ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-7876/20 от 21.12.2020 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

28 декабря 2020 года

Дело № А71- 7876/2020  

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2020г.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2020г.          

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Черных, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» г. Ижевск о признании недействительным представления Прокуратуры Сарапульского района Удмуртской Республики г. Сарапул от 09.04.2020 № 29ж-2020, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц - Прокуратуры Удмуртской Республики г. Ижевск; Генеральной Прокуратуры Российской Федерации г. Москва, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Рубцова О.В., Гинюк В.Ф., Таначева В.И., Новоселовой А.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Переверзина А.С. по доверенности от 03.02.2020,

от ответчика – Короткова А.С., (представлено удостоверение),

от Прокуратуры УР – Русских И.Ю. (представлено удостоверение),

от Генеральной Прокуратуры Российской Федерации – Русских Е.Ю. по доверенности от 10.07.2020,

от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «САХ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Сарапульского района Удмуртской Республики г. Сарапул (далее – Прокуратура, ответчик) от 09.04.2020 № 29ж-2020.

В судебном заседании общество поддержало требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Прокуратура Сарапульского района требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Прокуратура Удмуртской Республики требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Генеральная Прокуратура Российской Федерации поддержала позицию Прокуратуры Сарапульского района и Прокуратуры Удмуртской Республики.

Из представленных по делу доказательств следует, что в Прокуратуру Сарапульского района поступили обращения граждан Гинюка В.Ф., Рубцова О.В. и Таначева В.И. с доводами о несогласии с начислением им платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в отношении земельных участков в отсутствие на них жилых помещений, а также обращение Новоселовой С.Н. с доводами о несогласии с начислением платы за ТКО из расчета на 7 проживающих в нем лиц.

В ходе рассмотрения данных обращений Прокуратурой были выявлены следующие нарушения закона.

Установлено, что между ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен договор от 01.12.2018, в соответствии с которым АО «ЭнергосбыТ Плюс» начисляет и выставляет плату жителям Удмуртской Республики за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

Удмуртским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс», начиная с января 2019 года, начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам земельных участков, расположенных по следующим адресам:

-УР, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, 5;

-УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Садовая, участок № 1л;

-УР, Сарапульский район, территория МО «Сигаевское», массив Мыльники-3, участок № 5.

Проверкой установлено, что на указанных участках отсутствуют жилые дома, а также иные постройки, в которых возможно постоянное проживание граждан. При этом документы об установлении фактов производства ТКО на данных земельных участков у ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют.

По итогам проверки Прокуратура пришла к выводу, что у ООО «Спецавтохозяйство» и Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствуют основания для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении указанных земельных участков, поскольку на них отсутствуют жилые помещения, а факт производства ТКО на них региональным оператором не подтвержден.

Кроме того, установлено, что Удмуртским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» в период с января по ноябрь 2019 года начислялась плата за обращение с ТКО в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Луговая, д. 35, кв. 1, из расчета на 7 проживающих в нём лиц.

Собственник данного жилого помещения Новоселова С.Н. 19.11.2019 обратилась в Удмуртский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» по вопросу перерасчета платы за обращение с ТКО из расчета на 1 проживающего в нём гражданина. В соответствии с данным обращением с ноября 2019 года плата в отношении данного жилого помещения стала начисляться на 1 человека, однако в перерасчете платы за предыдущий период заявителю отказано со ссылкой на подп. «б» п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, поскольку ей не исполнена обязанность информировать исполнителя
коммунальной услуги об уменьшении числа граждан проживающих в жилом
помещении.

При этом проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что документы, подтверждающие проживание в данном жилом помещении 7 граждан, у Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» и регионального оператора отсутствуют. Согласно данным похозяйственной книги № 5 Администрации МО «Усть-Сарапульское» в жилом помещении по данному адресу в период 2010 - 2019 г.г. проживало лишь 1 лицо.

Таким образом, Прокуратура пришла к выводу, что у потребителя отсутствовала обязанность информирования исполнителя коммунальной услуги об изменении числа проживающих граждан, поскольку их число не изменялось с 2010 года, а начисление платы за обращение с ТКО из расчета на 7 лиц потребителю производилось в нарушение ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п.п. 148(34), 148(35) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

По итогам проверки указанных обращений граждан Прокуратурой 09.04.2020 было вынесено представление № 29ж-2020 об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым ООО «САХ» предлагалось безотлагательно рассмотреть данное представление и незамедлительно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, произвести перерасчет платы за обращение с ТКО указанным потребителям, а также принять меры по устранению причин и условий, способствующих данным нарушениям.

