426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело № А71- 798/2020 |
25 июня 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2020 года
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2020 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УДС-нефть» г. Ижевск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике г. Ижевск о признании незаконным решения от 17.10.2019,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 25.12.2019;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.01.2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «УДС нефть» (далее ООО «УДС нефть», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике (далее Межрайонная ИФНС России №8 по УР, инспекция, ответчик) от 17.10.2019 №2449999 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель инспекции по существу заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 17-21).
Из представленных по делу доказательств следует, что в адрес инспекции поступило поручение от Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 27.03.2020 №1006 об истребовании информации, документов о сделках вне рамок налоговой проверки у ООО «УДС нефть», касающихся ООО «Георесурс М».
Межрайонной ИФНС России № 8 по УР в адрес ООО «УДС нефть» направлено требование от 28.03.2019 №2873 о необходимости представления документов, по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М» (ИНН <***>):
1.1 Счета-фактуры: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11.2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001, по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М»;
1.2 Договор (контракт, соглашение), со всеми дополнениями, приложениями и спецификациями по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М», на основании которого выставлены счета-фактуры: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11.2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001;
1.3 Товарные накладные по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М», имеющие отношение к счетам-фактурам: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11 .2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001;
1.4 Сертификаты соответствия, паспорта качества на транспортируемый товар по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М», имеющие отношение к счетам-фактурам: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11.2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001;
1.5 Товарно-транспортная накладная по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М», имеющие отношение к счетам-фактурам: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11.2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001;
1.6 Акт приемки-сдачи работ (услуг) по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М», имеющие отношение к счетам-фактурам: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11.2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001;
1.7 Списки транспорта ООО «Георесурс М» (либо субподрядных организаций) и ООО «УДС нефть», участвовавшего в выполнении работ/услуг/поставке по договорам заключенным с ООО «Георесурс М», имеющие отношение к счетам-фактурам: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11 .2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001;
1.8 Списки работников ООО «Георесурс М» (либо субподрядных организаций) и ООО «УДС нефть», участвовавших в выполнении работ/услуг/поставке по договорам заключенным с ООО «Георесурс М», имеющие отношение к счетам-фактурам: от 31.10.2018 № Р1031001, от 30.11 .2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001;
1.9 Справки о стоимости выполненных работ/услуг и затрат по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М», имеющие отношение к счетам-фактурам: от 31 .10.2018 № Р1031001, от 30.11.2018 № Р1130001, от 31.12.2018 № Р1231001.
Пунктом 2 требования инспекция просила направить соответствующую информацию по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М».
Инспекция обязала общество представить документы и информацию в течение десяти рабочих дней со дня получения требования.
Требование о предоставлении документов (информации) от 28.03.2019 №2873 с прилагаемой к нему копией поручения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об истребовании документов (информации) от 27.03.2019 №1006 направлено по телекоммуникационным каналам связи 28.03.2019 (л.д.27), получены обществом 01.04.2019, что подтверждается квитанцией о приеме (л.д.28).
Письмом от 03.04.2019 №390 общество просило уточнить запрос, так как в требовании не указан конкретная сделка; проверяемое лицо в поручении указано ООО «УДС нефть», которое зарегистрировано в Удмуртской Республике, а не в Ханты-Мансийском автономном округе.
В связи с неправомерным несообщением сведений обществом, инспекцией составлен акт от 29.08.2019 №11-09/2449999-57 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (л.д.33-34) и принято решение от 17.10.2019 №2449999 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (л.д.10-12), согласно которому заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Указанное решение было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 06.12.2019 №06-07/25190@ жалоба ООО «УДС нефть» на решение Межрайонной ИФНС России № 8 по УР от 17.10.2019 №2449999 оставлена без удовлетворения (л.д.13-14).
Несогласие налогоплательщика с решением Межрайонной ИФНС России № 8 по УР послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обосновании заявленных требований общество указало на незаконность вынесенного налоговым органом решения о привлечении общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. При этом заявитель указал, что сделки, в отношении которых истребованы сведения, не являются первичными проверяемыми сделками. Связь сделок, в отношении которых истребованы сведения со сделками налогоплательщика, в отношении которого проводятся контрольные мероприятия вне рамок налоговых проверок, не названа и даже не обозначена. Ни ООО «Георесурс М», ни ООО «УДС нефть» не состоят на учете в МРИ ФНС по КН по Ханты-Мансийскому автономному округу. Следовательно, запрошенные МРИ ФНС по КН по Ханты-Мансийскому автономному округу сведения о сделках, по мнению заявителя, не имеют никакого отношения к деятельности данного налогового органа и проверяемого им лица. Налоговый орган не пытается доказать необходимость в запрашиваемых сведениях. Обязательность указания конкретной сделки предусмотрена как НК РФ, так и формой требования (приложение №17 к приказу ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@). Доводы ООО «УДС нефть» соответствуют и позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2020 №Ф09-9127/19 по делу №А76-15894/2020.
