АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057г. Ижевск, ул. Свободы, д.139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-6656/2007
17 октября 2007г. А19
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2007г.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2007г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной
при ведении судьей протокола судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, пос. Новый
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики, г. Воткинск
о признании незаконным решения № 187 от 14.05.2007г.
В судебном заседании присутствовали:
от заявителя: ФИО1
от ответчика: ФИО2 гл. юриск. дов. от 21.09.2007г. № 43
Индивидуальный предприниматель ФИО1, пос. Новый обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики, г. Воткинск о признании незаконным решения № 187 от 14.05.2007г. о взыскании штрафа в сумме 1000 руб. за неправомерное несообщение сведений на основании п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил.
Письмом от 14.12.2006г. управление сообщило предпринимателю ФИО1 о необходимости представления в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не позднее 01 марта 2007г. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявитель направил в управление письмо от 20.02.2007г. о том, что при осуществлении деятельности в 2006г. наемные работники им не привлекались, следовательно, он не является страхователем в смысле п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», требуемые сведения об уплаченных страховых взносах на работников и их страховом стаже представлены быть не могут.
В ответ на указанные возражения управление письмом от 01.03.2007г. №08-09/342 сообщило предпринимателю ФИО1 о том, что в силу п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» он является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В случае непредставления до 12 марта 2007г. документов предприниматель подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 1000 руб. на основании п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ.
Указанные документы предпринимателем ФИО1 не представлены, в связи с чем, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики, г. Воткинск составлен акт камеральной проверки от 12 марта 2007г. №289.
По результатам проверки установлено, что заявитель в нарушение п. 2 ст. 14 Федеральногозаконаот 15.12.2001г. №167-ФЗ непредставил документы, необходимыедляведенияиндивидуального (персонифицированного) учета в системеобязательногопенсионногострахования, за 2006 год.
На основании материалов проверки управлением вынесено решение от 14.05.2007г. №187 о привлечении предпринимателя ФИО1 к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Считая, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики, г. Воткинск нарушены его права, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании решения № 187 от 14.05.2007г. незаконным.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что Федеральный закон 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не распространяется на правоотношения по индивидуальному (персонифицированному) учету. С учетом понятий, данных в ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, являются не страхователями, а физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Статьей 17 Закона №27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователями сведений, обязанность по предоставлению которых установлена ст. 11 данного Закона. Заявитель наемных работников в отчетном году не имел, поэтому сведения представлены им быть не могут. Камеральная налоговая проверка может проводиться только налоговым органом. Акт камеральной проверки не имеет доказательственной силы. Заявитель также сослался на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу №А71-2376/2006, которым аналогичное решение управления было признано незаконным и отменено.
Возражая против заявленных требований, ответчик в отзыве на заявление, указал на правомерность вынесенного решения. Предприниматель ФИО1 не представил в Пенсионный фонд сведения о сумме уплаченных страховых взносов, иные сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, в том числе, ведомость уплаты страховых взносов (форма АДВ-11). В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 10.07.2007г. № 9-П право застрахованных лиц на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета. Отсутствие отчета и является фактом ненадлежащей уплаты страховых взносов, поскольку без отчета поступившие в Пенсионный фонд денежные средства не могут быть идентифицированы и разнесены на индивидуальный лицевой счет. Для Пенсионного фонда наличие отчета является обязательным и необходимым обстоятельством для учета поступивших страховых взносов при определении размера пенсии. Заявитель не представил по требованию Пенсионного фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и своими действиями фактически «изъял» денежные средства из оборота Пенсионного фонда. В данном случае Управление Пенсионного фонда действует в интересах самого заявителя, т.к. отсутствием отчета она сам лишает себя пенсии.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что требование предпринимателя ФИО1 заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подп. 1); индивидуальные предприниматели, адвокаты (подп. 2)
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанным в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ, то начисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как страхователь, уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа, является страхователем по отношению к себе самому.
Индивидуальный предприниматель, заключивший трудовые договоры с наемными работниками, является страхователем по отношению к этим работникам и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование данных работников.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ.
Таким образом, с учетом совокупности понятий, изложенных в указанных нормативных актах, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как страхователь (подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ), является физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по смыслу, придаваемому ему Федеральным законом № 27-ФЗ (ст. 1).
Статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ на страхователей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, возложена обязанность по представлению сведений о страховых взносах и страховом стаже.
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей (ст. 8 Закона).
В соответствии с п. 5, 6 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчестве, сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997г. №318, установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа до 1 марта ежегодно.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения об уплаченных страховых взносах представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006г. №192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в том числе, форма АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование». Указанная ведомость представляется страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и содержит сведения по уплате страховых взносов в расчетном периоде.
Таким образом, несмотря на то, что предприниматель в проверяемый период не производил выплаты в отношении наемных работников, ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ распространяется и на предпринимателя ФИО1, поскольку он является лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы. Доводы ответчика о наличии у предпринимателя обязанности по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11 судом принимаются.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением № 187 от 14.05.2007г. заявитель за неправомерное несообщение сведений привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 1000 руб. на основании п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Суд считает, что в данном случае ответчиком неправомерно применена штрафная санкция, предусмотренная п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ. Ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к данным отношениям применена быть не может, поскольку она установлена специальной нормой, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ.
С учетом изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению, решение №187 от 14.05.2007г. о взыскании штрафа за неправомерное несообщение сведений на основании п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», вынесенное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 признается судом незаконным.
Доводызаявителясудом не принимаются. В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. На правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании (п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 79 от 11.08.2004г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании»). К указаннымправоотношениям применяются, в том числе положения Налогового кодекса РФ о проведении проверок и составлении актов проверок.
Довод ответчика о том, что заявитель в силу п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а следовательно, за неправомерное несообщение им сведений он подлежит привлечению к ответственности на основании п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ, судом отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права. В данном случае нормы Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ подлежат применению с учетом специальных норм Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996г., регулирующего правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета. Данная позиция согласуется с разъяснениями Пенсионного фонда РФ, изложенными в письме от 05.08.2003г. № КА-09-25/8276 «О применении норм по взысканию штрафных санкций».
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ). Заявителем представлены документы, подтверждающие расходы, понесенные заявителем в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (на копирование документов, на отправку заказных писем, на проезд для участия в судебных заседаниях), в сумме 472 руб. С учетом принятого решения судебные расходы относятся на ответчика. Государственная пошлина в размере 100 руб. и судебные издержки в сумме 472 руб. подлежит взысканию в пользу заявителя с ответчика на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики, г. Воткинск №187 от 14.05.2007г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, пос. Новый как не соответствующее Федеральному закону №27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
2. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воткинске и <...>, основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1061828011410, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, <...>, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304182834300053, в возмещение судебных расходов 572 руб.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.Г. Зорина