426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 05 августа 2022 года | Дело № А71- 6430/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2022 года
Полный текст решения изготовлен 05 августа 2022 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Бургановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство «Арбайка» д. Арбайка о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г. Ижевск, выразившихся в отказе установки квот добычи охотничьих ресурсов, изложенных в письме исх. №01-20/04299 от 22.04.2022, об обязании ответчика установить квоты согласно заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2022 года до 01 августа 2023 года,
в присутствии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.01.2022,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 01.01.2022, ФИО3 по доверенности от 01.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство «Арбайка» (далее - ООО «ПХ «Арбайка», заявитель, общество, охотопользователь) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – ответчик, Минприроды УР, министерство), выразившихся в отказе установки квот добычи охотничьих ресурсов, изложенных в письме исх. №01-20/04299 от 22.04.2022, об обязании ответчика установить квоты согласно заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2022 года до 01 августа 2023 года.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнении к отзыву.
Как следует из представленных доказательств, 24.07.2018 между ООО «ПХ «Арбайка» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заключено охотохозяйственное соглашение №17, в соответствии с которым охотопользователь обязался обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, а Администрация (Министерство) обязалось предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашений, земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья ООО «ПХ «Арбайка».
ООО «ПХ «Арбайка» по почте направило в Министерство заявку на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2022 до 01.08.2023 в границах охотничьего угодья ООО «ПХ «Арбайка», которая поступила 21.04.2022 согласно регистрационно- контрольной карточки № 01-20/06317.
22.04.2022 от Министерства в адрес заявителя поступил отказ, выраженный в письме исх. №01-20/04299, на установку квот добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2022 до 01.08.2023 в границах охотничьего угодья ООО «ПХ «Арбайка». Отказ мотивирован нарушением заявителем установленного срока подачи заявки на установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья.
Несогласие заявителя с указанным отказом послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что во исполнение требований по подаче заявки им в адрес ответчика 09 апреля 2022 года было направлено письмо с заявкой на установление квоты добычи охотничьих ресурсов. Ответчик в своем письме от 22.04.2022 подтверждает факт получения соответствующие заявки, но ссылается на пропуск срока ее подачи. Также в своем письме ответчик разъяснил, что в соответствие с Порядком утв. Приказом Минприроды Российской Федерации от 27.11.2020 года №981 (далее - Порядок) юридические лица и индивидуальные предпринимателя, заключившие сельскохозяйственные соглашения, с 01 по 10 апреля (включительно) подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья. Поскольку 10 апреля 2022 года выпадает на воскресенье, нерабочий день, согласно положениям ст. 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), сроком окончания предоставления документов является следующий рабочий день, то есть 11 апреля 2022 года (включительно). По причине того, что в период с 01 апреля по 11 апреля 2022 года включительно в Минприроды УР заявка на установление квоты от ООО «ПХ «Арбайка» не поступила, ответчик предоставляет отказ на установку квот добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2022 года до 01 августа 2023 года на территории охотничьих угодий ООО «ПХ «Арбайка».
Заявитель считает, что срок им не пропущен, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Кроме того, в силу п. 6 ст. 114 АПК РФ если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Кроме того, в возражениях на отзыв отчетка, поступивших в суд 21.06.2022 (л.д. 75-74), заявитель указывает, что Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов не содержит специального порядка, предусматривающего и конкретизирующего, что охотопользователь должен подать заявку на установление квоты добычи охотничьих ресурсов заблаговременно до истечения срока подачи. Порядок не указывает, что заявка должна быть подана посредством личной подачи, направления посредством электронной почты или почты России. Заявитель подал заявку посредством почтовой связи 09 апреля 2022 года, то есть в срок, предусмотренный Порядком №981.
В возражениях на дополнение заявитель также выражает несогласие с доводом ответчика о том, что в п. 6 Правил речь идет о непосредственном предоставлении документов с 01 по 10 апреля включительно в уполномоченный орган. Заявитель указывает, что Правилами установлены сроки подачи документов, но не установлен порядок, соответственно, применению подлежат правила, установленные ст. 194 ГК РФ. Также общество считает, что исполнило обязанность, возложенную на охотопользователя пунктом 6 Правил, и выполнило все действия по подаче документов. Довод ответчика о том, что в рамках общественных обсуждений ООО «ПХ «Арбайка» не внесло предложений и замечаний относительно проекта нормативно-технической документации заявитель считает несостоятельным, поскольку все обсуждения и заседания комиссии происходили после обращения общества в суд.
Таким образом, заявитель настаивает, что отказ в установке квот был вынесен незаконно.
Возражая против доводов заявителя, ответчик указал, что согласно п. 6. Порядка заинтересованные лица с 1 по 10 апреля (включительно) подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья. В связи с тем, что 10 апреля 2022 года выпало на воскресенье (нерабочий день), прием заявок в 2022 года осуществлялся по 11 апреля 2022, начиная с 12 апреля 2022 года осуществлялись расчеты и свод поступившей информации с последующей передачей на государственную экологическую экспертизу. Заявка на установление квоты поступила от ООО «ПХ «Арбайка» только 21 апреля 2022 года, то есть за пределами указанного срока, в связи с чем общество получило письменный отказ.
Ответчик также отмечает, что порядок действий как уполномоченного органа, так и заинтересованных лиц строго регламентирован, взаимосвязанные этапы действий идут без перерыва.
Минприроды УР считает ссылку заявителя на п. 2 ст. 194 ГК РФ несостоятельной, поскольку в нем говорится о совершении действий исключительно в последний день срока, тогда как день сдачи обществом почтового отправления на почту (09 апреля 2022 года) последним днем подачи заявок не являлся. Вместе с тем, общество не реализовало свое право на подачу (путем одновременного направления) заявки посредством электронной почты, так и лично обратившись в Министерство.
Ответчик дополнительно обращает внимание, что согласно п. 6. Порядка №981 заинтересованные лица с 1 по 10 апреля (включительно) подают заявку именно в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а не передают к направлению. Кроме того, в соответствии с п. 14 Порядка до 15 апреля (включительно) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации определяет лимит добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года как сумму устанавливаемых квот (объемов) добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, (без разделения по полу и возрасту) и в общедоступных охотничьих угодьях, иных территориях, (с указанием количества особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку, самцов кабарги), в особях, что исключает возможность принятия во внимание заявок, поступивших в уполномоченный орган с нарушением и (или) за пределами установленного срока.
Кроме того, Минприроды УР своим письмом от 07 апреля 2022 года №01-19/03682 уведомило администрации муниципальных образований о проведении обсуждений проекта нормативно-технической документации «Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с августа 2022 до 01 августа 2023 года». В соответствие протоколом и регистрационным листом общественных обсуждений, представленными Администрацией муниципального образования «Алнашский район» письмом от 06.05.2022 №1224, в рамках обсуждений от ООО «ПХ «Арбайка» предложений и замечаний не поступало, как и предложений о включении квоты добычи охотничьих ресурсов по закрепленному угодью.
В подтверждение своей позиции ответчик также представил суду ответ Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства от 23.05.2022 №29-29/18555, согласно которому датой поступления заявки считается дата регистрации заявки в уполномоченном органе. Регистрация заявки в уполномоченном органе позднее 10 апреля является основанием для отказа ее рассмотрения.
Минприроды также пояснило, что в соответствие с Приказом Минприроды России от 09.03.2021 N163 "О внесении изменений в Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 декабря 2020 г. N 981" срок подачи заявок на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья в 2021 году был продлен до 25 апреля. В силу этого, ООО «ПХ «Арбайка» ошибочно полагало, что в 2022 года срок подачи заявок – 15 апреля. Изложенное подтверждается детализациями соединений абонентов, согласно которым 14.04.2022 в 08.40 поступил входящий звонок от директора ООО «ПХ «Арбайка» ФИО4, а в 08.51 входящий звонок от главного бухгалтера ФИО5, которые интересовались каким образом общество может подать заявку на установление квоты до 15.04.2022 и получили от сотрудников Минприроды разъяснения по поводу того, что в 2022 году подача заявок возможна до 11.04.2022 включительно, что подтверждено документально, в том числе свидетельскими показаниями.
Относительно поступившей по почте заявки от ООО «ПХ «Арбайка» ответчик пояснил, что не может представить суду оригинал конверта, в котором поступило почтовое отправление, поскольку после регистрации входящий корреспонденции все конверты уничтожаются.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ, Закон об охоте), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным законом (статья 8).
