АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
06 ноября 2014 г. Дело № А71- 7727/2014
Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г.Яцинюк, при составлении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Пушиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Общества с ограниченной ответственностью «Ижпромтранс», г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к 1. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
2. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649, площадью 18959 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ж/д путь Агропрома (лит. I, II, III, IV, V), равной его рыночной стоимости в размере 3664000 руб. 00 коп.
При участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 31.12.2013
от ответчиков: 1. ФИО2 – представитель по доверенности от 24.10.2012 г.
2. ФИО3 – представитель по доверенности от 25.12.2013 г.
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Ижпромтранс», г. Ижевск (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, г. Ижевск (далее первый ответчик) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск (далее – второй ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649, площадью 18959 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ж/д путь Агропрома (лит. I, II, III, IV, V), равной его рыночной стоимости в размере 3664000 руб. 00 коп.
Представитель истца в судебном заседании просит установить кадастровую стоимость земельного участка на основании отчета № 409-2014.
Представитель истца требования поддержала.
Представитель первого ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.
Представитель второго ответчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, считает, что является ненадлежащим ответчиком.
Исковое заявление мотивировано следующим. На основании договора купли-продажи земельного участка от 29.08.2011 г. № 4838 истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649, площадью 18959 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ж/д путь Агропрома (лит. I, II, III, IV, V), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 18-АБ №386621 от 15 ноября 2011 г.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649, согласно кадастровой Выписке о земельном участке составляет 12182295 руб. 04 коп.
Согласно отчету № 409-2014 от 17.047.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649 по состоянию на 01.01.2007 составила 3664000 руб. 00 коп. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Первый ответчик в отзыве на иск указал, что Филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о филиале, утвержденным приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25.10.2011 № 128 «Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации» (далее - Положение), Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2.2.6 Положения Филиал наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости только по вновь учтенным объектам недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. При этом Филиал не наделен полномочиями по определению (установлению) кадастровой стоимости в размере рыночной.
В данном случае возможен только один способ установления кадастровой стоимости в размере рыночной, а именно в судебном порядке.
Второй ответчик в отзыве на иск указал, что Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и действует только в пределах компетенции, определенной действующим законодательством.
Согласно п. 7.1.11.- 7.1.13. Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, утвержденного приказом Росреестра от 27.10.2009 №308 ведение ГКН, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в ГКН, осуществляются Управлением, если правом на осуществление данных полномочий не наделено Федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с 01.12.2010 полномочиями органа кадастрового учета на территории Удмуртской Республики наделено Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике (в настоящее время это филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Удмуртской Республике), а с 01.03.2012 на него также возложены и отдельные полномочия по определению кадастровой стоимости (приказ Росреестра от 26.12.2011 №П/531). Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», наделенная функциями органа кадастрового учета.
Поскольку, Управление не имеет заинтересованности к предмету иска, не имеет имущественного интереса, не является оценочной организацией, в том числе осуществлявшей определение кадастровой стоимости земельного участка истца, не оспаривает значение заявленной истцом кадастровой стоимости земельного участка, полученной на основе определения его рыночной стоимости, не осуществляет полномочия по кадастровому учету и по ведению ГКН, то не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Из материалов дела следует, что истец на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.08.2011 г. № 4838 истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649, площадью 18959 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ж/д путь Агропрома (лит. I, II, III, IV, V), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 18-АБ №386621 от 15 ноября 2011 г.
В соответствии с выпиской из кадастрового паспорта кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 12182295 руб. 04 коп.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка № 409-2014 от 17.07.2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649 по состоянию на 01.01.2007 г. составила 3664000 руб. 00 коп.
В соответствии с экспертным заключением № Э-280714-УР от 28.07.2014 г. отчет № 409-2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельных участков, истец обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Между тем пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 913/11 от 28.06.2011г., законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
С учетом положений названной нормы по спорам об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отчет оценщика может считаться допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка только при наличии положительного экспертного заключения на данный отчет.
Посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, подлежащего оценке - в настоящем случае земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК).
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В обоснование заявленных требований истец представил в материалы дела отчет об оценке № 409-2014, а также положительное экспертное заключение на отчет.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, является Управление Росреестра. Ссылка Управления Росреестра на наделение Кадастровой палаты полномочиями органа кадастрового учета, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии судом отклоняется, так как в силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный орган - Росреестр, делегировав полномочия государственным бюджетным учреждениям, сохраняет контрольные функции в отношении этих учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в отчете, экспертном заключении, подачу иска в суд 07.07.2014 г., суд признал требование истца подлежащим удовлетворению в силу п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда по соответствующему иску.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы по государственной пошлине относятся на истца с учетом его заявления.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики,
Р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:649, площадью 18959 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, ж/д путь Агропрома (лит. I, II, III, IV, V), равной его рыночной стоимости в размере 3664000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.Г. Яцинюк.