ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-7890/2012 от 02.07.2012 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-7890/2012

«09»июля 2012г.

Резолютивная часть решения объявлена «02» июля 2012г.

Решение в полном объеме изготовлено «09» июля 2012г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем Пушкаревой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Удмуртского транспортного прокурора г.Ижевск к Открытому акционерному обществу «Порт Камбарка» с.Кама о привлечении к административной ответственности.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 помощник прокурора (удост.);

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 10.01.2012,

УСТАНОВИЛ:

Удмуртский транспортный прокурор (далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о привлечении Открытого акционерного общества «Порт Камбарка» (далее- ОАО «Порт Камбарка», Общество, ответчик) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Определением суда от 30.05.2012 лицам, участвующим в деле разъяснялась возможность перехода в судебное заседание первой инстанции и рассмотрения спора по существу в данном судебном заседании.

Суд завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон на основании пункта 4 статьи 137 АПК РФ открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что с целью соблюдения лицензионных требований приказом № 236 от 20.04.2012г. ответ­ственным руководителем, связанным с обеспечением безопасности судоходства приписного флота, находящегося на правах собственности ОАО "Порт Камбарка", назначен ФИО3, имеющий соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности ка­питана-механика более 5 лет, а также аттестованный на право занятия должности в установлен­ном порядке.

Удмуртский транспортный прокурор считает, что ответственным за обеспечение безо­пасности судоходства должен быть назначен непосредственно действующий капитан или по­мощник капитана. В то же время в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транс­портом, морским транспортом пассажиров (далее по тексту Положение), утвержденным Поста­новлением Правительства РФ от 06.03.2012г. № 193 не указано, что ответственным за обеспечение безопасности судоходства должен быть назначен действующий капитан или старший помощник капитана.В пп. "б" п. 4 Положения лишь указано, что ответственный за обеспечение безо­пасности судоходства должен иметь стаж работы не менее 5 лет, а в течение какого периода времени - не указано.

Следовательно, ОАО «Порт Камбарка», назначив ФИО3 ответственным за безопасную эксплуатацию судоходства, предприняло все необходимые меры для соблюдения лицензионных требований.

Из материалов дела следует, что 16.05.2012 должностными лицами Удмуртской транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения ОАО «Порт Камбарка», расположенного по адресу: <...> требований законодательства о безопасности судоходства.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Порт Камбарка» на основании лицензии серии ВВТ-2 от 23.05.2011 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, на паромной переправе по маршруту Камбарка-Тарасово-Камбарка, функционирующей на территории Удмуртской Республики, на паромах в составе теплохода «Смелый» с баржей «Паром-22» и теплохода «Волевой» с баржей «Паром-2». При осуществлении данного рода деятельности Обществом допущены нарушения лицензионных требований и условий, указанных в пункте п.п «б», «д» п.4, п.п «а» п.7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 №193, п.4 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 №349 а именно: ОАО «Порт Камбарка» осуществляло указанную деятельность в отсутствие лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, имеющего диплом, подтверждающий право занимать соответствующую должность командного состава судна.

По результатам проверки составлен рапорт от 17.05.2012.

Рассмотрев материалы проверки, 23.05.2012 Удмуртским транспортным прокурором Лачиным Д.В. вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО «Порт Камбарка» дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении передано в суд с заявлением о привлечении ОАО «Порт Камбарка» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие лицензионных требований и условий как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.

Порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров установлен в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 №193 (далее-Положение).

Согласно подпунктов «б», «д» пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, являются, в частности соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства и обязан назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов.

На основании подпункта «а» пункта 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части первой и пунктах 1, 3 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, копии диплома, подтверждающего право занимать соответствующую должность командного состава судна, и копии удостоверения о прохождении им аттестации в установленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.4 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349 дипломы, выданные лицам командного состава судов, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения дипломов. Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, с последующим прохождением квалификационных испытаний. По результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать 5 лет.

Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО «Порт Камбарка» имеет лицензию на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров серия ВВТ-2 №015808 от 23.05.2011.

На основании приказа №236 от 20.04.2012 ответственным руководителем, связанным с обеспечением безопасности судоходства приписного флота, находящегося на правах собственности ОАО «Порт Камбарка» назначен ФИО3

При этом, представитель ответчика в обоснование довода об обоснованности назначения ФИО3 ответственным руководителем, связанным с обеспечением безопасности судоходства ссылается на наличие у ФИО3 соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана-механика более 5 лет, а также аттестации на право занятия должности в установленном порядке, которые подтверждаются дипломом №545370 от 28.02.1976, дипломом судомеханика №3007 от 31.03.1971г., свидетельством о повышении квалификации, удостоверением №П-09/2012.

Согласно п.2 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349 членам экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации, выдаются в частности дипломы второго помощника капитана.

Как было установлено судом, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, соответствующий диплом с присвоением квалификации второго помощника капитана ФИО3 не выдавался. В материалах дела имеется диплом с присвоением ФИО3 квалификации техник-судоводитель.

Доказательств того, что ФИО3 занимает должность, относящуюся к лицам командного состава судна в материалы дела не представлено.

Как следует из трудовой книжки ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с 06.08.1973 по 27.07.1981г. работал в должности капитана-дублера II помощника механика теплохода «Пермянка»; капитаном-механиком теплохода «Сибиряк». В ходе судебного заседания представитель ОАО «Порт Камбарка» пояснила, что в настоящее время ФИО3 занимает должность диспетчера ОАО «Порт Камбарка». Доказательств того, что ФИО3 работал капитаном судна после 1981 г. в материалы дела также не представлено.

Кроме того, судом установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт отсутствия у ФИО3 повышения квалификации, а также прохождения квалификационных испытаний для подтверждения выданного 28.02.1976г. диплома №3007.

Следовательно, суд приходит к выводу, что в момент проведения проверки ОАО «Порт Камбарка» ответственным за безопасную эксплуатацию судом на внутренних водных путях назначено ненадлежащее (неуполномоченное) лицо.

Представленные в материалы дела свидетельство о повышении квалификации и удостоверение №П-09/2012 судом во внимание не принимаются, поскольку также не подтверждают соответствующую квалификацию ФИО3 в качестве лица командного состава судна, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица, в совершении административного правонарушения.

Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Факт осуществления ОАО «Порт Камбарка» предпринимательской деятельности в области перевозки пассажиров внутренним водным транспортом с нарушением условий, предусмотренных лицензией, подтверждается материалами дела, в том числе, рапортом от 17.05.2012, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 23.05.2012.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях ОАО «Порт Камбарка» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ответственность за допущенное ОАО «Порт Камбарка» нарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая, что административное правонарушение совершено ОАО «Порт Камбарка» впервые, отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, суд находит возможным наложить на общество штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в сумме 30000 руб.

При исследовании судом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, каких-либо процессуальных нарушений привлечения к административной ответственности, судом не установлено. Обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

О времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении ответчик уведомлен надлежащим образом.

Срок привлечения к административной ответственности установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на момент принятия решения судом не истек.

При изложенных обстоятельствах, заявленное требование о привлечении ОАО «Порт Камбарка» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

1. Привлечь Открытое акционерное общество «Порт Камбарка», расположенное по адресу: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 25.02.2000 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить Открытому акционерному обществу «Порт Камбарка», административное наказание в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.

2. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам: получатель УФК по Нижегородской области (Приволжская транспортная прокуратура), банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области, г. Нижний Новгород, БИК 042202001, ИНН <***>, КПП 525701001, расчетный счет <***>, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 22401000000; назначение платежа «Штраф по решению (приговору суда №_____ от ___________(Удмуртская транспортная прокуратура)».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение 10 дней со дня принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.С.Коковихина