426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Ижевск Дело № А71-7634/2020
27 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В. Лиуконен, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и изготовлении протокола судебного заседания помощником судьи К.В.Савельевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третье лицо - Министерство финансов Удмуртской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 1 157 418 руб. 21 коп. убытков за счет казны Удмуртской Республики,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - ФИО1 (доверенность от 01.06.2020, Диплом), ФИО2 (доверенность от 21.08.2019, удостоверение адвоката),
ответчика - ФИО3 (доверенность от 13.03.2020, диплом),
(лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» (п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»), что подтверждается отчетом о публикации судебных актов),
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" (далее -СПК «Луч») обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – Министерство) о взыскании 1 157 418 руб. 21 коп. убытков за счет казны Удмуртской Республики.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.
Представитель истца заявил устное ходатайство об изменении исковых требований, просит взыскать с Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики 1 514 418 руб. 21 коп. за счет казны Удмуртской Республики.
Судом в порядке ст.ст. 41, 49, 159 АПК РФ ходатайство истца об изменении исковых требований удовлетворено.
Представитель ответчика поддержал доводы отзыва на иск (т.2 л.д.3-5), полагает, что истец, подписывая договор о предоставлении субсидии, был ознакомлен с его условиями, в том числе с размером предоставляемой субсидии, таким образом, он согласился с ними и принял на себя соответствующие обязательства по достижению показателей результативности использования субсидии. Размер предоставляемой субсидии не является требованием, предъявляемым к ее получателю. Ответчик надлежащим образом исполнил свою обязанность по приему, рассмотрению документов истца и предоставлению ему субсидии.
Третье лицо исковые требования оспорило по мотивам, изложенным в отзыве на иск (т.2 л.д.40-41), согласно которым предоставление субсидии является правом, а не обязанностью государства.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, направило в суд ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, спор разрешен в отсутствие третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав доводы сторон, арбитражный суд
у с т а н о в и л:
Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа), а также в рамках возложенных полномочий, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики».
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 № 522, на Министерство финансов Удмуртской Республики возложены полномочия по утверждению и доведению предельных объемом бюджетных ассигнований главным распорядителям средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Удмуртской Республики от 26.12.2017 № 76-РЗ «О бюджете УР на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принятым Государственным Советом УР 13.12.2017 № 85-VI (далее - Закон о бюджете УР), были утверждены бюджетные ассигнования на выплату субсидий на возмещение части затрат на приобретениетехники и оборудования, в размере 191 000 000 руб., а также в соответствии с действующим законодательством, указанные объемы финансирования были доведены до Минсельхоза УР в установленные сроки.
Утвержденные Законом о бюджете УР бюджетные ассигнования, подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года № 120 (далее - Положение, т.1 л.д.10-18).
Абзацем 1 пункта 1 Положения (в ред. от 15.05.2017) предусматривалось возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года (далее - субсидия на технику).
Согласно п. 13 Положения (в ред. от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в п. 13.1 Положения.
Как следует из материалов дела, СПК «Луч», рассчитывая на получение субсидии, приобрел технику на общую сумму 11 514 182 руб. 10 коп., что подтверждается:
- договор поставки № 941-П/СХТ-12 от 31.07.2017 на приобретение кормоуборочного комбайна РСМ-100 «Дон-680М» в количестве 1 шт. стоимостью 3 378 806 руб. 10 коп., жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000 в количестве 1 шт. стоимостью 1 095 376 руб. (т.1 л.д.39-47).
Платежным поручением от 06.09.2017 № 240 произведена оплата за указанную технику в полном объеме (т.1 л.д.48). Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом №ИП-0018555 от 16.08.2017 (т.1 л.д.49), актом о приеме-передачи объекта основных средств №0000-000116 от 16.08.2017, № 0000-000117 от 16.08.2017 (т.1 л.д.52-55, 73-76).
Согласно паспорту самоходной машины RU СВ 2020602 производителем кормоуборочного комбайна РСМ-100 «Дон-680М» является ООО «КЗ «Ростсельмаш», год производства – 2017, техника предана истцу 16.08.2017, зарегистрирована в Инспекции Гостехнадзора по Глазовскому району УР 11.09.2017 (т.1 л.д.50-51).
Согласно паспорту МСМ-100.70 ПС производителем жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000 является АО «Клевер», дата выпуска – 02.08.2017 (т.1 л.д.71-72).
- договор поставки № 27 от 10.08.2017 на приобретение воздухонагревателя ВГЖ-2 на газе в количестве 1 шт. стоимостью 860 000 руб., сушилки карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе в количестве 1 шт. стоимостью 4 380 000 руб., машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. №112 в количестве 1 шт. стоимостью 600 000 руб., машин предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет для вторичной очистки, воздуховодами, циклоном, зав. №№103, 111 в количестве 2 шт. общей стоимостью 1 200 000 руб. (т.1 л.д.21-22).
Платежным поручением от 06.09.2017 № 239 произведена оплата за технику в полном объеме (т.1 л.д.23). По факту передачи товара составлены товарная накладная №25 от 17.11.2017 (т.1 л.д. 24), №1 от 06.04.2018 (т.1 л.д.85), акты о приеме-передачи объекта основных средств №0000-000070 от 06.04.2018 (т.1 л.д.30-33), №0000-000073 от 06.04.2018 (т.1 л.д.109-112), №0000-000072 от 06.04.2018 (т.1 л.д.91-94), №0000-000071 от 06.04.2018 (т.1 л.д.127-130), №0000-000069 от 06.04.2018 (т.1 л.д. 143-146).
Согласно паспорту СКС-100.01.03.000.ПС производителем воздухонагревателя ВГЖ-2 на газе является ООО Опытно-экспериментальный завод «Триумф», дата выпуска – ноябрь 2017, техника передана истцу 17.11.2017, введена в эксплуатацию – 06.04.2018 (т.1 л.д.25-29).
Согласно паспорту производителем сушилки карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе является ООО Опытно-экспериментальный завод «Триумф», дата выпуска – ноябрь 2017, техника передана истцу 17.11.2017, введена в эксплуатацию – 06.04.2018 (т.1 л.д.140-141).
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01«Велес»-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. №112 является ФГУП «Проектно-конструкторское бюро» «НИИСХ Северо-Востока», дата выпуска – 25.12.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию – 06.04.2018 (т.1 л.д.104-108).
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01«Велес»-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. №103 является ФГУП «Проектно-конструкторское бюро» «НИИСХ Северо-Востока», дата выпуска – 15.08.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию – 06.04.2018 (т.1 л.д. 86-90).
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01«Велес»-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. №111 является ФГУП «Проектно-конструкторское бюро» «НИИСХ Северо-Востока», дата выпуска – 06.12.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию – 06.04.2018 (т.1 л.д. 122-126).
В соответствии с инвентарными карточками №00-000175, №00-000178, 00-000176, №00-000177, №00-000174 техника принята истцом к бухгалтерскому учету 06.04.2018, №00-000046, №00-000047 – 16.08.2017 (т.1 л.д.151-158).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, вступившим в законную силу 16.07.2018 и опубликованным на официальном сайте Правительства УР 18.07.2018, внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", в том числе в пункты 10-13 Положения.
Согласно п. 10 Положения (в ред. от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
Пунктом 12 Положения (в ред. от 16.07.2018) установлены максимальные размеры субсидии на технику и субсидии по лизингу.
Пункт 13 Положения (в ред. от 16.07.2018) изменен, изложен в следующей редакции: для заявителей, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, к возмещению за счет субсидии принимаются соответствующие затраты заявителя без учета налога на добавленную стоимость.
Истец 26.07.2018 года подал в Министерство заявки о возмещение части затрат на приобретение техники на общую сумму 2 302 836 руб. 42 коп. (т.1 л.д.19-20, 37-38, 59-60, 80-81, 98-90, 116-117, 134-135), полагая, что при обращении за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники следовало руководствоваться условиями Положения в редакции от 16.07.2018, произвел расчет суммы субсидии исходя из 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки) (справки-расчеты, л.д.34, 56, 77, 96, 113, 131, 147) и
Министерство, рассмотрев заявку истца, приняло решение о предоставлении истцу субсидии, заключил с истцом договор о предоставлении субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса №960 от 25.09.2018, в соответствии с условиями которого размер предоставляемой получателю субсидии в 2018 году составляет 2 302 836 руб. 42 коп. (т.2, л.д.9-11).
Денежные средства в размере 2 302 836 руб. 42 коп. Министерство перечислило СПК «Луч» что подтверждается платежным поручением №104897 от 03.10.2018(т.2 л.д.150).
Истец считает, что расчет размера субсидии следовало производить в соответствии с условиями Положения в редакции от 15.05.2017, поскольку постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 вступило в законную силу 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение изменения должны применяться к правоотношениям возникшим после 16.07.2018, на что указано, учитывая толкование пункта 6 Положения о
субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13), о чем истцу на момент подачи заявки 26.07.2018 не было известно.
Сельскохозяйственная техника была приобретена истцом в 2017 году, в связи с чем, по мнению истца в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией Положения (от 15.05.2017) он имел право обратиться за субсидией в общем размере 3 454 254 руб. 63 коп., исходя из условий расчета субсидии, установленных п. 13 Положения указанной редакции (11 514 182 руб. 10 коп. х 30% = 3 454 254 руб. 63 коп.).
Субсидия получена в меньшем размере 2 302 836 руб. 42 коп. (11 514 182 руб. 10 коп. х 20% = 2 302 836 руб. 42 коп.). Исходя из изложенного, истец полагает, что размер недополученной субсидии составил 1 151 418 руб. 21 коп. (3 454 254 руб. 63 коп.- 2 302 836 руб. 42 коп.= 1 151 418 руб. 21 коп.).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к следующим выводам.
Истец требует взыскать убытки по правилам ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать
полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором
не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или
повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому актуакта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с государственной программой Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 № 185) указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются, в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.
На основании пункта 13 Положения (в редакции от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса".
Согласно п. 10 Положения (в ред. от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, которое изменило порядок предоставления субсидии, в том числе исключив возможность получения субсидии на технику, приобретенную в году, предшествующему отчетному финансовому году, было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 18.07.2018.
На момент приобретения истцом техники в 2017 году действовало Положение в редакции от 15.05.2017.
СПК «Луч», являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, обратился в Министерство за предоставлением субсидии на возмещение части затрат на приобретенную в 2017 году технику - 26.07.2018.
Подавая заявки на получение субсидии в общей сумме 2 302 836 руб. 42 коп., СПК «Луч» произвел расчет из условий п. 10 Положения в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки) (в ред. от 16.07.2018).
Министерство выплатило СПК «Луч» субсидии в соответствии п. 10 Положения (в ред. от 16.07.2018) в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), пояснив в судебном заседании, что обязательства Министерством исполнены в полном объеме согласно расчету СПК «Луч», возражений по размеру субсидии от СПК «Луч» не поступало.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018 по делу N 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положение о субсидии в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.
Оставляя решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 указал, что оспариваемое Положение о предоставлении субсидии по своему правовому смыслу не свидетельствует о том, что изложенным в нем нормам, в том числе содержащимся в пунктах 6, 8 и 9, придана обратная сила, и не свидетельствует о распространении их действия на правоотношения, имевшие место до вступления в силу постановления правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года N 291, следовательно, оно отвечает общеправовому критерию формальной определенности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).
В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
С учетом изложенного, учитывая толкование пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13), в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
Из оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.01 следует, что по состоянию на 03.12.2020 сельскохозяйственная техника (кормоуборочный комбайн РСМ-100 «Дон-680М» стоимостью 3 378 806 руб. 10 коп., жатка для уборки трав МСМ 100.70.00.000 стоимостью 1 095 376 руб., воздухонагреватель ВГЖ-2 на газе стоимостью 860 000 руб., сушилка карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе стоимостью 4 380 000 руб., машина предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном стоимостью 600 000 руб., машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет для вторичной очистки, воздуховодами, циклоном в количестве 2 шт. общей стоимостью 1 200 000 руб.) числится на балансе истца.
Общая стоимость техники, приобретенной истцом в 2017 году, составила 11 514 182 руб. 10 коп.
Согласно расчету истца размер недополученной субсидии составляет 1 151 418 руб. 21 коп. (3 454 254 руб. 63 коп. (размер субсидии в соответствии с п.13 Положения в ред. от 15.05.2017, составляющей 30% от общей стоимости техники) - 2 302 836 руб. 42 коп. (размер субсидии полученной истцом, составляющий 20% от общей стоимости техники)).
Представленный истцом расчет судом проверен, признан верным и соответствующим пункту 13 Положения (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 № 185).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования истца обоснованными по праву и размеру и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод Министерства финансов Удмуртской Республики о том, что предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, подлежит отклонению. Предоставление субсидии в соответствии с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ в исполнении которого является недопустимым.
Иные доводы, изложенные в отзывах ответчика и третьего лица, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения судебные расходы относятся на ответчика.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" излишне оплаченная истцом госпошлина (в связи с уменьшением цены иска) подлежит возврату из федерального бюджета в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН <***>,
ИНН <***>) за счет казны Удмуртской Республики в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в размере 1 151 418 руб. 21 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 24 514 руб.
Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета 60 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.В. Лиуконен