Процедура подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений определяется Порядком подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу, утв. Приказом Минприроды России от 27.11.2020 N 981.
Лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов (п. 1 Порядка)
В силу п. 3 Порядка лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Сроки представления заявки на установку квот добычи охотничьих ресурсов регулируется ст. 6 Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу.
В соответствии с п. 6 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, а также лица, указанные в части 1 статьи 71 Закона об охоте, с 1 по 10 апреля (включительно) подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов (далее - заявка на добычу) для закрепленного охотничьего угодья.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ООО «ПХ «Арбайка» направило в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заявку на установление квоты охотничьих ресурсов. Заявка поступила в Министерство 21.04.2022 (рег. номер 01-20/06317).
Контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются в соответствии с Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утв. Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N257 (далее – Нормативы).
В соответствии с п. 5 Нормативов контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.
В материалы дела заявителем представлена копия конверта с оттиском почтового штемпеля отделения Почты России о том, что 09.04.2022 конверт принят в отделении связи 427880 Алнаши Удмуртия (л.д. 57). Оригинал конверта у сторон отсутствует, опись вложения почтового отправления заявителем не составлялась, квитанция об оплате почтовых услуг заявителем также не представлена.
В силу абз. 2 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Права и обязанности операторов почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", в соответствие с пп. «а» п. 46 которых операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В силу п. «в» ч. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утв. Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N257 (далее – Нормативы) контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня, соответственно, потовое отправление ООО «ПХ «Арбайка» должно быть доставлено в отделение связи получателя не позднее 11.04.2022, в то время как материалами дела подтверждено, что в Министерство заявка поступила 21.04.2022.
В материалы дела не представлено доказательств того, что срок пересылки почтового отправления из п. Алнаши в г. Ижевск превысил установленный нормативом по вине оператора почтовой связи.
Оригинал конверта почтового отправления в материалах дела отсутствует, поскольку ответчик пояснил, что после регистрации входящий корреспонденции хранение конвертов не обеспечивается.
Показаниями свидетеля, допрошенного в ходе судебного заседания 03.08.2022, инспектора Министерства ФИО6 подтверждено отсутствие возможности направления обществом заявки ранее 14.04.2022. Свидетель показал, что 14 апреля 2022 в 08.51 на его сотовый телефон поступил входящий звонок от главного бухгалтера ООО «ПХ «Арбайка» ФИО5, что подтверждается также детализацией соединений по номеру +79512140594. В ходе разговора главный бухгалтер общества интересовался, каким образом общество может подать заявку на установление квот в этом году.
Представитель Министерства ФИО3 в судебном заседании 28.07.2022 также пояснял, что 14 апреля 2022 в 08.40, 08.41 на его сотовый телефон (номер +79827911159) поступали входящие звонки от директора ООО «ПХ «Арбайка» ФИО4, который также интересовался возможностью подачи заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов и в разговоре сообщил, что общество попробует отправить почтой.
Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу о том, что обществом не доказан факт направления обществом в уполномоченный орган заявки в сроки, установленные законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Принимая во внимание изложенное, Минприроды УР верно определено, что заявка на установления квоты добычи охотничьих ресурсов добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья подано ООО «ПХ «Арбайка» за пределами установленного срока, отказ является правомерным. Направление заявки почтовым отправлением именно 09.04.2022 не подтверждено никакими доказательствами, опровергается датой поступления заявки в Министерство и показаниями сотрудников Министерства. Что именно было отправлено 09.04.2022 в представленной копии конверта в Министерство, была ли сделана эта отправка именно в указанную дату, установить по представленным сторонами доказательствам не представляется возможным.
На основании изложенного, доводы заявителя отклоняются судом, как документально не подтвержденные.
В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что вышеуказанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства не установлены, основания для признания незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г. Ижевск, выразившихся в отказе установки квот добычи охотничьих ресурсов, изложенных в письме исх. №01-20/04299 от 22.04.2022, обязания ответчика установить квоты согласно заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2022 года до 01 августа 2023 года, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство «Арбайка» д. Арбайка о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г. Ижевск, выразившихся в отказе установления квот добычи охотничьих ресурсов, изложенном в письме исх. №01-20/04299 от 22.04.2022, об обязании ответчика установить квоты согласно заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2022 года до 01 августа 2023 года отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина