ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-5756/09 от 22.06.2009 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-5756/2009

22 июня 2009г. А6

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2009г.

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2009г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ю. Глухова рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации, г. Ижевск

к закрытому акционерному обществу «Авто Транспортная Корпорация 373», г. Ижевск

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КОАП РФ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Глуховым Л.Ю. В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: Рейх В.А. по доверенности. № 205 от 06.04.09г., Данчинова О.Г. по доверенности № 531 от 19.06.09г.;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Масленников О.Б. генеральный директор законный представитель, Нургалиева А.М. по доверенности. от 06.11.08г., Гараев Т.С. по доверенности от 11.01.09г.

Управлением государственного автодорожного надзора по УР Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ заявлено требование о привлечении ЗАО «Авто Транспортная Корпорация 373» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КОАП РФ за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В судебном заседании представитель Управления заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных объяснениях от 22.06.09г.

При этом, в судебном заседании сослался на то, что организация, имея лицензию № АСС-18- 028775 (со сроком действия до 14.08.2010 года) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованных для перевозок более 8 человек, нарушает требования и условия, предусмотренные данной лицензией, а именно не организован контроль за соблюдением режима работы и отдыха водителей автобусов. Фактическая смена ежедневной работы превышает 12 часов, хотя в табеле учета рабочего времени установлены часы работы не более 12 часов, тем самым не соблюдается и месячная норма рабочего времени водителей (водители: Благатдинов А.Р., Виноградов В.Е., Соколов В.П. в январе отработали по 144 часа, тогда как норма за январь была по 128 часов. Продолжительность ежедневного отдыха при суммировании рабочего времени должна быть не менее 12 часов. Водитель Шулепов в ночь с 12.03.09г. на 13.03.09г. отдыхал всего 9 час.03 мин.

Путевые листы заполняются с нарушением постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997г. № 78 и приказа Минтранса РФ от 18.09.08г. № 152 не указывается имя и отчество водителя, не расшифровываются подписи медицинского работника, проводящего предрейсовый медицинский осмотр и механиков, выпускающих автобусы на линию.

Графики работы водителей составляются с нарушением срока их составления (за один месяц до введения их в действие), в них отсутствуют время начала, окончания и продолжительность смены, время продолжительности ежедневного и еженедельного отдыха.

На перевозке пассажиров, работают водители не принятые на работу. Не установлен состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ и продолжительность медицинского осмотра. Не проводятся ежемесячные сверки о ДТП с территориальными органами ГИБДД.

Ответчик представил отзыв (л.д.123- л.д.131) с подробным изложением своих доводов.

Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, не признали факта совершения административного правонарушения, сославшись на то, что при проверке и оформлении документов административным органом допущены процессуальные нарушения, поскольку в протоколе не отражены обстоятельства правонарушения, в акте проверки имеется ссылка на то, что 28.04.09г. при составлении акта проверки уже был составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.09г., на его составление не вызывался законный представитель юридического лица, ему не разъяснялись его права и обязанности и он лишен был возможности для представления объяснений, пояснений, представления доказательств, 28.04.09г. представитель административного органа, явился в офис общества уже с оформленным протоколом и подписанным должностным лицом.

Представитель заявителя пояснил, что хотя и подпись составившего протокол об административном правонарушении стояла в протоколе, однако он до конца оформлен 28.04.09г. не был, так как была дана возможность законному представителю юридического лица внести поправки в проект протокола.

По материалам дела и объяснениям представителей сторон арбитражный суд установил.

28 апреля 2009г. Управлением государственного автодорожного надзора по УР Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ на основании приказа от 16.04.09г. № 350 проведена проверка закрытого акционерного общества «Авто Транспортная Корпорация 373» за период с 20.04.09г. по 28.04.09г. на предмет соблюдения лицензионных требований и условий.

По результатам проверки составлен акт № 902056 от 28.04.09 г. и протокол об административном правонарушении № 008563 от 28.04.09 г., зафиксировавшим нарушения обществом п.4, п.7, п.8, п.20, п.25 «Положения об особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей» утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.08.04г. № 15, приказа Минтранса РФ от 18.09.08г. № 152 « Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов», п.4 раздела 1 и раздел 3 « Правил учета дорожно-транспортных происшествий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.95г. № 647, то есть нарушен подпункт «б» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06г. № 637 что влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1. КОАП РФ, за нарушение, выразившееся в осуществлении перевозок пассажиров с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

28 апреля 2009г. административным органом также в адрес ЗАО «Авто Транспортная Корпорация 373» вынесено предписание об устранении нарушений.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд нашел требования заявителя не подлежащими удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.

Согласно подпункту «б» п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06г. № 637 лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, то есть лицензионные требования и условия;

Согласно ч.3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федеральных законов. Согласно нормам ст. 28.2 КОАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица и только если имеются доказательства его надлежащего уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении при его неявке, протокол составляется в его отсутствии.

Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении от 28.04.09г. № 008563 составлен в отсутствии законного представителя юридического лица – генерального директора Масленникова О.Б., ему не разъяснены его права, он лишен был возможности представлять доказательства по делу.

В судебном заседании установлено, что должностное лицо прибыло в организацию уже с подписанным ранее протоколом об административном правонарушении, этот факт подтвердил и представитель заявителя в судебном заседании (объяснив данный факт тем, что подписан был всего лишь проект данного протокола). Однако нормами процессуального административного закона не предусмотрено составления проекта протокола об административном правонарушении и рассылки этого проекта лицу, привлекаемого к административной ответственности. Поэтому в этой части доводы заявителя суд не принимает.

Подтверждением того, что протокол уже был составлен заранее и подписан должностным лицом является запись в акте проверки № 902056 от 28.04.09г. о том, что этот акт составлен 28.04.09г. и вручен законному представителю юридического лица в 11 часов 04 минуты 28.04.09г. и в нем уже была запись о том, что составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.09г. № 008563 и с этим протоколом законный представитель юридического лица ознакомился через минуту в 11 часов 05 минут. Законный представитель дал объяснение о том, что протокол составлен в его отсутствии, что права и обязанности ему не разъяснены, разъяснены лишь после замечаний об этом самого законного представителя.

Данное процессуальное правонарушение является грубым нарушением федерального закона, приведшего к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, нарушения не устранимого. Законный представитель был лишен возможности представлять доказательства в защиту своих прав и законных интересов.

Полученное с нарушением федерального закона доказательство арбитражным судом не может быть использовано при рассмотрении данного административного дела и установления виновности юридического лица согласно ст. 2.1 КОАП РФ.

В силу ст. 2.1 КОАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении нарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, фактически административным органом не представлено доказательств и не установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КОАП РФ.

Кроме того, обществом представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению норм действующего законодательства в области, предъявляемых к нему требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

К такой организации относится доказательства осуществления предрейсовых медицинских осмотров водителей, заполнения на каждую рабочую смену путевых листов, соблюдением режима рабочего времени и времени отдыха водителей (л.д. 58-59, 108-118). Доказательства обоснованности участия водителей в перевозках пассажиров, в том числе работающих у других организациях, но при командированных к ЗАО « АТК 373» на основании агентских договоров, прохождения ими стажировки, инструктажа (л.д. 68-101), ведения переписки с территориальными органами ГИБДД по поводу сверки о ДТП с участием транспортных средств ответчика (л.д. 60-65).

Факты осуществления предрейсовых медицинских осмотров водителей, заполнения на каждую рабочую смену путевых листов не оспариваются заявителем, однако он полагает, что заполнение путевого листа производится с нарушением приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.08г. (в нем отсутствует имя и отчество водителя, нет расшифровки подписи механика и расшифровки подписи медицинского работника о допуске к рейсу).

Данные доводы судом не принимаются, так как не представлено заявителем доказательств, каким образом несущественные недостатки в заполнении путевого листа повлияли в проверяемый период с 20.04.09г. по 28.04.09г. на организацию и осуществление перевозок пассажиров (л. д. 119 содержит приказ от 15.10.08г. № 243/3 о порядке заполнения путевых листов)

Доводы заявителя о нарушении рабочего времени и времени отдыха водителей не нашли своего подтверждения в судебном заседании (на л.д.108- л.д.114) имеются утвержденные графики работы водителей на 2009г. с распределением рабочего дня на две части, утвержденные генеральным директором от 20.12.08г., а также табель учета использования рабочего времени.

При таких обстоятельствах оснований для привлечения к административной ответственности ОАО «Авто Транспортная Корпорация 373» по ч.3 ст.14.1 за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах ЗАО «Авто Транспортная Корпорация 373» не подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КОАП РФ. В удовлетворении требований заявителю следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 29.1- 29.13. Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики:

Р Е Ш И Л:

1. В заявленных требованиях Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации (г. Ижевск) о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КОАП РФ закрытого акционерного общества « АвтоТранспотная Корпорация 373» (г. Ижевск), отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения

апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.аrbitr.ru

Судья Л.Ю.Глухов