АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
«04» августа 2009г. Дело № А71-6047/2009
А24
Резолютивная часть решения объявлена 28» июля 2009г.
Полный текст решения изготовлен «04» августа 2009г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева, при ведении судьей М.Н. Кудрявцевым протокола судебного заседания
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия «Верещагинское бюро технической инвентаризации», г.Верещагино Пермский край
к Управлению Роснедвижимости по Удмуртской Республике, г. Ижевск
о признании ненормативного акта недействительными
В судебном заседании присутствовали:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 28.10.2008г.
от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом;
Муниципальное унитарное предприятие «Верещагинское бюро технической инвентаризации» (далее по тексту МУП «Верещагинское БТИ» или заявитель) обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании незаконным решения Комиссии Управления Роснедвижимости по УР от 30.03.06 г., протокол № 2 и приказа руководителя Управления Роснедвижимости по УР «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» № 22 от 01.03.2009г.
В судебном заседании МУП «Верещагинское БТИ» заявленное требование поддержало, указав, что материально-техническая и программная обеспеченность, а также документы, подтверждающие наличие архива соответствуют Положению об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение). Оснований для отказа в аккредитации – не имелось.
Ответчик заявленное требование не признал, оспариваемые акты считает законными и обоснованными, допущенные заявителем нарушения являются основанием для отказа в аккредитации. В удовлетворении заявленного требован6ия просил отказать.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил.
МУП «Верещагинское БТИ»аккредитовано на осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Пермского края, о чем в реестре аккредитованных организаций произведена запись N 126 и выдано свидетельство от 18.04.2008г.
Решением Комиссии по аккредитации Управления Роснедвижимости по УР, оформленным протоколом от 30.03.2009 г. N 2 и утвержденным приказом управления УР от 31.03.2009 г. № 22, МУП «Верещагинское БТИ» отказано в аккредитации для осуществления деятельности на территории Удмуртской Республики (по деятельности Якшур-Бодьинского отделения) в связи с нарушением им ряда требований Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70.
Основанием для отказа в аккредитации послужили следующие выявленные нарушения:
- Тахеометр trimble 3305 dr (1 шт.) арендуется филиалом у ООО «МУПТИ» по договору аренды от 30.11.2008г. Прибор прошел поверку. При этом в свидетельстве о поверке указано, что правообладателем прибора является МУП технической инвентаризации Якшур-Бодья отсутствует вывеска с полным наименование МУПТИ, адресом и режимом работы (нарушение п. 2.1. Положения об аккредитации);
- Имеется компьютер, при этом копировально-множительное оборудование отсутствует (нарушение п. 2.1. Положения об аккредитации);
- К заявлению на аккредитацию не приложен порядок доступа и выдачи информации из архива, определенный надлежащим образом; представленные МУП «Верещагинское БТИ» документы порядок доступа и выдачи информации из архива не содержат. Кроме того, Положение об архиве и Положение о постоянно действующей экспертной комиссии филиала не согласованы с Архивным отделом Администрации Якшур-Бодьинского района УР и (или) Комитетом по делам архивов при Правительстве РФ; заявителем не представлены документы, позволяющие осуществлять хранение архивных документов по месту расположения Якшур-Бодьинского отделения.
На основании указанных обстоятельств Комиссией сделан вывод, что у МУП «Верещагинское БТИ» нет материально-технического обеспечения, отсутствует возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техниченскую, оценочную и правоустанавливающую документацию, сформированную в ходе проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, что свидетельствует о несоответствии МУП «Верещагинское БТИ» требованиям Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, и что является основанием для отказа в аккредитации.
Не согласившись с решением Комиссии об отказе в аккредитации МУП «Верещагинское БТИ» обратилось в Арбитражный суд УР за защитой нарушенного права.
В обоснование требования МУП «Верещагинское БТИ» указало, что поверка Тахеометра trimble 2205 dr проведена 25.08.2008г. и действительна до 24.08.2009г. 17 сентября 2008г. МУП технической инвентаризации Якшур-Бодья реализовало прибор ООО «МУПТИ», которое в свою очередь передало его МУП «Верещагинское БТИ».
Копировально-множительная техника имеется. По накладной от 28.11.2008г. МУП «Верещагинское БТИ» передало Якшур-Бодьинскому филиалу комплекс состоящий из принтера, сканера и копировального аппарата. Накладной отсутствует указание на данный комплекс, так как он является приложением к компьютеру и технически с ним связан. Копировально-множительное оборудование представлялось на обозрение членам рабочей группы. Замечаний не поступало.
Порядок доступа и выдачи информации из архива имеется и был приложен к заявлению на аккредитацию. Требование о представлении документов позволяющих осуществлять хранение архивных документов по месту расположения Якшур-Бодьинского отделения - незаконно.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд нашел заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2.1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 требования, предъявляемые к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства:
регистрация организации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение организацией обслуживания физических и юридических лиц не менее чем 6 дней в неделю, включая субботу и (или) воскресенье;
наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4787) и от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 50, ст. 4901; 2004, N 38, ст. 3803; 2005, N 13, ст. 1169), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
наличие у организации помещения на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды на весь период аккредитации, но не менее чем на один год, позволяющего обеспечить размещение сотрудников аккредитуемой организации и ее архива;
наличие у организации возможности соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, а также по предоставлению сведений об объектах капитального строительства, установленных Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 50, ст. 4901; 2004, N 38, ст. 3803; 2005, N 13, ст. 1169), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
наличие у организации оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе измерительных приборов (например, тахеометры и (или) теодолиты, лазерные рулетки (дальномеры), а также компьютерных систем и средств вычислительной техники, специализированного программного обеспечения и иного специального оборудования и программного обеспечения, позволяющих обеспечить формирование и предоставление сведений об объектах капитального строительства в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
В силу п. 2.2. Положения для получения аккредитации на территории нескольких субъектов Российской Федерации организация открывает в каждом из этих субъектов Российской Федерации филиал, который должен соответствовать требованиям настоящей главы.
В соответствии с п. 3.9. и п. 3.10 Комиссия отказывает заявителю в аккредитации в случаях:
несоответствия заявителя требованиям настоящего Положения, предъявляемым для его аккредитации;
непредставления документов или информации, предусмотренной настоящим Положением и необходимой для принятия решения об аккредитации в соответствии с настоящим Положением;
наличия недостоверных или искаженных данных в документах, представленных заявителем.
Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя утверждается приказом территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и протокола от 30.03.2009 г. N 2, заявителю отказано в аккредитации в связи с тем, что:
- Тахеометр trimble 2205 dr (1 шт.) арендуется заявителем у ООО «МУПТИ» по договору аренды от 30.11.2008г. Прибор прошел поверку. При этом в свидетельстве о поверке указано, что правообладателем прибора является МУП технической инвентаризации Якшур-Бодья;
- Имеется компьютер, при этом копировально-множительное оборудование отсутствует (нарушение п. 2.1. Положения об аккредитации);
- К заявлению на аккредитацию не приложен порядок доступа и выдачи информации из архива, определенный надлежащим образом; представленные МУП «Верещагинское БТИ» документы порядок доступа и выдачи информации из архива не содержат. Кроме того, Положение об архиве и Положение о постоянно действующей экспертной комиссии филиала не согласованы с Архивным отделом Администрации Якшур-Бодьинского района УР и (или) Комитетом по делам архивов при Правительстве РФ; заявителем не представлены документы, позволяющие осуществлять хранение архивных документов по месту расположения Якшур-Бодьинского отделения.
Приказом Управления от 31.03.09 г. № 22 данный протокол № 2 утвержден и МУП «Верещагинское БТИ» отказано в аккредитации.
Между тем, исследовав материалы дела и представленные доказательства суд пришел к выводу, что правовых оснований для отказа в аккредитации не имелось исходя из следующего.
В соответствии с п. 2.1. Положения об аккредитации одним из требований предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства условия, является наличие у организации оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе измерительных приборов (например, тахеометры и (или) теодолиты, лазерные рулетки (дальномеры), а также компьютерных систем и средств вычислительной техники, специализированного программного обеспечения и иного специального оборудования и программного обеспечения, позволяющих обеспечить формирование и предоставление сведений об объектах капитального строительства в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
Комиссия в своем решении указала, что Тахеометр trimble3305 dr (1 шт.) арендуется заявителем у ООО «МУПТИ» по договору аренды от 30.11.2008г. Прибор прошел поверку. При этом в свидетельстве о поверке указано, что правообладателем прибора является МУП технической инвентаризации Якшур-Бодья.
Тахеометр trimble3305 dr (1 шт.) имеется в наличии у МУП «Верещагинское БТИ». Данный прибор прошел поверку, которая проведена 25.08.2008г. и действительна до 24.08.2009г. – свидетельство о поверке № 0/10602 (т.1 л.д. 118). МУП технической инвентаризации Якшур-Бодья реализовало прибор ООО «МУПТИ» по договору купли-продажи имущества 17 сентября 2008г. ООО «МУПТИ» передало Тахеометр trimble 2205 dr (1 шт.) его МУП «Верещагинское БТИ» в пользование по договору аренды от 30.11.2008г. (т.1 л.д. 120 и 115).
Фактически у МУП «Верещагинское БТИ» Тахеометр trimble 3305 dr (1 шт.) имелся в наличии, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
По накладной от 28.11.2008г. МУП «Верещагинское БТИ» передало Якшур-Бодьинскому филиалу 2 компьютера Pentium 2 общей стоимостью 20000 руб.
По накладной от 08.10.2008г. МУП «Верещагинское БТИ» получило от ООО «Первая компьютерная компания» копир-принтер KyoceraMitaKM-1635 по цене 25000 руб. без НДС. Согласно, инвентарной книге учета основных средств МУП «Верещагинское БТИ» под инвентарным номером № 00000003 числится компьютер IntelPentiumв комплекте с копир-принтером Kyocera. По договору купли-продажи от 21.04.2009г. МУП «Верещагинское БТИ» приобрело копировальный аппарат CanonFC 128 и многофункциональный аппарат (копир-принтер-сканер) CanonLaserBaseMF 3110(9866АО11). Акт приема-передачи от 21.04.2009г.
Фактически у МУП «Верещагинское БТИ» копировально-множительная техника имеется, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
В соответствии с п. 2.1. Положения об аккредитации одним из требований предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства условия, является наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4787) и от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 50, ст. 4901; 2004, N 38, ст. 3803; 2005, N 13, ст. 1169), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок доступа и выдачи информации из архива имеется и был приложен к заявлению на аккредитацию: Постановление Главы Верещагинского самоуправления № 695 от 18.11.1997г. «О доступе к технической документации» и принятый во исполнение данного постановления Приказ директора МУП «Верещагинское БТИ» № 176 от 25.02.2009г.
Кроме того, Якшур-Бодьинским отделением МУП «Верещагинское БТИ» заключен договор с архивным отелом Администрации Якшур-Бодьинского района УР от 25.02.2009г. об отношениях и сотрудничестве, разработано и увтерждено 10.02.2009г. Положение об архиве и Положение о постоянно действующей экспертной комиссии Якшур-Бодьинского отделения МУП «Верещагинское БТИ».(т. 1 л.д. 82-85, 86-87, 88-90).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 5-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
На основании ст. 18 упомянутого Федерального закона документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук; временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Из содержания вышеизложенных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, определен как государственные организации, а также муниципальные организации в случае наделения органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Законом УР от 29.12.2005г. органы местного самоуправления наделены полномочиями по временному хранению в муниципальных архивах архивных документов, относящихся к собственности Удмуртской Республики. Таким образом, вывод ответчика о том, что заявителем не представлены документы, позволяющие осуществлять хранение архивных документов по месту расположения Якшур-Бодьинского отделения, является неправомерным.
Представленными доказательствами подтверждается наличие у Якшур-Бодьинского отделения МУП «Верещагинское БТИ» возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями с требованиями, установленными действующим законодательством.
В силу ч.5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Управления Роснедвижимости по УР не доказан факт соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону. Иных доводов и доказательств обоснованности и правомерности вынесения оспариваемых актов ответчик не представили.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, решение Комиссии Управления Роснедвижимости по УР от 30.03.06 г., протокол № 2 и приказ руководителя Управления Роснедвижимости по УР «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» № 22 от 01.03.2009г., согласно которым МУП «Верещагинское БТИ» отказано в аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Удмуртской Республики.
Управление Роснедвижимости по УР следует обязать аккредитовать МУП «Верещагинское БТИ» на осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Удмуртской Республики и выдать свидетельство об аккредитации.
Согласно ст. 110 АПК РФ, с учетом принятого решения с ответчика подлежит взысканию в пользу заявителя 2000 руб. в госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Признать незаконным решение Комиссии Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Удмуртской Республике от 30.03.2009г., протокол № 2.
2. Признать незаконным приказ руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике от 31.03.2009г. № 22 «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».
3. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике аккредитовать МУП «Верещагинское БТИ» на осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Удмуртской Республики по заявлению об аккредитации в связи с созданием Якшур-Бодьинского отделения МУП «Верещагинское БТИ» и выдать свидетельство об аккредитации.
4. Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, УР, г.Ижевск, ул. Салютовская, 75 в пользу МУП «Верещагинское бюро технической инвентаризации» 2000 руб. в возмещении расходов по госпошлине
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».
Судья М.Н. Кудрявцев