Ответчик по существу заявленных требований возражал, указав, что решение налогового органа законно и обоснованно. Направление требования мотивировано возникновением у налогового органа необходимости получения вне рамок налоговых проверок информации о конкретных сделках. Указанная в требовании от 28.03.2019 №2873 информация является достаточно определенной и позволяет установить, какие именно документы (информация) были необходимы налоговому органу. При этом, доказательств необоснованности направления инспекцией в адрес ООО «УДС нефть» требования о предоставлении документов заявителем не представлено.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Пунктом 3 ст.93.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Согласно п.4 ст.93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 настоящего Кодекса.
В силу абзаца 2 п.5 ст.93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса РФ (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).
В силу п.1 ст.129.1НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Из приведенных положений следует, что налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) у контрагентов налогоплательщиков и иных лиц вне рамок налоговой проверки. При этом, налоговые органы вправе истребовать только те документы (информацию), которые касаются конкретной сделки. Направленное требование налогового органа должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для выставления Межрайонной ИФНС России №8 по УР требования от 28.03.2019 №2873 послужило поступившее из Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поручение от 27.03.2019 №1006 об истребовании информации, документов о сделках вне рамок налоговой проверки у ООО «УДС нефть», касающихся ООО «Георесурс М».
В соответствии с указанным поручением в адрес ООО «УДС нефть» инспекцией выставлено требование о предоставлении документов (информации) от 28.03.2019 №2873.
Заявитель, ссылаясь на то, что в вышеуказанном требовании отсутствует указание на конкретную сделку, запрашиваемые документы и информацию не представил.
Суд, оценив требование о предоставлении документов (информации) от 28.03.2019 №2873, пришел к выводу о том, что оно соответствует положениям статьи 93.1 НК РФ, поскольку оно содержит необходимые сведения, позволяющие определить и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам, в требовании указано, что документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговой проверки в связи с контролем информации о сделках контрагента ООО «Георесурс М», то есть из данного требования ясно, что необходимо предоставить документы и информацию по определенной сделке. При этом в требовании содержатся конкретные реквизиты счетов-фактур (их даты, номера) по взаимоотношениям с ООО «Георесурс М», а также перечень документов, имеющих отношение к этой сделке: договоры (соглашения), товарно-транспортные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг), имеющие отношения к вышеуказанным счетам-фактурам.
При этом, ссылка в пункте 2 статьи 93.1 НК РФ на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статья 82 НК РФ).
В указанной ситуации налоговый орган не проводит мероприятия налогового контроля в отношении ООО «Георесурс М», либо заявителя. В данном случае, документы и информация запрашивались у заявителя по конкретной сделке, как у одной из сторон сделки, вне рамок проведения налогового контроля, что, в свою очередь, может являться предпроверочным анализом деятельности налогоплательщика для включения его в план проверок, а также быть связано с установлением следующего звена цепочки контрагента.
Таким образом, законные основания для выставления требования у налогового органа имелись, поскольку это полномочие прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ.
Получив требование инспекции, общество обязано было представить в налоговый орган запрашиваемые документы, а при их отсутствии полностью или частично, обязано представить в налоговый орган соответствующие пояснения.
При этом, налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошена, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование.
Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016, от 14.04.2017 № 310-КГ17-3551 по делу №А09-6454/2016.
Согласно абз.1 пункта 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В силу абзаца 2 пункта 6 статьи 93.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 6 статьи 93.1 НК РФ пункт 2 статьи 126 НК РФ применяется в случае непредставления документов (информации) по запросу налогового органа в рамках налоговой проверки на основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ. Если информация запрашивается вне рамок налоговой проверки на основании пункта 2 ст. 93.1 НК РФ, как в рассматриваемом случае, то непредставление такой информации влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Учитывая неисполнение обществом в нарушение требований статьи 93.1 НК РФ требования налогового органа о представлении документов (информации), суд приходит к выводу об обоснованности привлечения ООО «УДС нефть» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ.
Довод заявителя о том, что в требовании от 28.03.2019 №2873 не указана конкретная сделка, подлежит отклонению, как опровергнутый представленными в материалы дела доказательствами. При рассмотрении материалов налоговой проверки 17.10.2019 представитель заявителя подтвердил, что запрашиваемые налоговым органом документы имеются (протокол от 17.10.2019 –л.д.40-42).
Ссылка заявителя на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2020 №Ф09-9127/19 по делу №А76-15894/2020 судом отклоняется, поскольку оно принято по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
Доводы заявителя о направлении налоговым органом большого количества требований о предоставлении различных документов и информации, что отвлекает работников общества от выполнения основных обязанностей, судом отклоняются, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора и не свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения.
Доказательств нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым решением заявителем в материалы дела не представлено (ст.ст. 65, 200 АПК РФ).
Наличие смягчающих ответственность обстоятельств судом по материалам дела не установлено, заявителем при рассмотрении материалов налоговой проверки и в ходе судебного разбирательства подтверждено, что смягчающих обстоятельств нет.
В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике г.Ижевск от 17.10.2019 №2449999 надлежит отказать.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом принятого решения судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «УДС нефть» г.Ижевск о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике г.Ижевск от 17.10.2019 №2449999 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина