ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-7667/20 от 16.02.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Ижевск                                                                            Дело № А71-7667/2020

20 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля2021 года.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В. Лиуконен, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и изготовлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.П. ореховой, рассмотрев в  открытом судебном заседании  дело по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо - Министерство финансов Удмуртской Республики о взыскании 4 728 540 руб. 90 коп. убытков за счет казны Удмуртской Республики,

при участии представителей:

истца – ФИО1 (доверенность от 01.06.2020, Диплом), ФИО2 (доверенность от 21.08.2019, адвокат).

ответчика – ФИО3 (доверенность от 13.03.2020 Диплом),

(лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» (п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»), что подтверждается отчетом о публикации судебных актов),

Первоначально Сельскохозяйственный производственный кооператив "Коммунар" (далее -СПК «Коммунар») обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – Министерство) о взыскании 4 554 632 руб. убытков за счет казны Удмуртской Республики.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.

В ходе судебного разбирательства судом в порядке ст.ст. 41,49,159 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об увеличении размера исковых требований в связи с допущенной арифметической ошибкой, до суммы  4 728 540 руб. 90 коп.

Представитель истца заявил устное ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать с Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики  4 563 631 руб. 69 коп. за счет казны Удмуртской Республики.

Судом в порядке ст.ст. 41, 49, 159 АПК РФ ходатайство истца об изменении исковых требований удовлетворено.

Представитель ответчика поддержал доводы отзыва на иск (л.д.111-115), полагает, что на момент заявочной кампании в 2019 году действовало Положение в редакции постановления правительства УР от 16.07.2018 №291, соответственно при принятии и рассмотрении заявок на предоставление субсидии ответчик руководствовался редакции постановления Правительства УР от 16.07.2018 №291. Требование о период заключения договора купли-продажи и лизинга не является вновь введенным.

Третье лицо исковые требования оспорило по мотивам, изложенным в отзыве на иск (л.д.142-143), согласно которым предоставление субсидии является правом, а не обязанностью государства.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, направило в суд ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.  

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, спор разрешен в отсутствие третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав доводы сторон, арбитражный суд

у с т а н о в и л:

Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа), а также в рамках возложенных полномочий, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики».

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 № 522, на Министерство финансов Удмуртской Республики возложены полномочия по  утверждению и доведению предельных объемом бюджетных ассигнований главным распорядителям средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Законом Удмуртской Республики от 26.12.2017 № 76-РЗ «О бюджете УР на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принятым Государственным Советом УР 13.12.2017 № 85-VI (далее - Закон о бюджете УР), были утверждены бюджетные ассигнования на выплату субсидий на возмещение части затрат на приобретениетехники и оборудования, в размере 191 000 000 руб., а также в соответствии с действующим законодательством, указанные объемы финансирования были доведены до Минсельхоза УР в установленные сроки.

Утвержденные Законом о бюджете УР бюджетные ассигнования, подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года № 120 (далее - Положение).

Абзацем 1 пункта 1 Положения (в ред. от 15.05.2017 № 185, л.д. 24-30) предусматривалось возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года (далее - субсидия на технику).

Согласно п. 13 Положения (в ред. от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в п. 13.1 Положения.

Как следует из материалов дела, СПК «Коммунар», рассчитывая на получение субсидии, приобрел технику на общую сумму 15 791 712 руб. 76 коп., что подтверждается:

- договор купли-продажи № 788 от 25.07.2017 на приобретение бороны дисковой тяжелой БДТ-5-36Ф «Вепрь» в количестве 1 шт. стоимостью 2 330 000 руб. (л.д.33).

Платежным поручением № 1113 от 12.09.2017 произведена оплата за указанную технику в полном объеме (л.д.38). Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом №255 от 18.08.2017 (л.д.40),  актом приема-передачи товара от 18.08.2017 (л.д.31), актом о приеме-передаче объекта основных средств №0К00-000176 от 23.08.2017 (л.д.35-36).

Согласно паспорту 11-252-00.00.000ПС производителем бороны дисковой тяжелой БДТ-5-36Ф «Вепрь» зав. №369 является ЗАО «ПК «Ярославич», дата выпуска – август 2017, техника введена в эксплуатацию 23.08.2017 (л.д.32).

- договор купли-продажи № 1070-ПСХТ-12 от 04.09.2017 на приобретение кормоуборочного комбайна РСМ-100 «ДОН-680М»в комплектации с агрегатом измельчающим с металлодетектором к комбайну, кондиционером, отопителем, жатка роторная ЖР-4000 в количестве 1 шт. общей стоимостью 3 855 933 руб. 20 коп., жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000в количестве 1 шт. стоимостью 557 868 руб. 60 коп., платформы-подборщика МСМ 100.72.00.000 в количестве 1 шт. стоимостью 306 637 руб. 16 коп. (л.д.42-47).

Платежными поручениями № 862 от 30.08.2017, №590 от 07.06.2018, №589 от 07.06.2018, №452 от 28.04.2018, №320 от 04.04.2018, №168 от 21.02.2018, №187 от 29.12.2017, №1114 от 12.09.2017 произведена оплата за технику в полном объеме (л.д.53-60). Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом №ИП-0038839 от 16.04.2019 (л.д.63), актом приема-передачи от 16.04.2018 (л.д.41), актом о приеме-передаче объекта основных средств №0К00-000100 от 16.04.2018 (л.д.49-50).

Согласно паспорту самоходной машины RU СВ 208337 производителем кормоуборочного комбайна РСМ-100 «ДОН-680М» зав. №R0DON680008734является ООО «КЗ «Ростсельмаш», год производства –2017, комбайн передан истцу 16.04.2018 (л.д.52).

- договор купли-продажи № 1415-П/СХТ-12 от 30.11.2017 на приобретение зерноуборочного комбайна РСМ-142 «ACROS-550»с навешенным измельчителем-разбрасывателем, воздушным компрессором, SL, безбитерной наклонной камерой, единым гидроразъемом, в комплектации: агрегат молотильный к комбайну РСМ-142 «ACROS-550»с навешенным измельчителем-разбрасывателем, воздушным компрессором, SL, безбитерной наклонной камерой, единым гидроразъемом в количестве 1 шт., жатка РСМ-081.27.7,0м унифицированная Ш, ЕГР в количестве 1 шт. общей стоимостью 7 246 273 руб. 80 коп. (л.д.65-68).

Платежными поручениями № 188 от 29.12.2017, №925 от 04.09.2018, №924 от 03.09.2018 произведена оплата за технику в полном объеме (л.д.76-78). Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом №ИП-0050618 от 25.07.2018 (л.д.81), актом приема-передачи от 25.07.2018 (л.д.64), актом о приеме-передаче объекта основных средств №0К00-000123 от 25.07.2018 (л.д.70-71).

Согласно паспорту самоходной машины RU СВ 209007 производителем зерноуборочного комбайна РСМ-142 «ACROS-550»зав. №R0ACR550019999является ООО «КЗ «Ростсельмаш», год производства –2017, комбайн передан истцу 25.07.2018 (л.д.75).

- договор купли-продажи № 300 от 22.06.2017 на приобретение культиватора КМН-5,6 (без подкормки) с транспортным устройствомв количестве 1 шт. общей стоимостью 150 000 руб. (л.д.82).

Платежным поручением № 814 от 06.07.2017 произведена оплата за технику в полном объеме (л.д.91). Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом №149 от 22.06.2017 (л.д.93), актом о приеме-передаче объекта основных средств №К0000000092 от 22.06.2017 (л.д.84-85).

Согласно паспорту КМН 00.00.ПС производителем культиватора КМН-5,6 зав. №14 является ООО «Крым Агротехкомплект», дата выпуска – 01.02.2017, дата отгрузки техники – 03.03.2017, техника введена в эксплуатацию - 22.06.2017 (л.д.87-88).

- договор поставки № 75 от 16.05.2017 на приобретение охладителя молока закрытого типа ОМЗТ-12000 в количестве 1 шт. общей стоимостью 1 345 000 руб. (л.д.95-97).

Платежными поручениями № 809 от 06.07.2017, №623 от 22.05.2017, №1144 от 19.09.2017 произведена оплата за технику в полном объеме (л.д.103-105). Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом №98 от 04.07.2017 (л.д.108), актом приема-передачи от 04.07.2017 (л.д.94), актом о приеме-передаче объекта основных средств №0К00-000126 от 04.07.2017 (л.д.99-100).

Согласно паспорту ОМЗТ 12000 производителем охладителя молока закрытого типа ОМЗТ-12000 зав. №10357 является ООО «ТСК Танкострой», дата выпуска – 04.07.2017, дата продажи техники – 04.07.2017 (л.д.102), сертификат соответсвия №ТС RUC-RU.AЗ01.В.02694 серия RU №0416265 (л.д. 106).

Истцом с ООО Фирма «Интерпартнер» заключены договоры №171.1-С/СХТ-14 от 25.07.2018, №171-С/СХТ-14 от 16.04.2018 на гарантийное обслуживание вышеуказанной техники (л.д.152-163, 164-173).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, вступившим в законную силу 16.07.2018 и опубликованным на официальном сайте Правительства УР 18.07.2018, внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", в том числе в пункт 1 Положения.

Истец полагая, что при обращении за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники следовало руководствоваться условиями Положения в редакции от 15.07.2017 № 185, согласно которой заявители при обращении за субсидией в 2019 году могли получить ее на технику приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 году (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 году (в году, предшествующему отчетному финансовому году), подал в Министерство заявки о возмещение части затрат на приобретение техники от 07.06.2019, от 02.08.2019, от 16.07.2019 (л.д. 34, 48, 69, 83, 98).

Министерство, рассмотрев заявки истца, приняло решения об отказе в предоставлении истцу субсидии, сославшись в письмах исх. от 16.08.2019 на то, что на основании пп.2 п. 26 Положения в связи с несоответствием документов требованиям пп.1 п. 6 Положения, поскольку договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования должны быть заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего года; техника и оборудование должны быть оплачены в полном объеме в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года (л.д.37, 51, 74, 86, 101).

Истец указывает на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 вступило в законную силу 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018. Истец приобрел сельскохозяйственную технику в 2017, 2018 году и в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией имел право обратиться за субсидией как в 2018 году, так и в 2019 году.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к следующим выводам.

Истец требует взыскать убытки по правилам ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать

полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором

не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или

повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 ГК РФ).

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому актуакта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).

В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -  БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с государственной программой Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.

В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 № 185) указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.

Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются, в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.

На основании пункта 13 Положения (в редакции от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса".

Согласно подпункта 1 пункта 6 Положения (в ред. от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется заявителю, если договоры купли-продажи техники заключены и техника оплачена в полном объеме, отгружены и получена в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, которое изменило порядок предоставления субсидии, в том числе исключив возможность получения субсидии на технику, приобретенную в году, предшествующему отчетному финансовому году, было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 18.07.2018.

На момент приобретения истцом техники в 2017, 2018 году действовало Положение в редакции от 15.05.2017.

СПК «Коммунар», являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, обратился в Министерство за предоставлением субсидии на возмещение части затрат на приобретенную в 2017, 2018 году технику – в 2019 году.

Подавая в 2019 году заявки на получение субсидии СПК «Коммунар» исходил из условий п. 6 Положения (в ред. от 15.05.2017).

Министерство отказало СПК «Коммунар» в предоставлении субсидии на основании пп.2 п. 26 Положения в связи с несоответствием документов требованиям пп.1 п. 6 Положения (в ред. от 16.07.2018).

Вместе с тем, решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018 по делу N 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положение о субсидии в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.

Оставляя решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 указал, что оспариваемое Положение о предоставлении субсидии по своему правовому смыслу не свидетельствует о том, что изложенным в нем нормам, в том числе содержащимся в пунктах 6, 8 и 9, придана обратная сила, и не свидетельствует о распространении их действия на правоотношения, имевшие место до вступления в силу постановления правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года N 291, следовательно, оно отвечает общеправовому критерию формальной определенности.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.

Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).

В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

С учетом изложенного, учитывая толкование пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13), в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.

Общая стоимость техники, приобретенной истцом в 2017, 2018 году, составила 15 791 712 руб. 76 коп.

Согласно расчету истца размер недополученной субсидии составляет 4 563 631 руб. 69 коп. (размер субсидии в соответствии с п.п.13, 13.1 Положения в ред. от 15.05.2017, составляющей 30% от общей стоимости техники с учетом максимального размера субсидии на единицу техники).

Представленный истцом расчет судом проверен, признан верным и соответствующим пунктам 13, 13.1 Положения (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 № 185).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования истца обоснованными по праву и размеру и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Довод Министерства финансов Удмуртской Республики о том, что предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, подлежит отклонению. Предоставление субсидии в соответствии с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ в исполнении которого является недопустимым.

Иные доводы, изложенные в отзывах ответчика и третьего лица, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения судебные расходы относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН <***>,

ИНН <***>) за счет казны Удмуртской Республики в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в размере 4 563 631 руб. 69 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 45 773 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

  Судья                                                                            М.В. Лиуконен