АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-5395/2018
18 мая 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2018г.
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2017г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.В.Калинина при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.Б.Сергеенков, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) г.Казань о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Водолей» г. Ижевск к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 05.04.2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (далее управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Водолей» (далее ООО «Водолей», общество, ответчик) к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее КоАП РФ).
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с положениями ст. 18 АПК РФ определением от 14.05.2018г. произведена замена судьи З.Ш. Валиевой на судью Е.В. Калинина. Согласно части 5 статьи 18 АПК РФ в связи с заменой судьи рассмотрение дела начато с начала.
Суд, в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, с согласия представителя ответчика, в отсутствие возражений административного органа, признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и, открыв судебное заседание, продолжил рассмотрение дела по существу, в порядке
ст.ст. 136, 137, 156 АПК РФ.
Как следует из представленных доказательств, при рассмотрении протокола испытаний № 621/20 от 14.07.2017г. Испытательной лабораторией ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан» Нижнекамская испытательная лаборатория, выявлено, что ООО «Водолей» допустило нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
Закупка осуществлялась специалистами Госалкогольинспекции Республики Татарстан совместно с представителем Нижнекамской ИЛ ФБУ «ЦСМ Татарстан» по акту закупки образцов от 27.06.2017г.
Согласно протокола испытаний № 621/20 от 14.07.2017г. показатель физиологический полноценности: общая минерализация (сухой остаток) не соответствует показателям заявленным на этикетке. Показатели заявлены на этикетке отобранной продукции: 0,4-0,8 г/л, результат испытания: 0,32 г/л. Содержание бикарбонатов (НСО3) не соответствует показателям заявленным на этикетке. Показатели заявлены на этикетке отобранной продукции: 250-500 мг/л, результат испытания: 128 мг/л.
Кроме того, исследуемый образец невозможно идентифицировать.
Госалкогольинспекции Республики Татарстан направил сообщение и копии материалов проверки в управление.
По фактам выявленных нарушений, установив признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, уполномоченное лицо административного органа 23.03.2018 в отсутствие представителей общества составило в отношении ООО «Водолей» протокол об административном правонарушении.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Возражая против требований административного органа, общество указало, что протокол об административном правонарушении составлен заявителем с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ без участия законного представителя ответчика, не уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола. Воды под торговой маркой «Увимская жемчужина» в производстве ответчика не имеется. Представленные фотокопии маркировки продукта не соответствует этикетке воды минеральной природной питьевой столовой «Увинская жемчужина» утвержденной на производстве ответчика. В материалах дела не имеется документов подтверждающих приобретение спорной продукции. Доказательств приобретения спорной продукции у ООО «Водолей» заявителем не представлено. Доказательств ввода в оборот спорной продукции не представлено. Доказательств того, что административным органом были отобраны и исследованы пробы продукции, произведенной ООО «Водолей», в материалах дела не имеется. Производимая ООО «Водолей» вода соответствует ТР ТС 021/2011; ТР ТС 022/2011; ТУ 11.07.11-010-43686663-2016 свидетельство о гос. Регистрации № 77.99.19.6.У.4185.6.07 Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АЯ09В.02074 от 06.04.2017 г. При производстве воды минеральной природной питьевой столовой «Увинская жемчужина» используется вода, поставляемая со скважины ООО Санаторий Ува № 2519 и № 1/75. Тенденций к изменению химического состава воды не установлено. Производитель ООО «Водолей» регулярно подтверждает качество и состав производимой воды путем проведения лабораторных испытаний. За период с 2009 год по настоящее время отклонений по составу – минерализации и гидкарбонатов не наблюдалось. Представленных административным органом доказательств в их совокупности недостаточно для вывода о причастности общества к производству не соответствующей требованиям технического регламента воды, в отношении которой были проведены исследования. Представленные в дело доказательства в совокупности с конкретными обстоятельствами дела, не позволяют с достоверностью сделать вывод о наличии в действиях (либо бездействии) ООО «Водолей» вины.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон № 184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
На основании п. 7 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Закон № 29-ФЗ) при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В ст. 10 ТР ТС 021/2011 установлено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно ч. 1 ст. 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. В соответствии с ч. 4 ст. 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
В силу ст. 2 TP ТС 021/2011 целями принятия настоящего технического регламента являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды. Согласно ст. 3 TP ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной (ч. 1 ст. 7 TP ТС 021/2011).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон №2300-1) если законами или и установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товар) (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с ч. 5, 6 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как установлено судом, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 25.01.2018 исх. № 14/1476 административным органом в адрес ООО «Водолей» не направлялось. Документов, подтверждающих вручение указанного извещения ООО «Водолей», в материалы дела не представлено.
Реестр № 83 от 25.01.2018 г. внутренних почтовых отправлений и список от 25.01.2018 г., представленные управлением в материалы дела, не подтверждают факт направления указанного извещения в адрес общества, поскольку ООО «Водолей» в качестве адресата в данных документах не указано.
Таким образом, доказательств надлежащего уведомления ООО «Водолей» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 23.03.2018 не имеется. Протокол составлен без соблюдения установленных законодательством об административных правонарушениях прав и гарантий ответчика как лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе права на защиту.
Допущенное административным органом процессуальное нарушение носит существенный и неустранимый характер, не позволяет использование зафиксированных в протоколе об административном правонарушении данных для привлечения лица к административной ответственности.
При этом суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано нарушение ООО «Водолей» государственных стандартов и технических регламентов.
Согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) № 30704 от 11.05.2018 г. вода минеральная природная питьевая столовая «Увинская жемчужина» негазированная, дата изготовления которой соответствует дате розлива образца представленного Госалкогольинспекции Республики Татарстан (25.05.2017 г.), соответствует п. 3.1 ГОСТ 18164-72 и п. 2а ГОСТ 23268.3-78 по показателям Общая минерализация (сухой остаток) и Гидрокарбонаты соответственно. В соответствии с указанным протоколом лабораторных исследований общая минерализация (сухой остаток) составляет 0,72 ± 0,01 г/дм3, а Гидрокарбонаты 402,60 ± 48,31 мг/дм3.
Отбор пробы (образца) для лабораторных испытаний по заказу ООО «Водолей» производился на основании ГОСТ 23268.0-91. Государственный стандарт, используемый при отборе образцов для испытаний в Нижнекамской испытательной лаборатории ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан», в протоколе испытаний № 621/20 от 14.07.2017 г. не указан.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Представленные в дело доказательства не позволяют с достоверностью сделать вывод о наличии в действиях (бездействиях) ООО «Водолей» вины.
На основании изложенного, требование административного органа о привлечении ООО «Водолей» к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Отказать Управлению Роспотребнадзора по Республике Татарстан в удовлетворении требования о привлечении ООО «Водолей» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КОАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.В. Калинин