ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-8144/19 от 24.07.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

г. Ижевск

Дело № А71- 8144/2019  

24 июля 2019 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Фармация» об отмене постановления Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Фармация» (ГУП УР «Фармация», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - административный орган, ответчик) от 30.04.2019 № 2/10/03-03.

Административный орган требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, представленные ответчиком 10.06.2019, а также возражения заявителя, поступившие в суд 27.06.2019.

В соответствии со статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

15.07.2019 подписана и 16.07.2019 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.

16.07.2019 от заявителя поступило в электронном виде заявление о составлении мотивированного решения.

В возражениях на отзыв ГУП УР «Фармация» заявлено ходатайство о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства, при этом заявителем не указано какие дополнительные обстоятельства необходимо выяснить, какие дополнительные доказательства необходимо исследовать. Оснований для удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства, предусмотренных ст. 227 АПК РФ, судом не установлено, в связи с чем в удовлетворении ходатайства следует отказать.

Из представленных по делу доказательств, следует, что прокуратурой Устиновского района города Ижевска проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) при поставке препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), в Бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница №6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР»).

Проверкой установлено, что между БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» и ГУП УР «Фармация» заключен договор поставки от 07.12.2018 № ЭМ 1-195, предметом которого является поставка лекарственных препаратов Фентанил 50 мкг/мл 2 мл №5.

Установив, что согласованная цена единицы поставляемой продукции в соответствии с договором от 07.12.2018 № ЭМ 1-195, составившая 189,67 руб., не соответствует требованиям законодательства, нарушает установленный порядок ценообразования, а также усмотрев в действиях ГУП УР «Фармация» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прокурором Устиновского района г.Ижевска с участием представителя заявителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2019.

26.03.2019 прокурором постановление с материалами проверки направлены для рассмотрения в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.

02.04.2019 министерством вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №2/10/03-03/АД, которое вручено ГУП УР «Фармация» 05.04.2019, о чем имеется соответствующая отметка.

10.04.2019 министерством вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которое вручено ГУП УР «Фармация» 23.04.2019, о чем имеется соответствующая отметка.

30.04.2019 рассмотрев постановление прокурора Устиновского района г.Ижевска о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы проверки, установив факт завышения ГУП УР «Фармация» регулируемых государством цен, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 2/10/03-03.

Несогласие ГУП УР «Фармация» с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указал, что в постановлении неверно сделан вывод о наличии в действиях ГУП УР «Фармация» объективной стороны административного правонарушения, поскольку предприятие лишь согласилось с предлагаемым БУЗ УР «ГКБ № 6 МЗ УР» условиями, не совершив действий по завышению регулируемых государством цен на лекарственные препараты. Аптека № 3, из которой осуществлялся отпуск лекарственного средства, является субъектом розничной торговли и не имеет лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, при перемещении лекарства из склада в аптеку автоматически формируется оптовая надбавка, а при отпуске препарата из аптеки в БУЗ УР «ГКБ № 6 МЗ УР» - розничная, следовательно, договорная цена была сформирована правильным образом.

Возражая против заявления, ответчик указал, что доводы заявителя являются необоснованными. Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участники закупки вправе заключить дополнительное соглашение по изменению контракта от уменьшении цены без изменения иных условий его исполнения. Также административный орган считает, что ГУП УР «Фармация» пропущен срок для обжалования постановления.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Согласно статье 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1Федерального закона от 12.04.2010 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относится государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения согласно статье 60 Закона об обращении лекарственных средств осуществляется, в том числе посредством:

1) утверждения Правительством Российской Федерации перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который сформирован в установленном им порядке на основе комплексной оценки лекарственных препаратов, включая анализ сведений о сравнительной клинической эффективности и безопасности лекарственного средства, оценку экономических последствий применения лекарственного средства и изучение дополнительных последствий применения лекарственного средства;

2) утверждения методики расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен;

3) государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

4) ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

5) утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

6) установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

9) осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

10) применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (действовавшее в период спорных правоотношений) препарат «Фентанил» относится к ЖНВЛП.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 09.11.2012 №14/8 «О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты» установлены предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, согласно приложению.

В отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, включенных в утвержденный Правительском Российской Федерации перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, подлежащих контролю в Российской Федерации, в Удмуртской Республике установлен предельный размер оптовой надбавки – 55%, предельный размер розничной надбавки – 60%.

Поскольку поставка осуществляется в медицинскую организацию для осуществления медицинской, в том числе лечебной деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а также с учетом требований, предусмотренных статьями 53, 54 Закона об обращении лекарственных средств, реализация лекарственных средств медицинским организациям может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В пунктах 7, 8 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №865 предусмотрено, что формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации. Организации оптовой торговли, имеющие структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные препараты с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, размер которых не должен превышать предельный размер оптовой и предельный размер розничной надбавок соответственно, установленные в субъекте Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли.

Применительно к отношениям, возникшим между БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» и ГУП УР «Фармация» по договору поставки от 07.12.2018 №ЭМ 1-195, формирование отпускной цены на Фентанил 50 мкг/мл 2 мл № 5 должно было осуществляться в следующем порядке: 80,20 руб. (предельная отпускная цена производителя)*55% (предельный размер оптовой надбавки) = 124,31 руб.

Согласованная цена единицы поставляемой продукции в соответствии с договором от 07.12.2018 №ЭМ 1-195 составившая 189,67руб. не соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, в действиях ГУП УР «Фармация» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Вина заявителя установлена административным органом. Материалы дела не содержат сведений о принятии заявителем всех зависящих от него мер к соблюдению установленного законодательством порядка ценообразования. Доказательства объективной невозможности исполнения требований законодательства в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ГУП УР «Фармация» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к ответственности судом не установлено.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», материалами дела не подтверждается.

Наказание в виде штрафа в размере 10586 руб. назначено в пределах санкции вмененной статьи исходя из характера правонарушения, отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.

Учитывая изложенное, постановление от 30.04.2019 №2/10/03-03 признается судом законным и отмене не подлежит.

Довод заявителя о правильном формировании договорной цены с применением оптовой и розничной надбавок судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права, противоречащий судебным актам, принятым по делу №А71-19236/2018.

Довод заявителя о том, что ГУП УР «Фармация» лишь согласилось с предлагаемыми   БУЗ «ГКБ №6 МЗ УР» условиями отклоняется. В соответствии с пунктом 22 Регламента осуществления малых закупок с использованием подсистемы «Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики» государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики» победителем малой закупки признается участник закупки, подавший заявку на участие в малой закупке, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наименьшая цена контракта. При предложении наименьшей цены несколькими участниками закупки победителем признается участник, заявка на участие в малой закупке которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена. Следовательно, участник закупки, подающий заявку на участие в ней, самостоятельно указывает цену контракта и при формировании стоимости каждой конкретной единицы продукции обязан руководствоваться нормами действующего законодательства.

Довод ответчика о пропуске срока на обжалование судом отклоняется, поскольку при расчете срока административным органом не учтены положения части 3 статьи 113 АПК РФ.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ и статье 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Фармация» о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства отказать.

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Министерства здравоохранения Удмуртской Республики о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.04.2019 №2/10/03-03, вынесенного в отношении государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Фармация» г.Ижевск, отказать.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                       Н.Г. Зорина