426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства
г. Ижевск Дело №А71-7703/2022
08 сентября 2022г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис» г. Ижевск об отмене решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск от 22.04.2022 № 019S19220004131 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, встречное заявление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики г. Ижевск о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис» г. Ижевск 9500 руб. 00 коп. финансовых санкций,без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис» (далее – ООО «Интерком Тех Сервис», заявитель, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск от 22.04.2022 № 019S19220004131 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением суда от 31.05.2022 вышеуказанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике направило отзыв на заявление, требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве, заявило встречное заявление о взыскании с ООО «Интерком Тех Сервис» финансовых санкций в размере 9500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании определения суда от 29.06.2022 встречное заявление Отделения Пенсионного фонда принято арбитражным судом, его рассмотрение назначено совместно с первоначальным заявлением в порядке упрощенного производства.
В соответствии со ст.ст. 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.
29.08.2022 подписана и 30.08.2022 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.
01.09.2022 от Отделения Пенсионного фонда поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.
Из представленных по делу доказательств следует, что Отделением Пенсионного фонда в отношении ООО «Интерком Тех Сервис» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки был установлен факт непредставления в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за февраль 2022 года.
Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 года были представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в отношении 19 застрахованных лиц с нарушением установленного законом срока – 16.03.2022.
По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.03.2022 № 019S18220003541.
Обществом были представлены возражения на акт проверки, согласно которым указано, что нарушение срока представления отчетности произошло вследствие технической проблемы (сбой электронно-цифровой подписи на электронном ключе Е-токе), из-за чего не удалось своевременно подписать и отправить отчет. Нарушение срока представления отчетности допущено впервые, период просрочки является незначительным, умысел в совершении нарушения отсутствовал, ущерба бюджету не нанесено.
Рассмотрев акт проверки, 22.04.2022 Отделением Пенсионного фонда вынесено решение № 019S19220004131 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователем по форме СЗВ-М в виде финансовых санкций в размере 9500 руб.
В адрес общества направлено требование от 24.05.2022 со сроком уплаты до 14.06.2022.
Несогласие заявителя с решением ответчика послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования общество указало при вынесении решения Отделением не приняты во внимание письменные возражения от 08.04.2022 № 10-22ИТС по существу нарушения. В результате возникновения технической проблемы в программном обеспечении, используемом специалистом страхователя, произошел сбой электронно-цифровой подписи на электронном ключе Е-токен, что повлекло за собой проведение ряда работ, в том числе проверку компьютера на вирусы и переустановку операционной системы (акт технического состоянию от 15.03.2022). Отделением не принято во внимание, что проблема устранена в кратчайшие сроки и сведения о застрахованных лицах представлены 16.03.2022 в 10 час. 05 мин. после переустановки операционной системы и восстановления электронно-цифровой подписи на электронном ключе. При вынесении решения Отделением не учтены: отсутствие умысла и негативных последствий, незначительный период просрочки, совершение правонарушения впервые, явное несоответствие между штрафными санкциями и допущенным нарушением.
Ответчик в отзыве на заявление указал на законность вынесенного решения. Доводы заявителя не могут служить основанием для уменьшения суммы финансовых санкций и не могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершенное правонарушение, так как заявитель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства, в результате чего не принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства. Заявителю ничто не препятствовало организовать работу по своевременному представлению формы СЗВ-М за февраль 2022г.
В обоснование встречного заявления Отделение Пенсионного фонда указало, что в связи с установленным в ходе проведенной проверки нарушением законодательства за несвоевременное представление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-М, Отделением Пенсионного фонда было вынесено решение от 22.04.2022 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в размере 9500 руб. До настоящего времени сумма финансовых санкций заявителем не погашена.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на орган, который принял этот акт, решение.
Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 1 Федерального закона №27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановление Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» и Порядка заполнения формы указанных сведений».
Ответчик сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 года с типом форма «исхд» представил 16.03.2022, то есть с нарушением установленного п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ срока.
Частью 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании и в порядке, установленном ст. 17 Закона №27-ФЗ, Отделением Пенсионного фонда принято решение о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 9500 руб.
Представленными по делу доказательствами факт нарушения и вина ответчика подтверждены. Привлечение ответчика к ответственности является законным и обоснованным, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено. Доказательств объективной невозможности представления сведений в установленные законодательством сроки, а также принятия всех зависящих от него мер по представлению отчетности в срок, страхователем не представлено.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В рассматриваемом случае, суд, учитывая совершение правонарушения впервые, установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств и считает необходимым снизить размер штрафа по решению в 10 раз до 950 руб.
При оценке примененного к заявителю размера финансовых санкций суд полагает необходимым учесть обстоятельства, смягчающие ответственность заявителя, к которым относится совершение правонарушения впервые, минимальный период просрочки (1 день), отсутствие вредных последствий для бюджета Пенсионного фонда, признание вины обществом и считает возможным и справедливым снизить размер штрафа в десять раз. Суд полагает, что назначение санкции без учета смягчающих обстоятельств нарушает принципы справедливости, соразмерности и дифференциации наказания. Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе рассчитывать на учет смягчающих его ответственность обстоятельств. Оспариваемое решение, принятое без учета смягчающих обстоятельств, нарушает права заявителя. Учитывая изложенное, оспариваемое решение следует признать частично незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке ст. 201 АПК РФ Отделение обязано устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Относительно встречного заявления Отделения Пенсионного фонда о взыскании с ООО «Интерком Тех Сервис» финансовых санкций в размере 9500 руб. за непредставление страхователем сведений в установленный срок, суд указывает следующее.
В силу ст. 1 Федерального закона №27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год
Согласно абз. 2 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлен факт наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, однако признано необоснованным начисление штрафа в размере, превышающим 950 руб. в связи с уменьшением его в десять раз в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Таким образом, заявленные Отделением Пенсионного фонда требования подлежат частичному удовлетворению в размере 950 руб., в остальной части в удовлетворении встречного заявления следует отказать.
На основании ст.ст. 333.16-333.18, 333.21-333.22 НК РФ и ст. 101-102, 110, 112 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение арбитражным судом требования о взыскании финансовых санкций в размере 9500 руб. следует отнести на ООО «Интерком Тех Сервис» пропорционально размеру удовлетворенных требований. Таким образом, государственная пошлина в размере 200 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Таким образом, по заявлению о признании незаконным решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике от 22.04.2022 №019S19220004131 расходы по уплаченной государственной пошлине с учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ относятся на Отделение Пенсионного фонда и подлежат взысканию в пользу заявителя в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск от 22.04.2022 №019S19220004131, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис» г. Ижевск, в части привлечения к ответственности в виде финансовых санкций в размере, превышающем 950 руб. 00 коп.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис» г. Ижевск.
2.В удовлетворении остальной части заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис» г. Ижевск отказать.
3.Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис» г. Ижевск 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4.Встречное заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Интерком Тех Сервис», зарегистрированного по адресу: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата и место государственной регистрации – 30.09.2009, г. Ижевск:
5.1. в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 950 руб. 00 коп. финансовых санкций;
5.2. в доход федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины.
6. В удовлетворении остальной части заявления Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике отказать.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья М.С. Сидорова