ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-6043/16 от 07.07.2016 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск                                                                              Дело №А71-6043/2016

13 июля 2016 года                                                                        

Резолютивная часть решения объявлена 7 июля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2016 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Киясовский», с. Киясово к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, г. Ижевск о признании незаконным решения от 15.03.2016 №00948-0218 об отказе в предоставлении субсидии на развитие элитного семеноводства,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.04.2016,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 26.01.2016;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Киясовский» (далее ООО «Агрокомплекс «Киясовский», общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее Министерство) от 15.03.2016 №00948-0218 об отказе в предоставлении субсидии на развитие элитного семеноводства.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из представленных по делу доказательств, следует, что в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на развитие элитного семеноводства, утвержденными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 №81 (далее Положение) 04.03.2016 ООО «Агрокомплекс «Киясовский» обратилось в Министерство с заявкой на предоставление субсидии на развитие элитного семеноводства за 2014 в размере 231 600 руб. (л.д.37).

Министерство, рассмотрев представленную ООО «Агрокомплекс «Киясовский» заявку и приложенные документы, вынесло решение об отказе в предоставлении субсидии, оформленное письмом 15.03.2016 № 00948-0218,  сославшись на подпункт 2 пункта 21 Положения о предоставлении субсидии на развитие элитного семеноводства, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №81, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2016 №68 (л.д.36).

В качестве причины отказа Министерство указало на то, что в соответствии с пунктом 8 Положения субсидия предоставляется заявителям по договорам купли-продажи (поставки) семян сельскохозяйственных растений при условии их оплаты после 1 ноября предыдущего года. Согласно представленным копиям платежных поручений от 30.03.2015 №275, от 30.03.2015 №277 оплата семян ООО «Агрокомплекс «Киясовский» произведена ранее 1 ноября 2015 года.

Считая решение Министерства от 15.03.2016 № 00948-0218 об отказе в выплате субсидий незаконным, ООО «Агрокомплекс «Киясовский» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В обоснование требований заявитель указал следующее. ООО «Агрокомплекс «Киясовский» было зарегистрировано 06.10.2014. Основным видом деятельности  ООО «Агрокомплекс «Бабинский» является «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)». Для получения субсидии обществом в Министерство представлены все необходимые документы, предусмотренные Положением. Общество подало заявку на предоставление субсидии за 2014 год. Соответственно оплата по платежным поручениям от 30.03.2015 №№275, 277 произведена после 1 ноября предыдущего отчетного года (2015 года). В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ООО «Агрокомплекс «Киясовский» установлено, что первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации Общества, то есть с 07 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года. На основании этого была сформирована годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2014 год и в числе иных форм, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в установленном порядке представлена в Министерство.Согласно п.1 ст.3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в редакции, действующей на дату подачи Обществом документов на получение субсидий, предусмотренных пунктом 3 Положения, при определении критерия для признания организации, индивидуального предпринимателя сельскохозяйственным товаропроизводителем принимается доход от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный год. Таким образом, для признания сельскохозяйственным товаропроизводителем, юридическому лицу, зарегистрированному в 2014 году, необходимо подтвердить, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила не менее чем семьдесят процентов за период с даты государственной регистрации юридического лица по 31 декабря 2014 года, при условии, что этот период, в соответствии со ст. 15 Федерального закона №402-ФЗ установлен экономическим субъектом как первый отчетный год. Аналогичная правовая позиция содержится в письме Департамента правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.02.2016 №14/24. По данным, представленным в Министерство, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный 2014 год общества  составила 100 %.

Ответчик, возражая против заявленных требований, ссылается на то, что решение об отказе в предоставлении субсидии принято в соответствии с пунктом 8 Положения, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 года № 68, которым предусмотрено, что субсидия предоставляется по договорам купли-продажи (поставки) семян сельскохозяйственных растений при условии их оплаты после 1 ноября предыдущего года. Следовательно, в соответствии с Положением в 2016 году субсидированию подлежат договоры купли-продажи при условии их оплаты после 1 ноября 2015 года. Пунктом 2 Положения установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом о бюджете Удмуртской Республики. Статья 6 Бюджетного кодекса РФ дает понятие текущего финансового года, как года, в котором исполняется бюджет. Следовательно, в 2016 году финансирование субсидий за 2014 год не предусмотрено.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее Закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемых в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абзаца 3 пункта 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года № 81 было принято и утверждено «Положение о предоставлении субсидии на развитие  элитного  семеноводства» (далее Положение).

Указанным Положением, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 года №68  определены условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян (далее - субсидия).

Согласно пп.1 п.3 Положения субсидия предоставляется индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.

В соответствии с пунктом 8 Положения субсидия предоставляется заявителям по договорам купли-продажи (поставки) семян сельскохозяйственных растений при условии их оплаты после 1 ноября предыдущего года:

на возмещение 70 процентов затрат заявителя, занимающегося производством семян и (или) их подготовкой к посеву (с полным технологическим циклом их подготовки к посеву в соответствии с принятой технологией по каждой культуре) и их реализацией, на приобретение оригинальных семян сельскохозяйственных растений у физических и юридических лиц, которые создали, вывели, выявили сорт сельскохозяйственного растения;

на возмещение части затрат заявителя, связанных с приобретением семян сельскохозяйственных растений у организаций, занимающихся производством семян и (или) их подготовкой к посеву (с полным технологическим циклом их подготовки к посеву в соответствии с принятой технологией по каждой культуре), или у лиц, уполномоченных этими организациями, по ставкам, указанным в данном пункте Положения.

