, требуется оформление разрешения на строительство, в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.
Тот факт, что работы по проектированию, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов, и строительные работы по капитальному ремонту должны выполняться при наличии допуска саморегулируемой организации, антимонопольным органом не доказан, как не доказан и факт ограничения количества участников конкурса.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что ответчиком в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не представлено доказательств нарушения организатором торгов ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем, в сумме 3000 руб. подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный судУдмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24.01.2017 по делу №ЕС 06-06/2017-372 в части признания Некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с объединением в один лот работ, находящихся на разных товарных рынках и относящихся к работам различного вида, выполняющихся последовательно, с применением различных технологий и оборудования.
2. В удовлетворении остальной части заявления отказать.
3. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в пользу Некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.Г. Зорина