ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-691/10 от 23.03.2010 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-691/2010

24 марта 2010г. А18

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2010г.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2010г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Г.П.Буториной

  при ведении судьей протокола судебного заседания судьей Г.П. Буториной

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, г. Глазов

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск

при участии 3-его лица: Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Глазова

о признании недействительными действий административного органа и о взыскании судебных расходов

в судебном заседании присутствовали

от заявителя: Варин Ф.И. адвокат по доверенности от 13.01.2010г.;

от ответчика: Атаманова Н.А. главный специалист-эксперт по доверенности от 11.11.2009г.;

от 3-его лица: не явился, уведомлен (п/из № 17124 от13.03.2010г.);

Р Е Ш И Л:

Местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, г. Глазов обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск, выразившихся в сообщении от 27.11.2009г. № 05/027/2009-013 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с постройками, расположенный по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 3 и о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск 30000 руб. судебных расходов на услуги представителей.

В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя. Отказ в регистрации права собственности на вновь возведенный жилой дом с надворными постройками нарушает право заявителя на возникновение права собственности на недвижимое имущество, на владение, пользование и распоряжение собственностью в полном объеме. Согласно п. 4 ст. 8 Закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса РФ» до 1 марта 2015г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. Обязательства по уплате госпошлины заявителем исполнены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 19.10.2009г. № 3 на сумму 100 руб. 12.11.2009г. по требованию административного органа госпошлина в размере 7400 руб. доплачена по платежному поручению № 101. Документы, перечисленные в статье 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», были представлены заявителем в регистрирующий орган, что подтверждено материалами дела, в связи с чем, у административного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на вновь возведенный жилой дом с надворными постройками.

Регистрирующий орган требования заявителя не признал, сославшись на то, что основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены в ст. 17 Закона о регистрации. Согласно ст. 25 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, градостроительным планом земельного участка и проектной документацией, и в силу ст. 55 ГрК РФ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В нарушение указанных норм заявителем документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества в Управление не представлен. Кроме того, заявителем не выполнена обязанность по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Регистрация прав собственности на объект индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке возможна только для граждан.

В судебном заседании установлено.

02 мая 2005г. между Федоровой В.В. (продавец) и Местной религиозной организацией Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова (покупатель) заключен договор купли – продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельный участок, площадью 0, 0541га, с размещенным на нем жилым домом с надворными постройками, находящийся по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, д.3.

04.07.2005г. Управлением Федеральной регистрационной службой по УР зарегистрировано право собственности на земельный участок, о чем Местной религиозной организацией Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 18 АА № 086424.

Согласно кадастрового плана земельного участка от 05.04.2005г. № 28/05-551 категория земель определена как земли поселений для обслуживания жилого дома с надворными постройками.

08 мая 2008г. Администрацией г. Глазова согласно градостроительного плана земельного участка № RU18302000-000000000000072008 от 23.04.2008г. выдано Местной религиозной организацией Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова разрешение на строительство объекта капитального строительства № RU18302000-143008.

По окончании строительства произведена техническая инвентаризация и учет жилого дома с постройками, по результатам которой, составлен технический паспорт от 24.09.2009г. и кадастровый паспорт от 28.09.2009г.

16 ноября 2009г. с заявлением о государственной регистрации права собственности за Местной религиозной организацией Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазова на объект недвижимости жилой дом с постройками, расположенный по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 3.

27 ноября 2009г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с непредставлением необходимых для регистрации документов, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и документа подтверждающего уплату государственной пошлины в установленном размере.

Полагая, что указанным действием ответчик нарушили права и законные интересы заявителя, а также, полагая, что действие административного органа являются незаконными, заявитель обратился в суд за защитой нарушенного права.

Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13, пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Согласно статье 16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Пунктом 1 статьи 20 Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации от 27.11.2009г., основанием для отказа послужило непредставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и документа подтверждающего уплату госпошлины, в установленном размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как указано в пункте 12 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 24.11.2005г. N 698 (постановление вступило в силу 14.12.2005г.), инструкция по его заполнению утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации 19.10.2006г. N 121.

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» для оформления права собственности на жилые дома, построенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, до 1 января 2015 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Согласно ст. 19 Жилищного Кодекса РФ определено понятие индивидуального жилищного фонда. Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Из материалов дела следует, что в оспариваемом объекте недвижимости проживает пастор – работник Местной религиозной организации Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня на безвозмездной основе на основании договора безвозмездной аренды от 17.06.2009г. и свидетельства о регистрации по месту пребывания № 2579 (л.д. 48-49).

Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, регламентируется ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997н. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание (п. 4 ст. 25.3 Закона).

В переходный период, т.е. с 01.03.2008г. по 31.12.2009г. кадастровые паспорта объектов недвижимости выдаются организацией по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта.

Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2006г. № 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и Порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества» утверждены форма технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Таким образом, готовность объекта индивидуального жилищного строительства к эксплуатации устанавливается организациями технической инвентаризации самостоятельно при проведении технической инвентаризации. Результаты ее проведения отражаются в техническом паспорте и иной технической документации по законченным строительством и принятым в эксплуатацию объектам индивидуального жилищного строительства.

При этом для осуществления технического учета (инвентаризации), а также оформления и выдачи технического паспорта такого объекта представления разрешения на его ввод в эксплуатацию до 1 января 2015г. не требуется.

Таким образом, до 01.01.2015г. единственным документов, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, являющимся основанием для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, признается его кадастровый паспорт

Поскольку учету в отделе технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), кадастровый паспорт жилого здания может быть составлен только на полностью завершенный строительством и поставленный на государственный учет жилой дом. Следовательно, кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, не полностью завершенный строительством, не оформляется.

