АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-5490/2011
12 сентября 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2011г.
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2011г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи М.Н. Кудрявцева
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Шемякиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети Удмуртии», г. Ижевск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО», г. Набережные Челны
о признании недействительными решения и предписания
В судебном заседании присутствовали представители:
от заявителя ФИО1 юриск. по дов. от 31.01.2011;
антимонопольного органа: ФИО2 гос. инспектор по дов. от 13.01.2011;
третьего лица: не явился, извещен.
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики
Общество с ограниченной ответственностью «Электрические сети Удмуртии» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 апреля 2011г № СЮ 05-03/2011-18.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.75-76).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.
Обществом с ограниченной ответственностью «Электрические сети Удмуртии» (далее- ООО «Электрические сети Удмуртии», Общество) 18.05.2010 опубликовано и размещено на официальном сайте в сети Интернет сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртская управляющая компания» на 2010-2011гг.
Обществом 25.05.2010 принято решение о внесении изменений в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртская управляющая компания» на 2010-2011гг. в части изменения количества автомобилей, подлежащих страхованию, и изменения размера страховой премии по договору страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Сообщение о внесении изменений в Список автомобилей длястрахования (Приложение № 6 к Конкурсной документации) и изменении размера страховой премии по договору страхования было в тот же день опубликовано и размещено на официальном сайте в сети Интернет.
24.05.2010 года Общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» (далее- ООО «АСКО») представило в адрес Общества конверт с заявкой на участие в конкурсе. Заявка, поданная ООО «Страховая группа «АСКО», содержала необходимые документы в соответствии с требованиями, установленными в Конкурсной документации, в том числе таблицу конкурсного предложения с отметками о соответствии одному из критериев по пунктам (л.д.50-53).
27.05.2010 года ООО «АСКО» в связи с внесением изменении в Конкурсную документацию представило в адрес ООО «Электрические сети Удмуртии» изменения в заявку на участие в конкурсе, а именно таблицу конкурсного предложения с измененной ценой конкурсного предложения, но без отметок о соответствии одному из критериев по пунктам, а также Приложение № 6 «Список автомобилей для страхования» к конкурсной документации в новой редакции.
Учитывая предмет внесенных Обществом изменений в конкурсную документацию, Конкурсная комиссия при рассмотрении заявки на участие в конкурсе, поданной ООО «АСКО», по критерию «качество услуг» руководствовалось данными, представленными претендентом на участие в конкурсе в основной заявке, согласно таблице конкурсного предложения и допустило ООО «АСКО» к участию в конкурсе.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее-УФАС по УР) проведена плановая проверка, в ходе которой установлено, что таблица конкурсного предложения указанного участника размещения заказа не содержит предложение о качестве оказываемых работ и услуг.
УФАС по УР пришло к выводу о том, что ООО «АСКО» необоснованно было допущено к участию в конкурсе.
По результатам проверки антимонопольным органом составлен Акт проверки от 01.03.11г № 6 (л.д.110-113) и принято решение от 15.04.11№ СЮ 05-03/2011-18 о признании Общества нарушившим п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции 9л.д.11-16).
ООО «Электрические сети Удмуртии» также выдано предписание от 15.04.11№ СЮ 05-03/2011-18, в соответствии с которым Обществу запрещено совершать действия, ограничивающие конкуренцию, а именно: не допускать к участию заявки претендентов, подлежащие отклонению; Общество обязано за 10 дней до объявления очередного конкурса по отбору финансовой организации для оказания услуг ОСАГО информировать УФАС о месте размещения информации о проведении конкурса; а также, в течение 5 дней после подведения итогов конкурса представить в УФАС УР копию конкурсной документации, таблиц конкурсного предложения участников, итоговый протокол Конкурсной комиссии.
Оценив представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в дел, арбитражный суд полагает требования заявителя обоснованными, исходя из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Согласно ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») услуги по передаче электрической энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции).
На основании части 5 статьи 5 Законом о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на, товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.
Частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции установлено, что Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе страхование ответственности (пункт 11).
В ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) определены требования к заявке, которая согласно п. 2 должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара.
Конкурсной документацией (п.п. л) п. 2.1.2.1) установлено, что заявка должна содержать предложения о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора.
В силу п. 1 ст. 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона.
Статьей 17 Закона о размещении заказов установлено, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченными на ведение реестров, заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены п. 2 статьей 12 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в том числе, в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
В силу действия ч. 2 ст. 12 Закона о размещении заказа отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 настоящей статьи случаев, не допускается.
Как следует из материалов дела, в представленной ООО «АСКО» вместе с Заявкой от 20.05.11 Таблице конкурсного предложения имелись отметки о соответствии одному из критериев конкурса по пунктам (л.д.50-53). Тем самым, заявка претендента на участие в конкурсе содержала предложения о качестве оказываемых услуг.
В последующем, Общество внесло в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса изменения только в части количества автомобилей, подлежащих страхованию, и изменения размера страховой премии по договору страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Указанные изменения не касались качества оказываемых услуг, что позволило Обществу, не смотря на отсутствие в повторно поданной Таблице конкурсного предложения соответствующих отметок, оценить повторную заявку в части предложений о качестве услуг поданной на прежних условиях.
Суд полагает, что в этих условиях ООО «АСКО» было обоснованно допущено к участию в конкурсе.
Судом также учтено, что действия Общества по признанию ООО «АСКО» участником конкурса не привели к нарушению чьих либо прав и имущественных интересов, в том числе прав других участников конкурса, поскольку ООО «АСКО» не был признан победителем конкурса.
Кроме того, содержащее в предписании требование, обязывающее Общество за 10 дней до объявления очередного конкурса по отбору финансовой организации информировать УФАС УР о месте размещения информации о проведении конкурса и в течение 5 дней после подведения итогов конкурса представить в УФАС УР копию конкурсной документации, таблиц конкурсного предложения участников, итоговый протокол Конкурсной комиссии, не соответствует ни Закону о защите конкуренции, ни Закону о размещении заказов.
Статьей 16 Закона о размещении заказов предусмотрено информационное обеспечение размещения заказов, в соответствии с которой предусмотренная законом информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещается на официальном сайте в сети Интернет и является общедоступной.
Размещение заказчиком соответствующей информации в сети Интернет позволяет осуществлять антимонопольному органу контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
В этих условиях у антимонопольного органа отсутствуют законные основания требовать у заказчика представления соответствующей информации путем выдачи предписания.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые решения и предписание антимонопольного органа являются незаконными.
Заявление Общества подлежит удовлетворению полностью.
На основании ст. 110 АПК РФ, с учетом принятого решения судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р е ш и л :
1.Признать недействительными, не соответствующими Федеральному закону «О защите конкуренции» Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 апреля 2011г.(изготовлено 29.04.2011) по делу № СЮ 05-03/2011-18 по делу о нарушении антимонопольного законодательства и предписание Удмуртского УФАС о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выданное в рамках того же дела.
2.Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по <...> в пользу ООО «Электрические сети Удмуртии» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.Н. Кудрявцев