Для получения субсидии заявитель представляет в Министерство не позднее 15 декабря текущего года заявку на предоставление субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению с приложением следующих документов: 1) копии договора купли-продажи (поставки) семян сельскохозяйственных растений; 2) копии накладной (счета-фактуры); 3) копий платежных поручений с отметкой банка о списании со счета заявителя и (или) копий квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих оплату по договорам купли-продажи (поставки) семян сельскохозяйственных растений в полном объеме; 4) копии сертификата, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян, заверенные органами по сертификации семян сельскохозяйственных растений; 5) копии документов, удостоверяющих полномочия организаций, занимающихся производством и (или) подготовкой семян сельскохозяйственных растений к посеву и их реализацией, или лиц, уполномоченных этими организациями; 6) справки-расчета субсидии по формам согласно приложениям 2 и (или) 3 к настоящему Положению (п. 11 Положения).

По результатам рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов (копий документов) Министерство в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации документов (копий документов) принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю субсидии.

В случае отказа в предоставлении субсидии Министерство в течение двух рабочих дней после принятия решения об отказе в предоставлении субсидии направляет заявителю письмо с указанием мотивированного обоснования причин отказа в предоставлении субсидии (п.20 Положения).

Основания для отказа в предоставлении субсидии, предусмотрены в п. 21 Положения которыми  являются:

1) несоответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Положения;

2) представление документов (копий документов), не соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением;

3) представление заявителем недостоверных сведений или документов (копий документов), содержащих недостоверные сведения;

4) недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии.

Как следует из материалов дела 04.03.2016 ООО «Агрокомплекс «Киясовский» обратился в Министерство с заявкой на предоставление субсидии на развитие элитного семеноводства за 2014 год. К указанной заявке были приложены следующие документы: заверенные копии сертификатов соответствия №РСЦ 018018 Е1 0022-15, сроком действия с 16.01.2015 по 30.04.2015, №РСЦ 018 011 Е1 0072-15, сроком действия с 16.03.2015 по 05.07.2015; №РСЦ 018 003 Е1 0097-15, сроком действия с 30.03.2015 по 20.07.2015; №РСЦ 018 003 Е1 0019-15, сроком действия с 16.01.2015 по 30.04.2015; справки расчет субсидии на суперэлитные, элитные и репродукционные семена сельскохозяйственных растений; договоров купли-продажи №23 от 26.03.2015; №24 от 26.03.2015; №КА15/70 от 25.03.2015, №17 от 11.09.2015; товарных накладных №63 от 01.04.2015; №64 от 01.04.2015; №КА15000526 от 27.03.2015, №65 от 01.04.2015; платежных поручений №277 от 30.03.2015; №275 от 30.03.2015; счетов – фактур №47 от 01.02.2015, от 01.04.2015, №КА15000526 от 27.03.2015, №49 от 01.04.2015.

Таким образом, по заявке ООО «Агрокомплекс «Киясовский» субсидированию подлежат договоры купли-продажи, заключенные в 2015 году, при условии их оплаты после 1 ноября 2015 года.

Между тем, из материалов дела следует, что к заявке от 04.03.2016 были приложены договоры купли-продажи, оплата которых произведена в марте 2015 года, т.е. до 1 ноября 2015 года.

Однако, как следует из пункта 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 года №68 финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в установленном порядке на указанные цели, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ дает понятие текущего финансового года, как года, в котором исполняется бюджет.

Реализация настоящего постановления в 2016 году осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в пределах доведенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в 2016 году по кодам классификации расходов бюджета Удмуртской Республики лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств в 2015 году.

Следовательно, в 2016 году предоставление субсидии возможно за 2015 год, а за 2014 год предоставление субсидии не предусмотрено.

Таким образом, ООО «Агрокомплекс «Киясовский» на момент подачи заявки от 04.03.2016 в нарушение п.8 Положения представило документы, не соответствующие требованиям, установленным настоящим Положением, а именно представило договоры купли-продажи, заключенные в 2015 году, оплата которых произведена в марте 2015 года, т.е. до 1 ноября 2015 года.

При таких обстоятельствах, поскольку предоставление субсидии связано с представлением заявителем полного пакета документов, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, а заявителем на момент подачи заявки таких документов не представлено в соответствии с п.8 Положения, правовых оснований для признания решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 15.03.2016 №0948-0218 об отказе в предоставлении субсидий ООО «Агрокомплекс «Киясовский» не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Решение об отказе в предоставлении субсидии на развитие элитного семеноводства, выраженное в письме Министерства от 15.03.2016 №00948-0218, соответствует требованиям нормативных правовых актов, и является законным и обоснованным.

Заявителем не приведены правовые основания незаконности оспариваемого отказа, нарушения ответчиком прав и законных интересов и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

Доводы заявителя подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Ссылка заявителя на письмо Департамента правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.02.2016 №14/24, судом не принимается. Поскольку, во-первых данное письмо не является ненормативным правовым актом, а во-вторых, отношения между заявителем и Министерством, связанные с предоставлением субсидий из областного бюджета, регулируются статьей 78 Бюджетным кодексом РФ и являются бюджетными. В связи с чем, данное письмо не имеет правового значения, поскольку в данном случае необходимо руководствоваться нормативным актом, регулирующим порядок предоставления субсидии из бюджета.

Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, судом принято во внимание, что в 2015 году заявитель в Министерство с заявкой на преставление субсидий на развитие элитного семеноводства по указанным договорам не обращался.  

При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания недействительным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики об отказе в предоставлении субсидии от 15.03.2016 №00948-0218, отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат. 

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики                 

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики об отказе в предоставлении субсидии от 15.03.2016 №00948-0218, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью Агрокомплекс «Киясовский» с. Киясово, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                 Л.Ф. Мосина