426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 20 сентября 2022 года | Дело № А71- 8531/2022 |
резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2022 г.
решение в полном объеме изготовлено 20 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домашний интерьер» г.Москва об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г.Ижевск,
при участии в судебном заседании представителя заявителя по доверенности от 28.08.2018 ФИО1 (онлайн), представителей ответчика - ФИО2 по доверенности от 11.01.2022, ФИО3 по доверенности от 11.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Домашний интерьер» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 22.04.2022 по делу № 018/05/5-238/2022.
Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее Удмуртское УФАС России) 01.02.2022 поступило заявление гражданки ФИО4 о распространении магазином «Hoff», расположенным по адресу: <...>, информации о предоставлении рассрочки на условиях «Рассрочка 0-0-12», что может содержать признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе).
Согласно заявлению, условия предоставления магазином рассрочки 0-0-12 не соответствуют действительности, так как фактически клиент магазина получает кредитный продукт. К заявлению приложено фотографическое изображение рекламного баннера, содержащего информацию о предоставлении рассрочки на условиях «Рассрочка 0-0-12».
В ходе рассмотрения заявления установлено, что под наименованием магазина «Hoff» деятельность осуществляет ООО «Домашний интерьер» (ИНН <***> ОГРН <***>).
В адрес ООО «Домашний интерьер» был направлен запрос информации, необходимой для рассмотрения заявления.
ООО «Домашний интерьер» предоставило письменное пояснение, согласно которому «Рассрочка 0-0-12» - наименование рекламной акции, проводимой на основании приказа № Пр-2021-0139/3/21 от 29.12.2021 в обособленных подразделениях общества, в том числе в магазине «Hoff», расположенном по адресу: <...>. Сроки проведения рекламной акции: с 01.01.2022 по 28.02.2022. По условиям рекламной акции «Рассрочка 0-0-12» ООО «Домашний интерьер» предоставляет клиентам, приобретающим товар в кредит по данной акции, скидку на товар в размере 7% от первоначальной стоимости товара, то есть в размере, обеспечивающем отсутствие переплаты за товар. При этом под переплатой понимается разница между стандартной розничной ценой товара и общей суммой денежных средств, подлежащих уплате по кредиту за приобретаемый товар, при условии надлежащего исполнения обязательств по возврату кредита. Согласно пояснениям, ООО «Домашний интерьер» не осуществляло и не осуществляет продажу товара в рассрочку по смыслу статьи 489 ГК РФ, в том числе не предоставляло и не предоставляет клиентам займы. Предоставление кредита клиентам осуществлялось ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Определением от 30.03.2022 в отношении ООО «Домашний интерьер» возбуждено дело № 018/05/5-238/2022 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
По результатам рассмотрения дела Удмуртским УФАС России принято оспариваемое решение, которым реклама, размещенная на рекламных баннерах магазина «Hoff», расположенного по адресу: <...>, следующего содержания: «Рассрочка 0-0-12», признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, ООО «Домашний интерьер» признано рекламодателем, нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Несогласие заявителя с указанным решением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в оспариваемом решении Удмуртским УФАС России дана некорректная правовая квалификация информации, размещаемой заявителем на баннере в торговом зале Магазина Хофф Ижевск. Информация, размещенная на спорном баннере, находящемся непосредственно внутри магазина, была направлена на целевую аудиторию ООО «Домашний Интерьер», спорный баннер был доступен только потенциальным покупателям ООО «Домашний Интерьер», которые зашли в торговый зал Магазина Хофф Ижевск, после чего им стал доступен для обзора и восприятия спорный баннер. Информация, размещенная на спорном баннере, является формой доведения сведений о проводимой ООО «Домашний Интерьер» рекламной акции, а не рекламой, указанная информация соответствует требованиям ст. 5 Закона о рекламе. Доводы Удмуртского УФАС России, изложенные в абз. 6 стр. 5, абз. 1 стр. 6 оспариваемого решения, не основаны на фактических обстоятельствах дела, а также не соответствуют действующим нормам законодательства в сфере рекламы. На спорном баннере во избежание введения потенциальных покупателей в заблуждение относительно как самой рекламной акции, так и ее условий, прямо указано, что «Рассрочка 0-0-12» - наименование рекламной акции, проводимой заявителем, а приобретение товаров в кредит, оформляемый банком, является одним из ее условий. Размещенная на спорном баннере информация была направлена на формирование и поддержание интереса к рекламной акции, проводимой заявителем, а не к кредиту, предоставляемому банком и являющемуся условием рекламной акции, в связи с чем в целях максимального информирования потребителей, а также доведения до сведения последних фактических сведений данная информация была отражена на спорном баннере. Использование слова «рассрочка» в наименовании рекламной акции является широко применяемой практикой в сфере ритейла.
Ответчик в отзыве указал, что спорная информация, распространенная посредством рекламного баннера, расположенного на территории магазина, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к ним, продвижению на рынке, то есть является рекламой. Поскольку по условиям спорной рекламной акции фактически предоставляется финансовая услуга (банковский кредит) и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар, то указанная в рекламе информация о рассрочке содержит не соответствующие действительности сведения о данной услуге, в частности о стоимости или цене товара, порядке его оплаты. Тот факт, что часть информации, указанной на рекламном баннере, выполнена более мелким шрифтом, свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражая выгодные для рекламодателя условия более крупным шрифтом. Данные обстоятельства приводят к искажению смысла информации, вводят потребителей рекламы в заблуждение, свидетельствуют о недостоверности рекламы.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
На основании пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований частей 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что на территории магазина «Hoff», расположенного по адресу: <...>, осуществлялось распространение баннеров с информацией следующего содержания: крупным шрифтом указано «Рассрочка 0-0-12. 0% первоначальный взнос/0% переплата/12 месяцев». В нижней части рекламного баннера размещены сведения, выполненные гораздо более мелким размером шрифта: «Рассрочка 0-0-12» - рекламная акция, в рамках которой организатором акции предоставляются скидки на товары при условии, что товары приобретаются в кредит, оформляемый ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Переплаты за товар не возникает при условии, что кредит предоставляется только на товары, дополнительные услуги банка не приобретаются. Под переплатой понимается разница меду стандартной розничной ценой товара и общей суммой денежных средств, подлежащих уплате по кредиту за приобретаемый товар, при условии надлежащего исполнения обязательств по возврату кредита. Срок действия акции «Рассрочка 0-0-12» с 01.01.2022 по 31.01.2022. Кредитный продукт «0-0-12» предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», лицензии Банка России от 15.03.2012 №316, товарный знак Банк Хоум Кредит, ОГРН <***>. Сумма кредита от 2000 до 500 000 руб.; срок кредита - 12 месяцев; первоначальный взнос в кассу магазина строго - 0% от стоимости товара; процентная ставка по кредиту 15,18% годовых. Полная стоимость кредита 15.19%. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин. Подробности уточняйте у продавцов-консультантов и на сайте www.hof£ru. Организатор акции ООО «Домашний интерьер», 123290, <...>, пом. II, этаж 2, ком. 54, ОГРН <***>».
Вышеуказанная информация, распространенная посредством баннеров, расположенных на территории магазина, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (приобретение товаров в рассрочку), формирование и поддержание интереса к ним, продвижению их на рынке, следовательно, является рекламой.
Согласно правилам проведения маркетинговой акции «Рассрочка 0-0-12» между обществом и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» установлена следующая схема взаимодействия: ООО «Домашний интерьер» предоставляет клиентам, приобретающим товар в кредит по данной акции, скидку на товар в размере 7% от первоначальной стоимости товара, т.е. в размере, обеспечивающем отсутствие переплаты за товар. Банк рассчитывает годовую ставку по кредиту так, чтобы итоговая сума всех ежемесячных платежей (включая первый взнос, в случае если клиент вносил его в кассу магазина) равнялась полной стоимости товара без скидки. Проценты начисляются на сумму предоставленного кредита, которая равна стоимости товара уже со скидкой и за вычетом первого взноса. Сумма процентов, начисленных банком за период пользования кредитом, равна суме скидки торговой организации. Таким образом, переплата за пользование кредитом составляет 0%.
Пояснениями ООО «Домашний интерьер» подтверждается, что заявитель самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, а заключил договор о предоставлении кредитов частным лицам - своим клиентам с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении товара в магазине с коммерческим обозначением «Hoff»а, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком банков-партнеров.
Таким образом, фактически у потребителей возникают кредитные обязательства перед третьим лицом - кредитной организацией.
Между тем, сведения «Рассрочка 0-0-12» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара.
Однако, поскольку фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар, указанная в рекламе информация «Рассрочка 0-0-12», не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке товара, то есть, содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги, в частности о стоимости или цене товара, порядке его оплаты.
При условии, что фактически при покупке товара у общества в магазине с коммерческим наименованием «Hoff» потребителям предоставляется кредит третьим лицом (банком) для оплаты купленного товара, в рекламе должны быть указаны сведения о фактически предоставляемой услуге (кредит).
