АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-8138/2016
30 августа 2016 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г.Зориной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» г.Ижевск об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики г.Ижевск от 21.04.2016 №И6-02-152, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (далее ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее инспекция, административный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении от 21.04.2016 №И6-02-152.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела документы, представленные ответчиком в суд 26.07.2016. Возражений по документам, представленным ответчиком, от заявителя в суд не поступило.
В соответствии со ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Ходатайство заявителя о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства, поступившее в суд 29.08.2016, не мотивировано и удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 227 АПК РФ.
Как следует из представленных доказательств, Прокуратурой города Сарапула по обращению гражданки ФИО1, проживающей по адресу: <...>, по факту нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами установлено, что ФИО1 является потребителем электрической энергии, предоставляемой заявителем.
В ходе проведения проверки установлено, что между потребителем и ресурсоснабжающей организацией путем совершения конклюдентных действий, заключен договор энергоснабжения.
В связи с образовавшейся задолженностью за потребленную электроэнергию 21.07.2015 ФИО1 и Удмуртским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключено соглашение о погашении задолженности, по условиям которого ФИО1 обязалась погасить задолженность в размере 40902, 56 руб. путем ежемесячного внесения платы в размере 3718,50 руб. Данным соглашением к договору энергоснабжения установлены сроки оплаты коммунальных услуг на период с июля 2015г. по май 2016г.
21.07.2015 обществом ФИО1 вручено предупреждение о задолженности за электроэнергию по состоянию на 30.11.2015 в размере 3718,50 руб. и извещение о приостановлении подачи электрической энергии с 21.12.2015.
Согласно акту б/н о полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии потребителям 21.12.2015 произведено отключение подачи электрической энергии по адресу: <...> в отсутствие потребителя ФИО1, что послужило основанием для обращения потребителя в прокуратуру.
09.03.2016 в адрес заявителя прокурором направлено уведомление о времени месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое получено обществом 18.03.2016.
15.03.2016 в адрес общества направлено представление об устранении нарушения прав граждан.
28.03.2016 прокурором при участии представителя общества, действующего на основании доверенности от 01.01.2016, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Материалы административного дела 31.03.2016 переданы для рассмотрения в инспекцию.
11.04.2016 инспекцией вынесено определение о подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, содержащее сведения о времени и месте рассмотрения административного дела. 15.04.2016 определение направлено заявителю по электронной почте и по факсу.
Обществом в инспекцию в ответ на определение от 11.04.2016 представлены пояснения по делу.
21.04.2016, установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.23 КоАП РФ, инспекцией в присутствии представителя заявителя, вынесено постановление №И6-02-152, на основании которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
На рассмотрении дела представителем ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» представлен акт от 15.04.2016, согласно которому подача электрической энергии потребителю была возобновлена.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование требования заявитель указал, что постановление не соответствует нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. Вручение потребителю предварительного уведомления (предупреждения) о задолженности и извещения о приостановлении коммунальной услуги 21.07.2015 не нарушило прав потребителя на обеспечение его коммунальной услугой и не могло привести к нарушению режима обеспечения коммунальной услугой. Административным органом неверно дана оценка действиям заявителя. Заявитель принял все зависящие от него меры для предотвращения нарушения режима обеспечения коммунальной услугой. Состав правонарушения в действиях общества отсутствует.
Ответчик в отзыве на заявление указал, что обществом допущено нарушение процедуры соблюдения установленного порядка приостановления или ограничения подачи коммунальной услуги (электрической энергии) потребителю, что привело к нарушению прав потребителя по получение коммунальной услуги. Предупреждение (уведомление) о задолженности и предупреждение (уведомление) о приостановлении подачи электрической энергии были вручены потребителю 21.07.2015 в отсутствие просроченной задолженности у потребителя, поскольку было подписано соглашение о погашении задолженности и установлен график платежей. Довод общества, что им соблюдены условия правил предоставления коммунальных услуг, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из ч.2 ст.546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон №2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Частью 1 ст. 13 Закона №2300-1 установлено, что за нарушение прав потребителей исполнитель, продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами представления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011№354 (далее Правила №354).
Согласно п.2 Правил №354 понятие «коммунальные услуги» определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «исполнителем» признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под «ресурсоснабжающей организацией» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с п. 3 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.
В соответствии с подп. «а» п. 31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Одним из видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, является электроснабжение, то есть, снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подп. «г» п. 4 Правил №354).
В силу подп. «а» п. 117 Правил №354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
В соответствии с п. 118 Правил №354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Согласно п. 119 Правил №354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Исходя из вышеуказанных норм следует, что полное приостановление электроэнергии в случае неполной оплаты за такую услугу возможно лишь по истечении 30 дней с момента письменного уведомления потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку либо заказным письмом с уведомлением (с описью вложения в конверт), с предварительным уведомлением (не менее чем за 3 суток) о полном приостановлении предоставления коммунальной услуги.
Административным органом установлено, что обществом допущено нарушение процедуры установленного Правилами №354 порядка приостановления или ограничения подачи коммунальной услуги (электрической энергии) потребителю квартиры №3 дома №54 по ул. Амурская г. Сарапула, что привело к нарушению прав на получение коммунальной услуги потребителем. Заявителем произведено отключение подачи электрической энергии без предварительного уведомления потребителя коммунальной услуги.
В ответ на представление прокурора обществом дан ответ (л.д. 48), согласно которому представление обсуждено на оперативном совещании, филиалом общества учтены требования, изложенные в представлении, подача электрической энергии потребителю возобновлена. С работниками Сарапульского отделения проведена беседа, в ходе которой еще раз разъяснены положения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в части установленного порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии. Ведущему инженеру указано на необходимость усиления контроля за надлежащим уведомлением потребителей о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии.
Таким образом, обществом нарушен режим обеспечения населения коммунальными услугами. Наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в действиях заявителя доказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос вины общества в совершенном правонарушении исследован административным органом при вынесении оспариваемого постановления. Заявитель имел возможность выполнить требования законодательства, но не принял всех возможных мер для недопущения правонарушения. Доказательств принятия обществом исчерпывающих мер для соблюдения порядка ограничения коммунальной услуги в материалах дела не имеется. Предупреждение (уведомление) о задолженности и предупреждение (уведомление) о приостановлении подачи электрической энергии были вручены потребителю 21.07.2015 в отсутствие просроченной задолженности у потребителя, что не свидетельствует об отсутствии вины общества.
Таким образом, в действиях (бездействии) ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» содержится состав вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18.1. постановления).
Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд пришел к выводу о том, что характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.
Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств при рассмотрении дела судом не установлено, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Доводы ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» противоречат фактическим обстоятельствам дела, не соответствуют законодательству и судом отклоняются.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ
1. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 21.04.2016 №И6-02-152, вынесенного в отношении Открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.Г. Зорина