АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г. Ижевск, ул. Свободы, 139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-5697/2006
А24
25 января 2007г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2007г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 января 2007г.
Арбитражный суд УР в составе:
председательствующего судьи Кудрявцева М.Н.,
судей Коковихиной Т.С., Лепихина Д.Е.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
индивидуального предпринимателя ФИО1, гор. Глазов
к 1) Городской Думе гор. Глазова
2) Главе Администрации гор. Глазова
с участием прокурора Удмуртской Республики
о признании недействующими в части нормативных актов Городской Думы гор. Глазова и Главы Администрации гор. Глазова.
В судебном заседании присутствовали представители
заявителя: ФИО1 паспорт <...> выдан 7.04.2005г. УВД гор. Глазова, ФИО2 пред. по дов. от 6.12.2006г., ФИО3 адв. по ордеру № 1030 от 15 ноября 2006г.
1-го ответчика: ФИО4 нач. правового управления по дов. от 7.09.2006г., ФИО5 зам. нач. правового управления по дов. от 22.08.2006г.
2-го ответчика: ФИО4 нач. правового управления по дов. от 5.05.2006г., ФИО5 зам. нач. правового управления по дов.от 5.05.2006г.
Прокурора УР: ст. пом. прокурора УР Русских И.Ю. служебное удостоверение.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд УР с заявлением о признании недействующими со дня принятия решения Городской Думы гор. Глазова № 358 от 29 ноября 2004г. «Об установлении дифференцированных ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности гор. Глазова на 2005г.» в части установления ставки земельного налога для 32 зоны градостроительной ценности и постановления Главы Администрации гор. Глазова № 344/8 от 17 декабря 2004г. «Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки в границах муниципального образования «Город Глазов» на 2005г.» в части установления арендной платы по 32 зоне градостроительной ценности (с учетом письменного ходатайства об уточнении предмета заявления).
В основание требования о признании недействующими в части ненормативных актов предприниматель указал, что при определении ставок земельного налога на 2005г. по 32 зоне градостроительной ценности Городской Думой гор. Глазова превышены коэффициенты, установленные федеральным законодательством. По расчету заявителя, предельная ставка земельного налога в городе Глазове на 2005г. не должна превышать 10 руб. 35 коп. за 1 кв. м. площади земельного участка в год (фактически установлена в размере 19,21 руб. за 1 кв. м.). Заявитель указал, что в 2005 году дважды проиндексирован размер арендной платы с учетом применения повышающих коэффициентов за 2004г. и 2005г., что, по его мнению, является недопустимым.
Ответчики требования заявителя не признали. В возражениях на заявление указали, что обжалуемые нормативные акты приняты в соответствии с компетенцией, определенной федеральным законодателем, дифференциация ставок земельного налога произведена на основе экономического анализа территории гор. Глазова с точки зрения влияния налоговых ставок на финансовое состояние хозяйствующих субъектов по методике, разработанной Новосибирским региональным кадастровым центром. Ответчики указали, что средняя ставка земельного налога в 2004г. году должна была составить 9,409 руб. за кв.м., фактически в 2004 году средняя дифференцированная ставка по городу составила 5,23 руб. за кв.м., так как не были применены повышающие коэффициенты, установленные ст. 1 Федерального Закона от 14.12.2001г. № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога на 2002 год» и ст. 7 Федерального Закона от 24.07.2002г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ…», в связи с чем при установлении ставок земельного налога в 2005г. были применены повышающие коэффициенты, предусмотренные указанными нормативными актами.
Согласно заключению прокурора, обжалуемые нормативные акты соответствуют закону РФ «О плате за землю», Налоговому кодексу РФ, другим федеральным законам, оснований для признания их недействующими не имеется.
В судебном заседании установлено.
По договору от 5 августа 1998г. № 31 аренды земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, заключенному с Администрацией гор. Глазова, предприниматель ФИО1 принял в арену сроком на 10 лет земельный участок площадью 0,2324 га по ул. Глинки гор. Глазова для размещения автостоянки. Согласно п. 2.1. договора величина арендной платы составляет 1 руб. 78 коп. за 1 кв. м. в год. Размер арендной платы может изменяться арендодателем без согласия арендатора не чаще, чем один раз в полгода (п.2.2.договора).
Городская Дума гор. Глазова приняла решение № 358 от 29 ноября 2004г. «Об установлении дифференцированных ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности гор. Глазова на 2005г.». В соответствии с указанным решением для 32 оценочной зоны земель промышленности и коммерческого целевого назначения установлена ставка земельного налога в размере 19,21 руб. за кв. м. Решение опубликовано в официальном издании Городской Думы и Администрации гор. Глазова ежемесячном журнале «Городские ведомости» № 11 за 2004 год и газете «Мой город» от 30.11.2004г. № 89.
Постановлением Главы Администрации гор. Глазова от 17.12.2004г. № 344/9 утверждена Методика установления и взимания арендной платы за земельные участки в границах муниципального образования «Город Глазов» (далее Методика). Пунктом 5 Методики предусмотрено, что базой для определения арендной платы за земельные участки является земельный налог. В соответствии с п. 11 Методики утверждены коэффициенты, учитывающие функциональное использование земель. Для вида разрешенного использования заявителю земельного участка утвержден коэффициент 3.
Главой Администрации гор. Глазова вынесено постановление № 344/8 от 17 декабря 2004г. «Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки в границах муниципального образования «Город Глазов» на 2005г.», опубликованное в ежемесячном журнале «Городские ведомости» за декабрь 2004г. и газете «Мой город» № 96.
Согласно Постановлению № 344/8 от 17.12.2004г. для земельного участка, арендованного индивидуальным предпринимателем ФИО1, размер арендной платы составил 57,63 руб. за кв.м. в год (ставка земельного налога по 32 зоне градостроительной ценности, умноженная на коэффициент, учитывающий функциональное использование земли).
Полагая, что решение Городской Думы гор. Глазова № 358 от 29.11.2004г. в части установления ставки земельного налога по 32 оценочной зоне и Постановление Главы Администрации гор. Глазова № 344/8 от 17.12.2004г. об установлении базовых размеров арендной платы в части установления размера арендной платы по 32 зоне градостроительной ценности не соответствуют ст. 387 НК РФ и Федеральному закону № 141-ФЗ от 29 ноября 2004г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ», заявитель обратился в суд с требованием о признании указанных нормативных правовых актов недействующими с момента их издания.
Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд оснований для удовлетворения заявления не нашел. При этом суд исходил из следующего.
Частью 1 ст.192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предприниматель ФИО1 не является плательщиком земельного налога, использует для осуществления предпринимательской деятельности земельный участок на основании договора аренды. Ставка земельного налога, установленная решением Городской Думы гор. Глазова № 358 от 29 ноября 2004г. «Об установлении дифференцированных ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности гор. Глазова на 2005г.», является базой для определения размера арендной платы. Соответственно определение размера ставки земельного налога затрагивает интересы заявителя в области осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Главы Администрации гор. Глазова от 17.12.2004г. № 344/9, базой определения арендной платы за земельные участки является земельный налог.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых нормативных актов) налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Зоны градостроительной ценности в городе Глазове (47 оценочных зон) определены решением Городской Думы гор. Глазова от 29 июля 2003г. № 155 «Об утверждении схемы зон градостроительной ценности территории гор. Глазова и дифференцированных ставок земельного налога» на основании анализа Новосибирского регионального кадастрового центра, выполненного в соответствии с договором от 24 марта 2000г. № 07.2000, заключенным между Новосибирским РКЦ «Земля» и Госкомземом Удмуртской Республики на выполнение работ по внедрению новых технологий учета земельных участков в Удмуртской Республике.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что зонирование территории гор. Глазова и дифференциация средней ставки земельного налога на основе зон градостроительной ценности произведены в соответствии с экономической оценкой (кадастровой стоимостью) территории города и генеральным планом города.
Доводы заявителя о том, что единая средняя ставка земельного налога на 2005г., определенная с учетом повышающих коэффициентов в размере 10,35 руб. за кв. м., является предельной и при установлении дифференцированной ставки земельного налога по 32 зоне градостроительной ценности Городской Думой гор. Глазова средняя ставка превышена, своего подтверждения в судебном заседании не нашли и отклоняются по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 21.03.1997г. №5-П, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только перечень, но и все элементы налоговых обязательств; установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные и т.д.).
Данная правовая позиция имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных; в частности, положение о том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов" возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления; иное понимание смысла содержащегося в ст. 132 (часть 1) Конституции РФ понятия "установление местных налогов и сборов" противоречило бы действительному содержанию указанной статьи Конституции РФ.
Следовательно, в отношении земельного налога, который статьей 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесен к местным налогам, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам градостроительной и т.п. ценности на соответствующей территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
При этом средняя ставка, рассчитанная с учетом установленных федеральным законодательством коэффициентов, является основой для определения размера дифференцированных ставок по зонам градостроительной ценности и в силу определения понятия «средняя ставка», указанного в законе, не может быть предельной.
То, что дифференцированные ставки земельного налога по гор. Глазову на 2005г. соответствуют средней ставке 10,35 руб. за кв. м., подтверждено таблицей расчетов земельного налога по хозяйствующим субъектам г. Глазова (Приложение № 2 к письму Главы Администрации гор. Глазова от 17.10.2006г. № 01-41/02309).
Ссылка заявителя на то, что представительный орган местного самоуправления не вправе индексировать в один год дважды ставку земельного налога, судом не принимается. Как уже было сказано выше, так как до 2004 года не были применены повышающие коэффициенты, установленные ст. 1 Федерального Закона от 14.12.2001г. № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога на 2002 год» и ст. 7 Федерального Закона от 24.07.2002г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ…», то при определении средней дифференцированной ставки в 2005 году Городская Дума г. Глазова обоснованно применила ранее установленные федеральным законодателем повышающие коэффициенты.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемых нормативных актов ст. 387 НК РФ судом не принимаются.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог, обязательный к уплате на территории муниципального образования г. Глазов, введен в действие Решением Городской думы г. Глазова от 25.11.2005г. № 21 с 01 января 2006г. Следовательно, ст. 387 НК РФ к отношениям по уплате земельного налога в МО г. Глазов в 2005г. не применима.
Судом не принимаются доводы ответчиков о том, что производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты действовали только в 2005 году. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.07.2006г. № 182-О, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Установление же факта нарушения прав и свобод либо заявителя отсутствие нарушения возможно только в процессе судебного разбирательства. В связи с чем дело рассмотрено по существу.
С учетом изложенного, оспариваемые нормативные акты приняты органами местного самоуправления города Глазова в соответствии с требованиями федеральных законов. Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 195Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд УР
Р Е Ш И Л:
1.В удовлетворении заявления предпринимателя ФИО1 о признании недействующими решения Городской Думы гор. Глазова № 358 от 29 ноября 2004г. «Об установлении дифференцированных ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности гор. Глазова на 2005г.» и постановления Главы Администрации гор. Глазова № 344/8 от 17 декабря 2004г. «Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки в границах муниципального образования «Город Глазов» на 2005г.» отказать. Признать указанные нормативные акты соответствующими Земельному кодексу РФ и Закону РФ «О плате за землю».
2. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в месячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья М..Н. Кудрявцев
Судьи Д.Е. Лепихин
Т.С. Коковихина