АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г.Ижевск, ул. Свободы,139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-562/2008
А18
11 февраля 2008г.
Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля 2008г.
Полный текст решения изготовлен 11февраля 2008г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Г. П. Буторина
при ведении судьей протокола судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «ИжТехМаш», г.Ижевск
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике г. Ижевск
об отмене постановления административного органа
от заявителя: Макарикова И.В. – юрист по дов. б/н от 07.02.2008г., Протасова Г.Н.- бухгалтер по дов. б/н от 07.02.2008г.
от административного органа: Суханова Н.Н. - вед спец. по дов. от 11.01.2008г.
Общество с ограниченной ответственностью «ИжТехМаш», г. Ижевск (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 15.01.2008г. № 94-08/6 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 40000 руб.
Заявление подано ООО «ИжТехМаш» в арбитражный суд в срок, установленный ст. 208 АПК РФ, с учетом положений ст.ст. 113, 114 АПК РФ.
Общество в обоснование заявления указало, что правонарушение является малозначительным, поскольку совершено впервые, не содержит существенных угроз охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда. Допущенная ошибка в паспорте сделки вызвана оплошностью бухгалтера, которая не обладает достаточными (специфичными) знаниями. Размер назначенного штрафа является значительным для общества.
Ответчик требования не признал. В обоснование возражений ответчик сослался на то, что Общество нарушило требования ст. 20 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ и п.п. 3.3, 3.5.1 п. 3.15 раздела 2 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок», а именно, в графе 9 раздела 3 ПС № 07100001/3279/0011/1/0 не был проставлен символ «Х», в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. Довод заявителя об отсутствии негативных последствий и малозначительности правонарушения является необоснованным, поскольку составы административных правонарушений, указанные в ст. 15.25 КоАП РФ, являются формальными. Вменяемое заявителю нарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования и затрудняет контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «ИжТехМаш» с «Номун Интертрейд» ХХК, Монголия (нерезидентом) был заключен внешнеторговый контракт № 04/10-07 от 19.10.2007г. на поставку товара – кабели силовые гибкие, медные на общую сумму 58999,26 долларов США. По данному контракту в филиале ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» в г.Ижевске оформлен паспорт сделки № 07100001/3279/0011/1/0. В соответствии с условиями контракта № 04/10-07 от 19.10.2007г. общество продекларировало и отгрузило на экспорт товар на общую сумму 58999,26 долларов США по ГТД №10405030/071107/0001659. В номенклатуре, являющейся приложением к вышеуказанному контракту товар классифицирован по коду 8544493000 раздела ХVI ТН ВЭД.
К таможенному оформлению ГТД №10405030/071107/0001659 представлена копия паспорта сделки № 07100001/3279/0011/1/0, оформленного с нарушением установленных единых правил оформления паспортов сделок: в графе 9 раздела 3 паспорта сделки не проставлен символ «Х», что является обязательным при вывозе с территории РФ товаров, попадающих в раздел XVI ТН ВЭД.
По факту совершения административного правонарушения Удмуртской таможней в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2007г. №10405000-174/2007.
В соответствии со ст.ст. 23.60, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, совершенном ООО «ИжТехМаш», направлены руководителю Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике.
По результатам рассмотрения протокола с участием представителя общества – Пичугина В.В. (директор общества) руководителем органа валютного контроля принято постановление от 15.01.2008 № 94-08/6 о привлечении ООО «ИжТехМаш» к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.
Несогласие ООО «ИжТехМаш» с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона.
В силу п. 3.1, 3.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция) действие установленного разделом II Инструкции порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся, в том числе, в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора).
В соответствии с п.п. 3.5.1 названного Порядка оформления паспорта сделки в графе 9 раздела 3 паспорта сделки проставляется символ "Х" в случае, если контрактом предусмотрен ввоз на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. В иных случаях графа 9 раздела 3 не заполняется.
Материалами дела подтверждается и заявителем признается, чтов графе 9 раздела 3 паспорта сделки № 07100001/3279/0011/1/0 отсутствует символ «Х», проставление которого обязательно в случае вывоза заявителем с территории Российской Федерации товара, указанного в разделе XVI ТН ВЭД.
Таким образом, в действиях общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения и, следовательно, действия Управления по привлечению общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, правомерны.
Суд считает возможным признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд считает, что правонарушение, совершенное обществом, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. Неправильное заполнение одного из разделов паспорта сделки не повлияло на правильность уплаты таможенных платежей, своевременность представления банком отчетности об операциях резидентов по валютным операциям, а также на возможность осуществления банковского и таможенного контроля, совершено в форме неосторожности, не повлекло тяжких последствий.
В соответствии с требованиями установленными частями 1 и 5 ст.7 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в паспорте сделки в графе 9 раздела 3 необходимо было выделять товары, указанные в разделах XVI, XVII, XIXТН ВЭД. Указанные требования были основаны на том, что расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами и нерезидентами отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте оговоренных товаров, а также при представлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте таких товаров, осуществлялись в порядке, установленном Правительством РФ.
Статья 7 Федерального закона № 173-ФЗ утратила свое действие с 01.07.2006г., согласно Федерального закона № 131-ФЗ от 26.07.2006г. «О внесении изменений в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с 01.07.2006г.
Таким образом, выделение товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIXТН ВЭД в отдельную категорию утратило свою актуальность.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание совершение правонарушения впервые и принятие обществом мер по устранению нарушения, суд считает возможным на основании ст. 2.9. КоАП РФ освободить ООО «ИжТехМаш» от административной ответственности по малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 25.12.2007г. № 94-07/142 о назначении административного наказания ООО «ИжТехМаш» признается судом незаконным и подлежит отмене в части назначения наказания по ч.6 ст.15.26 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.
Довод управления о невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ к статьям КоАП РФ, предусматривающим формальные составы, не основан на нормах действующего законодательства, КоАП РФ не ограничивает применение ст. 2.9 КоАП РФ и не устанавливает конкретные нормы, к которым названная статья не может применяться.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2.9, 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике № 94-08/6 от 15.01.2008г. признать незаконным и отменить в части назначения административного наказания ООО «ИжТехМаш» по ч.6 ст.15.26 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.
2. Производство по делу А71-562/2008 в этой части прекратить.
3. Объявить обществу с ограниченной ответственностью «ИжТехМаш» г. Ижевск, ул. Союзная, 131- 93, основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1051801814350, устное замечание на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Г.П.Буторина