АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-7512/2016
22 августа 2016г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи И.В.Шумиловой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике г.Ижевск о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КРЭЙН» г.ФИО1 к административной ответственности, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КРЭЙН» г.ФИО1 (далее ООО «КРЭЙН», ответчик, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчик, в отзыве с требованиями административного органа не согласен, считает, заявление о привлечение к ответственности необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Судом приобщены к материалам дела отзыв, представленный ответчиком 06.07.2016.
В соответствии со ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
От ответчика поступило ходатайство об объединении в одно производство дел №№ А71-7511/2016 и А71-7512/2016.
Рассмотрев ходатайство, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2, ч. 2.1 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения. Арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.
Правонарушения, квалифицируемые по ст.14.1 КоАП РФ имеют общий объект правонарушения (общественные отношения).
Общество обязано обеспечить идентификацию пользователя при заключении срочного договора об оказании разовых телематических услуг в отношении каждого пользователя, невыполнение обществом своих обязанностей влечет наступление самостоятельной ответственности в отношении каждого объекта, образует самостоятельные правонарушения, каждое из которых является основанием для привлечения к административной ответственности (постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 № 11036/13).
Учитывая изложенное, в удовлетворении ходатайства заявителя об объединении дел суд отказывает.
Из представленных по делу доказательств следует, что ООО «КРЭЙН» имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на оказание телематических услуг связи от 05.02.2016 №140087.
На основании заявки Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 08.04.2016 филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Приволжском Федеральном округе проведен мониторинг за соблюдением обязательных требований по идентификации пользователей в отношении оператора связи ООО «КРЭЙН» предоставляющего доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в пунктах коллективного доступа, использующих технологию WiFi, по адресам: <...>, Средняя общеобразовательная школа №2 и <...>, клуб «Мир бильярда».
По результатам мониторинга составлен акт от 18.04.2016 №18-0008-02, с приложением № 1 Сведения о результатах проверки.
20.04.2016 управлением составлен акт систематического наблюдения от №А-18/3/67-нд/84 согласно которому выявлены признаки нарушений обязательных требований в области связи, а именно: порядка и условий заключения срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа оператора связи, что в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 27 Закона «О связи» является основанием для проведения внеплановой проверки, а именно: выявление органом государственного надзора в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушений обязательных требований.
На основании приказа руководителя управления от 21.04.2016 №82-нд в период с 22.04.2016 по 23.05.2016 в отношении ООО «КРЭЙН» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований при оказании услуг электросвязи.
В ходе проверки установлено, что что 18.04.2016 по адресу: <...>, Средняя общеобразовательная школа №2 и <...>, клуб «Мир бильярда», ООО «КРЭЙН» не осуществило идентификацию пользователя при заключении срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пункте коллективного доступа с использованием точки доступа, а именно: не установлены фамилия, имя, отчество пользователя, подтверждаемые документом, удостоверяющим личность, либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", также достоверно не установлен абонентский номер, назначенный пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи.
Услуга была оказана пользовательскому оборудованию и в качестве уникального кода идентификации выделены IP-адреса: 146.120.104.144 и 146.120.104.137 сети передачи данных ООО «КРЭЙН», что подтверждается Актами мониторинга от 18.04.2016 №18-0011-11 и от 18.04.2016 №18-0012-11 и прилагаемыми к ним документами, а так же Актом внеплановой документарной проверки от 23.05.2016.
03 июня 2016г. Управлением Роскомнадзора по УР в отношении общества в присутствии его защитника по факту выявленных нарушений по адресу: <...>, Средняя общеобразовательная школа №2 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В объяснениях к протоколу ООО «КРЭЙН» пояснило, что на территории Удмуртской Республики не имеет средств (пунктов) коллективного доступа (точек доступа), использующих технологию WiFi и не заключает договоры об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела с заявлением о привлечении ООО «КРЭЙН» к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Возражая против заявления, ООО «КРЭЙН» указало, что оператор предоставил канал связи абонентам, а его абоненты – средняя общеобразовательная школа №2 и клуб «Мир бильярда» самостоятельно установили оборудование, использующие технологию WiFi. Так как ответчик не заключает договоры об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа, то он и не осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими конечного оборудования. Кроме того по мнению общества пропущен срок давности привлечения к ответственности.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе, оказание услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно пункту 5 лицензии от 05.02.2016 №140087 на оказание телематических услуг связи, лицензиат обязан оказывать услуги связи соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи (далее - Правила № 575).
Согласно пункту 7 Правил № 575 оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором.
Услуги связи оказываются оператором связи на основании договора.
Договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой (п. 17 Правил № 575).
Договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий. Такой договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи.
При этом, в случае заключения срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа оператор связи осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования.
Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность, либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи.
Идентификация оконечного оборудования осуществляется средствами связи оператора связи путем определения уникального идентификатора оборудования сетей передачи данных (п. 17.1 Правил № 575).
Судом установлено и материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 03.06.2016 № АП-18/3/338, актом проверки от 23.05.2016 № А-18/3/82-нд/113, актом мониторинга от 18.04.2016 №18-0011-11, иными материалами проверки подтверждается факт нарушения ООО «КРЭЙН» вышеуказанных норм.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом на основании материалов дела установлено, что ООО «КРЭЙН» имело возможность выполнить лицензионные условия и обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения. Доказательств, подтверждающих обратное, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях ответчика содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности заявителем не пропущен. Нарушения заявителем процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Доводы ответчика о пропуске срока привлечения к административной ответственности судом отклоняются.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на лицо законом, и прекращается вследствие действия самого виновного или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, вмешательство государственных органов).
При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела акт проверки составлен Управлением 23.05.2016, следовательно, срок привлечения на момент вынесения решения не истек.
В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9 части 1 указанной статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.
Санкцией ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом учтено, что правонарушение совершено ответчиком впервые, отягчающие ответственность обстоятельства судом не установлены.
С учетом вышеизложенного ООО «КРЭЙН» подлежит привлечению к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.
В соответствии со ст.2.9. КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п.18 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18.1 Постановления).
Суд пришел к выводу о том, что нарушение обществом условий и требований, предъявляемых к оказанию услуг связи, создает существенную угрозу охраняемым Российской Федерацией общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.
Довод ответчика об отсутствии пункта коллективного доступа по адресу: <...>, Средняя общеобразовательная школа №2, судом отклоняется, поскольку опровергается результатами контроля, зафиксированными в акте мониторинга Управления по УР филиала ФГУП «РЧЦ в ЦФО» в ПФО от 18.04.2016 № 18-0008-02 и протоколе мониторинга от 18.04.2016 № 18-0011-11.
Также данным протоколом мониторинга опровергаются доводы общества о недоказанности заключения срочного договора и об отсутствия нарушения порядка идентификации, поскольку, как указано в приложении 1 к акту проверки от 23.05.2016 №А18/3/82-нд/113 в соответствии с порядком и условиями заключения договора, установленными Правилами (п. 16, 17) телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора. При этом договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или письменной форме. Договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий. Такой договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи.
Согласно снимку экрана (скриншот), с пользовательского оборудования, являющегося неотъемлемой частью протокола мониторинга от 18.04.2016 №18-0011-11, подтверждается факт доступа в сеть Интернет, пользовательскому оборудованию выделен IP-адрес: 146.120.104.137 сети передачи данных ООО «КРЭЙН», что ответчиком не оспаривается.
Ссылки общества на отсутствие доказательств принадлежности точки доступа судом не принимаются, поскольку оказание телематических услуг связи пользователю осуществлено оператором связи - ООО «КРЭЙН». Обществом не представлены сведения об абонентах, с которыми заключены договоры на оказание услуг связи по передаче данных, телематических услуг связи, которыми неограниченному кругу лиц организован доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответственно, субъектом правонарушения является оператор связи, оказавший услуги связи и не осуществивший идентификацию пользователя в соответствии с требованиями законодательства.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «КРЭЙН» г.ФИО1 зарегистрированное по адресу: <...> основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица 1031800461142, ИНН <***>, дата и место государственной регистрации – 14.03.2003, г. ФИО1, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья И.В. Шумилова