Несогласие заявителя с указанным представлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В судебном заседании общество указало, что не оспаривает выводы Прокуратуры относительно необходимости провести перерасчет Новоселовой С.Н. из расчета на 1 проживающее лицо, а не на 7.

В части выводов, касающихся того, что у ООО «САХ» отсутствуют основания для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении земельных участков, расположенных по адресам: УР, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, 5; УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Садовая, участок № 1л; УР, Сарапульский район, территория МО «Сигаевское», массив Мыльники-3, участок № 5, заявитель требование поддержал.

В обоснование заявления общество указало, что из системного толкования норм действующего законодательства, в том числе Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354,  следует, что обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственника жилого дома или жилого помещения, но и у владельцев земельных участков, если на них образуются ТКО.  Не заключение договора в письменной форме в силу его публичности не является основанием для неоказания услуги региональным оператором и, следовательно, подлежит оплате в соответствии с требованиями законодательства РФ. На основании положений п. 8(5) - 8(7) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 и абз. 2 п. 6 Правил № 354, договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с вышеуказанными потребителями считаются заключенным на условиях типового договора.

Общество считает, что начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в данном случае, является правомерным, поскольку в силу п. 8 (1) Правил № 1156 обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО.

Учитывая степень готовности объекта незавершенного строительства, можно сделать выводы о возможности или невозможности образования на земельном участке ТКО, на котором имеется недостроенный жилой дом, а также иные объекты домовладения (достроенные или недостроенные), но позволяющие определить их использование с целью удовлетворения бытовых или иных нужд, связанных с их проживанием в таком жилом доме. Потребитель, как собственник, обязан поддерживать свой земельный участок в надлежащем состоянии и на него на основании ст. 13 Земельного кодекса РФ возложена обязанность по проведению мероприятий по защите данного земельного участка от отходов производства и потребления. В случае, если на земельном участке полностью отсутствует какие-либо объекты домовладения, и потребителем не осуществляется деятельность по использованию земельного участка, в результате которой образовываются ТКО, то потребитель обязан предоставить региональному оператору соответствующие сведения, которые должны подтверждать факт отсутствия объектов домовладения, а также доказательства неосуществления на таком земельном участке какой-либо деятельности. В свою очередь региональный оператор также вправе проводить проверки, в ходе которых устанавливать факт наличия или отсутствия на земельных участках образования ТКО.

Заявитель ссылается на составленные им 15.05.2020, 22.05.2020 и 23.06.2020 акты осмотра спорных земельных участков, которые подтверждают факт расположения на них различных хозяйственных построек и жилых помещений,

Также общество обращает внимание на то, что согласно копиям платежных документов по земельным участкам № 1, 2, 3 в течение календарного года производилось начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению согласно передаваемым потребителями показаниям индивидуальных приборов учета, что также подтверждает факт использования земельных участков, ведения хозяйственной деятельности.

По мнению заявителя, установленный Прокуратурой Сарапульского района факт отсутствия на территории вышеуказанных земельных участков домовладений противоречит фактическим обстоятельствам дела. Возложение на ООО «САХ» обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» нарушает права и законные интересы общества.

Возражая против требований заявителя, Прокуратура указала, что рассматриваемое представление прокуратуры Сарапульского района вынесено в адрес ООО «Спецавтохозяйство» в рамках предоставленных законом полномочий и основано на требованиях действующего федерального законодательства, в связи с чем, рассматриваемым представлением прокуратуры не нарушаются права и законные интересы общества при осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики.

Прокуратура обращает внимание на то, что какие-либо сведения и документы, подтверждающие наличие оснований для начисления платы за обращение с ТКО по спорным земельным участкам, у регионального оператора на момент проверки отсутствовали.

Доводы заявителя об обоснованности начисления обществом платы за обращение с ТКО в отношении земельных участков с имеющимися на них нежилыми постройками, по мнению ответчика, основана на неверном толковании закона, поскольку исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п. 148(30) и формулы 9(1) приложения № 2 Правил плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО может начисляться только в отношении жилых помещений, к которым не относятся надворные постройки, в том числе бани. Правила не отождествляют понятия «жилое помещение» и «домовладение».