Указание в рекламе дополнительных сведений об оформлении потребительского кредита не свидетельствует, что информация о рассрочке соответствует природе заключаемого договора с кредитной организацией при покупке товаров в магазине с коммерческим обозначением «Hoff» и не содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике предоставляемой услуги.
Кроме того, указание в рекламе противоречивых сведений о рассрочке (которая может восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара, без заключения кредитного договора) и в то же время указание мелким шрифтом об условиях предоставления кредита могут ввести потребителей в заблуждение относительно условий приобретения товара.
Согласно информации, указанной в рекламе, процентная ставка по кредиту составляет 15,18% годовых, полная стоимость кредита - 15,19%. Вместе с тем, согласно информационного письма ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», представленного ООО «Домашний Интерьер» годовая процентная ставка варьируется в зависимости от размера первоначального взноса и срока кредита и составляет 13,35%, 14,8%, 16,61%, 18,92%, полная стоимость кредита - 13,357% годовых.
Согласно пояснениям ООО «Домашний Интерьер» на рекламном баннере содержится опечатка относительно процентной ставки по кредиту и полной стоимости кредита, указанная на баннере информация не верна. Следовательно, информация о процентной ставке по кредиту и полной стоимости кредита, размещенная на рекламных баннерах магазина «Hoff», является недостоверной.
Таким образом, реклама, распространенная в магазине «Hoff», расположенном по адресу: <...>, следующего содержания: «Рассрочка 0-0-12», нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Рекламные баннеры размещались на территории магазина «Hoff», расположенном по адресу: <...>, деятельность которого осуществляет ООО «Домашний интерьер», распространение информации осуществлялось в интересах общества и направлено на продвижение товаров, реализуемых магазином. Следовательно, ООО «Домашний интерьер является рекламодателем рекламы, размещенной на рекламных баннерах, расположенных на территории магазина «Hoff» по адресу: <...>.
Учитывая изложенное, суд считает правомерными, соответствующими Закону о рекламе содержащиеся в оспариваемом решении выводы о том, что реклама, размещенная на рекламных баннерах магазина «Hoff», расположенного по адресу: <...>, следующего содержания: «Рассрочка 0-0-12», является ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе», а ООО «Домашний интерьер» является рекламодателем, нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку судом не установлено факта несоответствия закону или иному нормативному правовому акту оспариваемых заявителем решения и предписания, то совокупность оснований, предусмотренная статьей 201 АПК РФ для признания незаконными решения и предписания, отсутствует.
В силу ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Доводы заявителя судом отклоняются.
Отклоняются судом доводы заявителя о том, что спорная информация не является рекламой, поскольку была размещена внутри магазина, была доступна только потенциальным покупателям ООО «Домашний Интерьер», которые зашли в торговый зал Магазина Хофф Ижевск.
Спорная информация соответствует признакам рекламной информации, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно является информаций, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
Размещение информации внутри магазина, а не снаружи, не имеет значения для квалификации информации как адресованной неопределенному кругу лиц. В противном случае, относительно информации, размещенной снаружи магазина, можно сделать вывод, что она адресована определенному кругу лиц – лицам, которые проходят (проезжают) мимо магазина.
Довод заявителя о том, что информация, размещенная на спорном баннере, является формой доведения сведений о проводимой рекламной акции, сам по себе свидетельствует о том, что спорная информация является рекламой, поскольку информация о рекламной акции и есть реклама.
Подлежат отклонению и доводы заявителя о том, что спорная информация соответствует требованиям ст. 5 Закона о рекламе.
Поскольку фактически по условиям рекламной акции покупателям предоставляется финансовая услуга (банковский кредит) и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар, указанная в рекламе информация «Рассрочка 0-0-12», не соответствует предоставляемой потребителям услуге при покупке товара, то есть содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги, в частности о стоимости или цене товара, порядке его оплаты. Поскольку при покупке товара у общества в магазине с коммерческим наименованием «Hoff» потребителям предоставляется кредит третьим лицом (банком) для оплаты купленного товара, в рекламе должны быть указаны сведения о фактически предоставляемой услуге - кредите.
Доводы заявителя о том, что использование слова «рассрочка» в наименовании рекламной акции является широко применяемой практикой в сфере ритейла, не свидетельствуют о соответствии спорной информации ст.5 Закона о рекламе, не опровергают выводов антимонопольного органа.
На основании ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Домашний интерьер» о признании незаконным, несоответствующим Федеральному закону «О рекламе» решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 22.04.2022 по делу № 018/05/5-238/2022.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.А. Бушуева