Из материалов дела, следует, что по окончании строительства произведена техническая инвентаризация и учет жилого дома с постройками, по результатам которой, составлен технический паспорт от 24.09.2009г. и кадастровый паспорт от 28.09.2009г., следовательно, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Глазовский отдел) отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на оспариваемый объект недвижимости.

При изложенных обстоятельствах, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Глазовский отдел), выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 3 на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с непредставлением необходимых для регистрации документов, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признаются судом незаконными и не соответствующими Федеральному закону № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются, в том числе организации, обращающиеся за совершением юридически значимых действий.

Согласно п.1 п.20 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию права организацией уплачивается государственная пошлина в размере 7500 руб.

В силу п. 4 ст. 1 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из материалов дела 19.102009г. заявителем на основании платежного поручения № 3 от 19.10.2009г. уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 100 руб.

12.11.2009г. заявителем согласно платежного поручения № 4 была доплачена государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 7400 руб., но не была представлена в регистрационный орган.

Кроме того, Приказом Минюста РФ от 14.09.2006г. № 293 утвержден административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п.76 исполнение государственной функции включает в себя административные процедуры, в том числе прием документов на государственную регистрацию прав с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины (за исключением случаев, указанных в пункте 4 Административного регламента), регистрация документов в книге учета входящих документов.

Специалист, ответственный за прием документов, проверяет наличие всех необходимых документов, исходя из соответствующего перечня (перечней) документов, представляемых на государственную регистрацию прав (п. 80 регламента).

Согласно п. 83 при установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 81 Административного регламента, специалист, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для государственной регистрации прав, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.

При желании заявителя устранить препятствия, прервав подачу документов на государственную регистрацию прав, специалист, ответственный за прием документов, формирует перечень выявленных препятствий для государственной регистрации прав в 2-х экземплярах и передает его заявителю для подписания. Первый экземпляр перечня выявленных препятствий для государственной регистрации прав вместе с представленными документами передается заявителю, второй - остается у специалиста.

При желании заявителя устранить препятствия позднее (после подачи документов на государственную регистрацию прав) путем представления дополнительных или исправленных документов специалист, ответственный за прием документов, обращает его внимание на наличие препятствий для проведения государственной регистрации прав и предлагает заявителю письменно подтвердить факт уведомления.

Специалист, ответственный за прием документов, оформляет расписку о приеме документов по установленной форме в 2-х экземплярах. В расписке в том числе указываются в том числе отметка о соответствии или несоответствии представленных документов установленным требованиям, в том числе отметка об отсутствии всех необходимых для государственной регистрации прав документов.

В случае если по результатам правовой экспертизы документов, проверки законности сделки выявлены причины, неустранение которых приведет к отказу в государственной регистрации права по основаниям, предусмотренным пунктом 54 Административного регламента решением государственного регистратора государственная регистрация приостанавливается (п. 53 Регламента).

На основании вышеизложенного, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Глазовский отдел) обнаружив при приеме документов, что Местной религиозной организацией, госпошлина за регистрацию права собственности уплачена в размере 100 руб., вместо 7500 руб. обязана была уведомить заявителя о наличии препятствий для государственной регистрации прав, и объяснить заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предложить принять меры по их устранению.

Учитывая, что в данном случае неустранение выявленных причин приведет к отказу в государственной регистрации права, Управление обязано было приостановить государственную регистрацию.

При изложенных обстоятельствах, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Глазовский отдел), выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 3 на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с непредставлением необходимых для регистрации документов, а именно документа подтверждающего уплату государственной, признаются судом незаконными и не соответствующими Федеральному закону № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Требования истца о взыскании с ответчика 30000 руб. расходов на оплату услуг представителя, подлежит удовлетворению в части.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Согласно п. 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004г. № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

В порядке ст. 65 АПК РФ доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Расходы истца на оплату услуг представителя подтверждаются договором возмездного оказания правовой помощи заключенным истцом 13.01.2010г. с Вариным Ф.И.

В соответствии с п. 5 договора стоимость услуг по договору 30000 руб., оплачиваемых в день подписания настоящего договора. Дополнительно производится оплата командировочных расходов и затрат, понесенных в связи с выездом за пределы г. Глазова УР.

Юридические услуги оплачены обществом в размере 30000 руб., что подтверждается представленной в материалы дела квитанции № 000748 от 21.01.2010г.

В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2007г. № 121 указано, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Вместе с тем, если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах.

С учетом материалов дела, объема работы по договору, количества судебных заседаний, сложности рассматриваемого дела, суд считает, что расходы на оплату услуг представителя по договору на оказание юридических услуг от 13.01.2010г. подлежат отнесению на ответчика в разумных пределах, соотносимыми с заявленными требованиями в сумме 10000 руб.

В остальной части разумность расходов организацией не доказана.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика. Поскольку ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен возврат заявителю государственной пошлины в случае, если решение принято не пользу государственного органа, уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с административного органа в пользу заявителя в возмещение его расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 117, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л :

1. Признать действияУправление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике г. Ижевска, выразившиеся в сообщении от 27 ноября 2009г. № 05/027/2009-013 об отказе в государственной регистрации права собственности Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазова на жилой дом с постройками, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Пионерская, 3, незаконными, как несоответствующими Федеральному закону № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

2. Взыскать с Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск, ул. Горького, 56 в пользу Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазова, г. Глазов, ул. Пионерская, 3, основной государственный регистрационный номер 1031802484416 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб. и 10000 руб. расходов на оплату услуг представителя.

3. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Г.П.Буторина