ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-5905/14 от 25.07.2014 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск

Дело №А71- 5905/2014  

25 июля 2014 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В.Иютиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы», г.Ижевск к Административной комиссии при Администрации города Ижевска, г.Ижевск о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 07.05.2014 № 309/2014, в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о начавшемся судебном процессе,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы», г.Ижевск (далее – ООО «УКС», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации г.Ижевска (далее – Административная комиссия, административный орган) от 07.05.2014 № 309/2014 о назначении административного наказания.

В обоснование заявления ООО «УКС» указало, что административной комиссией при вынесении постановления не учтены все фактические обстоятельства дела, выводы комиссии противоречат обстоятельствам дела, не основаны на достоверных доказательствах. По мнению заявителя, административный орган не доказал обязанность общества обеспечить место проведения земляных работ ограждениями в соответствии с п. 6.2.2 СНиП 12-03-2001. Кроме того, общество считает необоснованным размер штрафа.

Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает, что факт совершения ответчиком административного правонарушения материалами дела подтверждается, постановление является законным и обоснованным.

Из представленных по делу доказательств следует, что согласно разрешению на земляные работы 573 от 16.04.2014 ООО «УКС» разрешается произвести земляные работы по аварийному ремонту теплотрассы от т.1 до т. 2 по адресу: ул. Кирова, 1116, с благоустройством территории в срок с 16.04.2014 по 07.05.2014.

21.04.2014 в период времени с 16 часов 32 минут до 16 часов 42 минут административной комиссией установлено, что по адресу: г. Ижевск, ул. Кирова, 1116 нарушен порядок проведения земляных работ, установленный Правилами благоустройства города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г. Ижевска УР от 28 июня 2012 г. № 308 (далее - Правила благоустройства), а именно: не соблюдены требования к виду, форме либо размерам ограждений, отсутствуют защитные ограждения с учетом требования раздела 6 СНиП 12-03-2001, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 №80, не обеспечены свободные и безопасные подходы и подъезды к жилому дому 1116 по ул.Кирова, 276 по ул.К.Маркса, к другим объектам, находящихся в непосредственной близости к месту проведения работ, не установлен информационный щит с указанием заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ.

По итогам проверки составлен акт осмотра территории (объекта) от 21.04.2014 с фототаблицами к нему.

30.04.2014 по факту выявленного нарушения п. 3.1.9, п. 7.3.9 Правил благоустройства города Ижевска, административным органом в отношении ООО «УКС» был составлен протокол об административном правонарушении № 67. Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьей 11.3 Закона Удмуртской Республики № 57-РЗ от 13.10.2011 «Об  установлении административной ответственности  за отдельные виды правонарушений», административной комиссией вынесено постановление № 309/2014 от 07.05.2014, согласно которому ООО «УКС» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 16000 рублей.

Несогласие  заявителя с вынесенным постановлением послужило снованием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» нарушение порядка проведения земляных работ, установленного муниципальными правовыми актами, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно:  производство земляных работ, связанных со вскрытием грунта и нарушением благоустройства (первичного вида) территории, без разрешения или с нарушением сроков, установленных в разрешении на земляные работы, проводимые на участках территорий общего пользования; несоблюдение требований к виду, форме либо размерам ограждений места производства земляных работ; необеспечение свободных и безопасных подходов и подъездов к жилым домам и другим объектам, заваливание грунтом пешеходных проходов и проезжей части с твердым покрытием, детских площадок при производстве земляных работ; невосстановление благоустройства территории после проведения земляных работ в установленные сроки; нарушение порядка закрытия разрешения на земляные работы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правилами благоустройства №308 установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Раздел 3 Правил благоустройства №308 определяет общие требования по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка.

Пунктом 3.1.9 Правил благоустройства № 308 установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица обязаны обеспечить свободные и безопасные подходы и подъезды к жилым домам и другим объектам на период проведения строительных, ремонтных, земляных работ.

Основные требования по благоустройству при проведении земляных работ установлены разделом 7 Правил благоустройства №308.

Пунктом 7.3.9. Правил благоустройства №308 предусмотрено, что до начала производства земляных работ Заказчик обязан:

1) установить дорожные знаки в соответствии с согласованной с органами ГИБДД схемой;

2) обеспечить ограждение места производства работ защитными ограждениями с учетом требований раздела 6 СНиП 12-03-2001, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80. В темное время суток ограждение обозначается красными сигнальными фонарями. Ограждение выполняется сплошным, устойчивым и надежным, предотвращающим попадание посторонних на место проведения земляных работ;

3) оборудовать светильниками места производства земляных работ в зоне движения пешеходов при отсутствии наружного освещения;

4) устроить переходные мостки через траншеи по направлениям массовых пешеходных потоков не более 200 метров друг от друга;

5) установить на ограждении информационные щиты (таблички) с указанием наименования Заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ;

6) вызвать на место производства земляных работ представителей эксплуатационных служб, которые обязаны уточнить на месте положение своих коммуникаций и зафиксировать в письменной форме особенности производства работ. Особенности производства работ подлежат соблюдению организацией, производящей земляные работы. В случае неявки представителя или его отказа указать точное расположение коммуникаций составляется акт о неявке представителя или акт об отказе об уточнении положения коммуникаций).

В соответствии с п.6.2.2 раздела 6 СНиП 12-03-2001 производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

При производстве земляных работ на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, где происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены в соответствии с требованиями п. 6.2.2 (п. 6.2.9 СНиП 12-03-2001).

Оспариваемым постановлением ООО «УКС» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.3 Закона № 57-РЗ за не соблюдение требований к виду, форме либо размерам ограждений, ограждения не соответствуют требованиям раздела 6 СНиП 12-03-2001, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 №80 и необеспечение свободных и безопасных подходов и подъездов к жилым домам и другим объектам, расположенным в непосредственной близости от места проведения земляных работ, за не установку информационного щита с указанием заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ по адресу г. Ижевск, ул. ул. Кирова, 111б.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007).

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Выявленное административным органом правонарушение является длящимся.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО «УКС» постановлением Административной комиссией при Администрации города Ижевска № 163/2014 от 19.03.2014 было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики № 57-РЗ за нарушение пункта 7.3.9 Правил благоустройства № 308, при проведении земляных работ по адресу: г. Ижевск, ул. Кирова, 111Б. Нарушение выразилось в не соблюдении требований к виду, форме либо размерам ограждений, отсутствуют защитные ограждения с учетом требований раздела 6 СНиП 12-03-2001, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80, не установлении таблички с указанием наименования Заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ.

Постановление Административной комиссией при Администрации города Ижевска №163/2014 от 19.03.2014 ООО «УКС» обжаловано в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-3555/2014 от 30.05.2014 в удовлетворении заявления ООО «УКС» о признании незаконным и отмене постановления №163/2014 от 19.03.2014 отказано

Также ООО «УКС» постановлением Административной комиссией при Администрации города Ижевска № 250/2014 от 09.04.2014 было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики № 57-РЗ за нарушение пунктов 3.1.9, 7.3.9 Правил благоустройства № 308, при проведении земляных работ по адресу: г. Ижевск, ул. Кирова, 111Б. Нарушение выразилось в не соблюдении требований к виду, форме либо размерам ограждений, отсутствуют защитные ограждения с учетом требований раздела 6 СНиП 12-03-2001, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80,  а также в не обеспечении безопасных подходов и подъездов к жилым домам, а также иным объектам, находящимся в непосредственной близости от места производства земляных работ.

Постановление Административной комиссией при Администрации города Ижевска №250/2014 от 09.04.2014 ООО «УКС» обжаловано в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-4157/2014 от 16.06.2014 постановление от 09.04.2014 № 250/2014 о назначении административного наказания, вынесенное Административной комиссией при Администрации города Ижевска признано незаконным и отменено.

Принимая во внимание, что на момент вынесения административной комиссией оспариваемого постановления от 07.05.2014 № 309/2014 (а также составления протокола об административном правонарушении от 30.04.2014) постановления от 19.03.2014 №163/2014 и от 09.04.2014 № 250/2014 в законную силу не вступили, привлечение заявителя оспариваемым постановлением к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.3 Закона № 57-РЗ за проведение обществом земляных работ по адресу: г. Ижевск, ул. Кирова, 11б, с нарушением пунктов 3.1.9, 7.3.9 Правил благоустройства № 308, выразившимся в не исполнении обязанность по обеспечению ограждения места производства земляных работ защитными ограждениями, по установлению сплошных, устойчивых и надежных ограждений, предотвращающих попадание посторонних лиц на место проведения земляных работ (соответствующих требованиям раздела 6 СНиП 12-03-2001), не обеспечении свободных и безопасных подходов и подъездов к жилому дому, неустановлении информационных щитов, является повторным за одно и тоже нарушение, что недопустимо в силу ч.5 ст.4.1 КоАП РФ.

То обстоятельство, что земляные работы проводились обществом по разным разрешениям, не свидетельствует о том, что это были какие-то другие земляные работы на ином объекте, поскольку Порядком выдачи и закрытия разрешений на производство земляных работ на территории горо­да Ижевска, утвержденным Постановлением Администрации г.Ижевска от 28.07.2012 № 771, предусмотрено только закрытие разрешений и открытие новых в случае незавершения земляных работ. Материалами дела подтверждается, что земляные работы, описанные в постановлениях от 07.05.2014 № 309/2014, от 19.03.2014 №163/2014 и от 09.04.2014 № 250/2014, проводились по аварийному ремонту теплотрассы от т.1 до т.2 по адресу : г. Ижевск, ул. Кирова, 111б, с благоустройством территории

В соответствии со ст. 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, а также отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо изменении решения.

С учетом изложенного, постановление Административной комиссии при Администрации города Ижевска от 07.05.2014 № 309/2014 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы», г.Ижевск является незаконным и подлежит отмене, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной  пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии при Администрации города Ижевска от 07.05.2014 № 309/2014 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы». 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                   О.В.Иютина