ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-5782/17 от 29.06.2017 АС Удмуртской Республики


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

г. Ижевск                                                                          Дело № А71-5782/2017

29 июня 2017г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Калинина Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия г.Ижевска «Ижводоканал», г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, г.Ижевск от 12.04.2017 по делу об административной правонарушении № 272, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г.Ижевска «Ижводоканал» (далее МУП г.Ижевска «Ижводоканал», предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по УР, ответчик) от 12.04.2017 по делу об административном правонарушении № 272.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, который с материалами административного дела приобщен к делу. Заявителем представлены возражения на отзыв, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии со ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

23.06.2017 подписана и 24.06.2017 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.

26.06.2017 от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения.

20.06.2017 от МУП г.Ижевска «Ижводоканал» поступило ходатайство о рассмотрении дела №А71-5782/2017 по общим правилам административного судопроизводства.

Рассмотрев ходатайство предприятия о рассмотрении заявления по общим правилам арбитражного судопроизводства, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом п. 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» от 08.10.2012 №62 если по формальным признакам  дело относится к перечню, указанному в части 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

При этом согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка такого дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не осуществляется.

Перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, расширен, в него, в том числе, включены дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей (пп. 4 п.1 ст. 227 АПК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для вынесения судом определения о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства закреплен в п. 5 ст. 227 АПК РФ. Переход к рассмотрению дела по общим правилам арбитражного судопроизводства возможен при наличии препятствий для рассмотрения дела в порядке упрощённого судопроизводства.

В обоснование ходатайства заявитель указал, что переход к рассмотрению дела по общим правилам административном судопроизводства необходим ввиду обязанности представления суду оригинала Постановления №272 от 12.04.2017 для исследования и в случае возникновения противоречий необходимости проведения его почерковедческой или технико-криминалистической экспертизы. Суд считает, что нет необходимости проведения экспертизы оспариваемого постановления, что также приведет к затягиванию судебного процесса и суд может рассмотреть заявление об оспаривании постановления от 12.04.2017 №272 по имеющимся в деле доказательствам.

Иных доводов, кроме необходимости проведения экспертизы оспариваемого постановления, которые будут являться основанием для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, поскольку рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не будет соответствовать целям эффективного производства предприятием не представлено.

Ходатайство МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не содержит сведений о наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ.

Таким образом, поскольку, соответствующих оснований для рассмотрения настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства судом не усматривается, следовательно, заявление  МУП г.Ижевска «Ижводоканал» об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по УР от 12.04.2017 №272 по делу об административном правонарушении. подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Как следует из материалов дела, 30.03.2017 Управлением Роспотребнадзора по УР при изучении материалов, поступивших по обращениям потребителей, проживающих по адресам: г. Ижевск, ул. Дзержинского, 60-66; ул. 9 Января, 233-2; ул. 9 Января, 245-56; ул. 9 Января, 235-129; ул. Воткинское шоссе, 54-60 и платежных документов на оплату коммунальных услуг по «водоотведению», «холодному водоснабжению», «ХВС для приготовления ГВС», предъявленных потребителям за январь 2017г. установлено следующее.

Многоквартирные дома по адресам г. Ижевск, ул. Дзержинского, 60; ул. 9 Января, 233: ул. 9 Января, 245; ул. 9 Января, 235; ул. Воткинское шоссе, 54 оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения, что подтверждается письмами Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от 21.03.2017 №1129/0Ы7-0б, МУП г, Ижевска «Ижводоканал» от 06.03.2017 № 2504/02-18. Поставку и начисление платы за коммунальную услугу «холодное водоснабжение» жителям многоквартирных домов по вышеуказанным адре­сам осуществляет МУП г. Ижевска «Ижводоканал», что подтверждается письмом МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 28.03,2017 №3743/11745, таким образом МУП г. Ижевска «Ижводо­канал» является исполнителем коммунальных услуг.

При изучении платежных документов предъявленных потребителям по вышеуказанным адресам на оплату коммунальных услуг по «водоотведению», «холодному водоснабжению»; «ХВС для приготовления ГВС» за январь 2017г.: лицевой счет 100154966, лицевой счет 100135602, лицевой счет 100120956, лицевой счет 100120829 лицевой счет 100125560 уста­новлено, что в нарушении ч.1 ст. 10, ст. 39.1 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300­1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), п. 69 "Правил предоставления ком­мунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жи­лых домов" утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Пра­вила № 354) в платежных документах не указана информация о показаниях коллективного (об­щедомового) прибора учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах по вышеука­занным адресам; суммарный объем коммунальной услуги по «холодному водоснабжению», предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах также по вышеуказанным адресам.

Уведомление о явке для составления протокола направлено в адрес МУП г.Ижевска «Ижводоканал» и вручено согласно почтового уведомления о вручении 23.03.2017.

30.03.2017 Управлением Роспотребнадзора по УР в присутствии представителя предприятия Аюпова А.С. по доверенности от 09.01.2017 составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП г.Ижевска «Ижводоканал».

К протоколу приобщены письменные пояснения предприятия от 30.03.2017 №3918/01/111-15.

Определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес предприятия и вручено 04.04.2017, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

         12.04.2017 Управлением Роспотребнадзора по УР в присутствии представителя предприятия Аюпова А.С. по доверенности от 09.01.2017, вынесено постановление №272 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.5 КоАП РФ, на основании которого предприятиюназначен административный штраф в размере 30 000 руб. 

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

В обоснование требований предприятие указало, что у административного органа отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки. В соответствии с п.п. «в» п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением своих нарушенных прав к юридическому лицу и такое обращение не было рассмотрено, либо требования заявителя не были удовлетворены).

С 01.01.2017 расходы на оплату коммунальной услуги по холодному водоснабжению (далее ХВС), предоставленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения. В связи с чем, плата за коммунальную услугу по ХВС, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, взимается управляющей организацией многоквартирного дома. Исполнителем указанной услуги в данном случае будет являться ООО УК «ЖРП №8».

Вина заявителя в совершении правонарушения отсутствует. Кроме того, выявленное административным органом правонарушение не создало значительной общественной опасности и может быть признано малозначительным.

Возражая против требований заявителя, административный орган указал, что внеплановой проверки в отношении предприятия не проводилось. Протокол об административном правонарушении был составлен на основании п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Административное наказание назначено в виде штрафа в размере 30 000 руб. Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.5 КоАП РФ административным органом установлен и подтвержден необходимыми доказательствами.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии ст. 10, ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан, своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее Правила №354).

Согласно п.8 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

В соответствии с п.13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п.14 Правил №354).

В соответствии с подп. «е» п.69 Правил №354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Отсутствие указанной информации свидетельствуют о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге.

Потребитель вправе при оказании услуг получать необходимые и достоверные сведения об услуге.

Таким образом, потребителю не предоставлена информация об услугах, обязательность предоставления (указания) которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, что является нарушением требований ч.1 ст. 10, ст. 39.1 Закон о защите прав потребителей, п. 69 Правил №354.

Многоквартирными домами по вышеуказанным адресам управляет ООО УК «ЖРП №8». Договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку холодной воды с МУП г. Ижевска «Ижводоканал» для предоставления коммунальной услуги по «холодному водоснабжению» жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении, не заключен. Таким образом, согласно п, 8, п. 13, п.14 Правил №354, письма от 30.12.2016 №45097-А4/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является исполнителем коммунальных услуг холодного водоснабжения для жителей многоквартирных домов по вышеуказанным адресам.

Поскольку именно МУП г.Ижевска «Ижводоканал» является исполнителем данной коммунальной услуги в перечисленные выше многоквартирные дома, то оно является надлежащим субъектом ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Факты нарушений подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе платежными документами на оплату коммунальных услуг по «водоотведению», «холодному водоснабжению», «ХВС для приготовления ГВС», протоколом об административном правонарушении от 30.03.2017.

Довод заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки согласно положениям Закона №294-ФЗ судом отклоняется. Протокол об административном правонарушении в отношении предприятия был составлен на основании п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Внеплановая проверка в отношении заявителя не проводилась, в связи с чем Закон №294-ФЗ в данном случае не применим.

Довод заявителя о том, что ответственность должно нести ООО УК «ЖРП №8», поскольку оно является исполнителем указанной коммунальной услуги судом не принимается. Договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку холодной воды с МУП г.Ижевска «Ижводоканал» для предоставления коммунальной услуги по «холодному водоснабжению» жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении, не заключен. А также в представленных в материалы дела платежных поручениях получателем денежных средств значится именно МУП г.Ижевска «Ижводоканал».

Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено. Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ  или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами дела. МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не представлены доказательства объективной невозможности доведения до потребителей необходимой, достоверной и обязательной для доведения информации об оказываемых коммунальных услугах, а также принятия предприятием всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения.

При таких обстоятельствах указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, следовательно, привлечение МУП г.Ижевска «Ижводоканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ является правомерным.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, предприятию была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии. Протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении вынесены в присутствии представителя заявителя.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Штраф назначен в минимальном размере санкции ч.1 ст.14.5 КоАП РФ.

Между тем, в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкция статьи части 1 статьи 14.5 КоАП РФ, помимо применения наказания в виде штрафа, предусматривает возможность применения наказания в виде предупреждения.

Часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ устанавливает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Однако при вынесении оспариваемого постановления административным органом не учтены в полной мере указанные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Административным органом в нарушение требований части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что предприятие ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения.

На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение об изменении оспариваемого решения.

Приняв во внимание такие обстоятельства, как характер инкриминируемого  предприятию  деяния, отсутствие  отягчающих ответственность обстоятельств, отсутствие угрозы причинения вреда здоровью людей, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление № 272 от 12.04.2017 подлежит признанию незаконным в части меры административной ответственности, МУП г.Ижевска «Ижводоканал» надлежит назначить административное наказание в виде предупреждения.

Применение в рассматриваемом ситуации в отношении предприятия административного наказания в виде предупреждения, при отсутствии доказательств повторности совершения однородного правонарушения и угрозы причинения вреда здоровью людей, является соразмерным содеянному и соответствующим задачам законодательства об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, в оспариваемом постановлении указана мера наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб., а также указано на другой вид наказания - предупреждение, которое должно быть заштриховано судом не принимается, поскольку не имеет правового значения.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд считает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств судом не установлено.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст.30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, г.Ижевск по делу об административном правонарушении от 12.11.2017 №272, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия г.Ижевска «Ижводоканал», г.Ижевскпризнать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив Муниципальному унитарному предприятию г.Ижевска «Ижводоканал», г.Ижевск(ОГРН 1021801583121, ИНН 1826000408) административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                              Е.В. Калинин