От третьих лиц Гинюка В.Ф., Рубцова О.В., Новоселовой С.Н. поступили письменные пояснения, в соответствии с которыми они  поддержали позицию Прокуратуры.

Так, Гинюк В.Ф. указал, что на принадлежащем ему участке жилого дома на участке нет, участок используется только в летнее время для ведения огорода, условий для проживания на участке нет. Начиная с января 2019 года, от АО «Энергосбыт плюс» каждый месяц приходят платежки за ТКО в сумме 95 руб. 11 коп., хотя никто не вывозит мусор, вблизи участка контейнеры для сбора мусора отсутствуют.

Рубцов О.В. указал, чтона принадлежащем ему земельном участке по адресу: Сарапульский р-н, д.Непряха, ул. Садовая участок 1л. зарегистрированных граждан не имеется, отсутствуют постоянно или временно проживающие лица.

Новоселова С.Н. в письменных пояснениях указала, что сведения о количестве проживающих в принадлежащем ей жилом помещении 7 граждан, имеющиеся у Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс», недостоверны и ничем не подтверждаются.До 18.03.2015 регистрацию и снятие с учета по месту пребывания и по месту жительства в д. Непряха Сарапульского района осуществляла Администрация МО «Усть-Сарапульское» в связи с отсутствием в населенном пункте органа внутренних дел, на которые возлагался контроль за регистрацией граждан. Выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, в которых содержатся сведения о проживающих в домовладении лицах. Согласно выписке из похозяйственной книги количество проживающих в жилом помещении по адресу: УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Луговая, д. 35, кв. 1, составляет 1 человек.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

В силу требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ООО «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Из абзаца 2 пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее - Правила № 354).

В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил № 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Следовательно, в соответствии с названными Правилами предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в отношении многоквартирных домов и жилых домов.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.

Согласно п. 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с п. 148 (5) Правил № 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут (подп. в п. 148 (11) Правил № 354).

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами также установлен Правилами № 354.

Согласно пункту 148 (30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Пункт 148 (34) Правил № 354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Согласно пункту 148 (36) Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами обусловлено при наличии права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.

Материалами дела подтверждается, что на земельных участках по адресам: УР, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, 5; УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Садовая, участок № 1л; УР, Сарапульский район, территория МО «Сигаевское», массив Мыльники-3, участок №5 жилые дома отсутствуют, собственников и зарегистрированных лиц в домах не имеется.

В соответствии с ответом Администрации муниципального образования «Сарапульский район»  на запрос Прокуратуры от 23.07.2020 на земельных участках: УР, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, 5; УР, Сарапульский район, территория МО «Сигаевское», массив Мыльники-3, участок №5 разрешения на строительство не оформлялись.

Также из ответа Администрации муниципального образования «Сарапульский район»  от 22.07.2020 следует, что сведений о наличии жилого дома на земельном участке по адресу: территория МО «Сигаевское», массив Мыльники-3, участок №5 не имеется, в результате визуального осмотра наличие жилого дома на указанном земельном участке не подтверждено.

Согласно ответу Администрации МО «Кигбаевское» от 23.07.2020 на земельном участке по адресу: УР, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, 5 имеется гараж, баня, теплицы, жилого дома нет.

В письме Отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «Сарапульский район» от 16.12.2020 № 277 относительно возможности строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 18:18:071001:159, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, д. 5, указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанном земельном участке, поскольку согласно   Правилам   землепользования    и   застройки   МО    «Кигбаевское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Кигбаевское» 20.12.2013 №13/4, указанный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения д.Сергеево, муниципального образования «Кигбаевское», Сарапульского района №1818-01-13, для которой установлен запрет на использование земельных участков и иных объектов недвижимости для размещения объектов, предназначенных для проживания людей, коллективные или индивидуальные дачные и садово-огородные участки, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания. Также сообщается, что собственник земельного участка с кадастровым номером 18:18:071001:159, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, д, 5, за оформлением разрешения на строительство индивидуального жилого дома не обращался, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в Администрацию муниципальногообразования «Сарапульский район» не направлял.

В материалах дела имеется копия разрешения на строительство № 74 индивидуального жилого дома с хозпостройками на земельном участке по адресу: УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Садовая, участок № 1л, выданногоАдминистрацией муниципального образования «Сарапульский район» 20.05.2009 Федорову М.Е., однако разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности на спорный земельный участок не выдавались.

Таким образом, на земельных участках, расположенных по адресам: УР, Сарапульский район, д. Сергеево, ул. Набережная, 5; УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Садовая, участок № 1л; УР, Сарапульский район, территория МО «Сигаевское», массив Мыльники-3, участок №5 жилые дома отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают.

Таким образом, при отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и положениям Правил № 354.

Доводы заявителя о том, что начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в данном случае, является правомерным, поскольку в силу п. 8 (1) Правил № 1156, обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО, подлежат отклонению.

Суд отмечает, что материалы дела не содержат доказательств образования на принадлежащих гражданам Гинюку В.Ф., Рубцовой О.В. и Таначеву В.И. земельных участках твердых бытовых отходов, в отношении которых у них как у собственников таких отходов, возникает обязанность по заключению договора на оказание соответствующих услуг.

Заявитель ссылается на акты осмотра от 15.05.2020, 22.05.2020 и 23.06.2020 и фотографии.

Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что оспариваемое предписание выдано в результате установления неправомерного начисления гражданам Гинюку В.Ф., Рубцовой О.В. и Таначеву В.И. платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за 2019 год.

Таким образом, акты осмотра, составленные ООО «САХ» 15.05.2020, 22.05.2020 и 23.06.2020, не имеет отношения к спорному периоду начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, составлены без участия иных заинтересованных лиц, не подтверждает факта образования ТКО в спорный период, приложенные к акту фотографии не позволяют установить дату их изготовления, и нахождение ТКО на земельных участках в данный период.

В связи с чем, в соответствии со ст. 67, 68 АПК РФ указанные документы не могут быть признаны относимыми и допустимыми доказательствами по настоящему делу.

Заявитель ссылается на то, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома с хозпостройками на земельном участке по адресу: УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Садовая, участок № 1л от 20.05.2009 было выдано до 01.05.2019, что автоматически означает, что жилой дом был построен к указанной дате. Между тем, суд отмечает, что указанное разрешение было выдано Федорову М.Е., тогда как собственником данного земельного участка с 17.09.2012 является Рубцов О.В., и именно ему начисляется плата за вывоз ТКО с 01.01.2019. Разрешение на строительство индивидуального жилого дома с хозпостройками, которое было бы выдано Рубцову О.В., в материалах дела отсутствует, равно как и доказательства того, что на спорном земельном участке имеется жилое помещение, собственники, а также лица, постоянно или временно проживающие в таком помещении. Как указано выше, представленные обществом фотографии не могут быть признаны надлежащими доказательствами. Кроме того, даже если принять во внимание, что на земельном участке по адресу УР, Сарапульский район, д. Непряха, ул. Садовая, участок № 1л имеется строение в виде дома, то доказательства того, что он достроен, обладает статусом жилого дома, отсутствуют, поскольку для вода дома в эксплуатацию требуется проведение внутренних работ, прокладка коммуникаций и прочее. Заявитель же, приехав на осмотр 22.05.2020, увидел только часть внешних стен строения, из чего сделал вывод о том, что оно является жилым домом, причем, начиная с января 2019 года. Указанные предположения заявителя документальным образом никак не подтверждены. Собственник земельного участка Рубцов О.В. факт наличия жилых помещений на нем отрицает.

Доводы общества о том, что услуги по обращению с ТКО ООО «САХ» в указанный период оказывались вне зависимости от заключения собственниками земельных участков договоров, из материалов дела не следует. Вывоз региональным оператором ТКО с мест накопления ТКО, предусмотренных Территориальной схемой, не является основанием для начисления платы за обращение с ТКО.

Напротив, из пояснений Гинюка В.Ф. следует, что данные услуги в реальности заявителем в указанный период не оказывались, а потому отсутствуют основания для взимания соответствующей платы.

Также сам по себе факт начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению вопреки доводам заявителя не означает автоматически и факт образования твердых коммунальных отходов.

В части предписания, касающейся расчета платы в отношении Новоселовой С.Н., заявитель выводы Прокуратуры признал.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, правомерно возлагая на общество обязанность устранить допущенные нарушения требований закона.

Указанное свидетельствует о том, Прокуратура Сарапульского района правомерно вынесла оспариваемое представление от 09.04.2020 № 29ж-2020, которым обязало ООО «САХ» принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.

На основании изложенного суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

С учетом принятого решения и на основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» г. Ижевск о признании недействительным представления Прокуратуры Сарапульского района от 09.04.2020 № 29ж-2020 отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республикив полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                 М.С. Сидорова