ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-8681/19 от 09.07.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело № А71- 8681/2019  

16 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2019 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Калинина Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корневой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, г. Ижевск к обществу с ограниченной ответственностью «Аудит-Сервис», г. Ижевск о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности 07.06.2019,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 08.07.2019,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики (далее Управление по надзору УР, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Аудит-Сервис» (далее ООО «Аудит-Сервис», общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В обоснование своих требований административный орган указал, что по результатам проведения административного расследования установлено, что ООО «Аудит-сервис» обеспечило строительство объекта капитального строительства «Здание дошкольной образовательной организации с группами для детей до трех лет с пищеблоком и прачечной по адресу: <...>», расположенного по адресу: <...> в период с 01.08.2018 по 13.08.2018 в отсутствие разрешения на строительство. Административный орган возражает против признания нарушения малозначительным, а также назначения наказания в виде предупреждения, просит назначить штраф.

Ответчик, фактически не оспаривая факт совершения правонарушения, указал, что строительство без разрешения осуществлялось две недели, общество является микропредприятием и находится в тяжелом материальном положении, правонарушение совершено впервые, отсутствует угроза жизни и здоровью людей, в связи с чем, просил признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, либо применить ст.4.1.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.

На основании ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), положения которой разъяснены сторонам в определении суда от 29.05.2019, суд при отсутствии возражений сторон завершил 09.07.2019 предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Из представленных по делу доказательств следует, что 18.02.2019 в Управление по надзору УР из Прокуратуры Удмуртской Республики поступило письмо (вх. № 3011) о нарушении требований законодательства  при строительстве объекта капитального строительства «Здание дошкольной образовательной организации с группами для детей до трех лет с пищеблоком и прачечной, по адресу: <...>», расположенного по адресу: <...>.

01.03.2019 должностным лицом административного органа возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

В ходе проверки Администрацией муниципального образования «Завьяловское» по запросу Управления по надзору УР представлена копия разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с разрешением на строительство RU № 18508304-08-2018 от 14.08.2018, выданного Администрацией муниципального образования «Завьяловское», строительство объекта осуществлялось на земельном участке по адресу: <...> с кадастровым номером 18:08:078010:98, по проектной документации арх.№83/07-2018, подготовленной ООО «УралСройПроект» в 2018 г. Застройщиком объекта являлось ООО «Аудит-сервис».

При визуальном осмотре объекта 25.03.2019 административным органом установлено, что на земельном участке по адресу: <...> осуществлены работы по возведению здания для размещения дошкольного учреждения – выполнены фундаменты, возведен каркас здания.

05.04.2019 из Администрации муниципального образования  «Завьяловское» в Управление по надзору УР поступило письмо от 29.03.2019 №388 с приложением, в том числе  исполнительной документации:

-        акта освидетельствования скрытых работ №1.1 от 05.08.2018, в котором дата начала работ по разработке котлована для устройства фундаментной плиты отражена 01.08.2018;

-        акт освидетельствования скрытых работ №1.2 от 12.08.2018, в котором дата начала работ по устройству грунтовой подушки из непучинистого грунта (песка) под фундаментную плиту в осях 1-6/а-е на отм -2,000 с послойным уплотнением слоями по 200 мм. с kупл.=0,92 отражена 05.08.2018;

Указанные факты расценены административным органом как нарушение ответчиком требований ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которое выразилось в том, что строительство вышеназванного объекта в период с 01.08.2018 по 13.08.2018 осуществлялось при отсутствии разрешения на строительство.

По факту выявленного нарушения 23.04.2019 в отношении ООО «Аудит-Сервис» должностным лицом Управления по надзору УР составлен протокол об административном правонарушении №02/01-07/23, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности направлены заявителем в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст.23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на  юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.06.2015 по делу № 309-КГ15-209, системное толкование положений Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность получить разрешение на строительство возлагается на застройщика.

В п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Материалами дела подтверждается, что обществом осуществлялось строительство объекта капитального строительства: «Здание дошкольной образовательной организации с группами для детей до трех лет с пищеблоком и прачечной, по адресу: <...>», расположенного по адресу: <...>. Разрешение на строительство RU №18508304-08-2018 выдано Администрацией муниципального образования «Завьяловское» 14.08.2018. Работы по строительству объекта были начаты обществом 01.08.2018.

Выполнение обществом работ по строительству объекта период с 01.08.2018 по 13.08.2018 без разрешения на строительство свидетельствует о доказанности события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Факт правонарушения подтверждается определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.03.2019 № 02/1-09/10, протоколом об административном правонарушении от 23.04.2019 № 02/01-07/23, письмом Прокуратуры Удмуртской Республики от 15.02.2019, разрешением на строительство от 14.08.2018, актами освидетельствования скрытых работ.

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Аудит-Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, подтверждена материалами дела. Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ответчиком обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено. Доказательств, принятия всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства ответчиком не представлено. Ответчиком не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований градостроительного законодательства. Вина ООО «Аудит-Сервис» выразилась в том, что у общества имелась возможность соблюдения ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, в действиях (бездействии) ООО «Аудит-Сервис» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 23.04.2019 составлен в присутствии законного представителя общества, которому была предоставлена возможность воспользоваться процессуальными правами в полном объеме.

Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела и принятия решения судом не истек.

При изложенных обстоятельствах, заявленное требование о привлечении ООО «Аудит-Сервис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Характер совершенного правонарушения, сфера деятельности, в которой допущено правонарушение и степень его опасности, не позволяет суду применить в данном случае положения ст. 2.9 КоАП РФ. Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

При назначении ответчику административного наказания судом учтено следующее.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в частности, предупреждение. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ответчиком в материалы настоящего дела не представлены.

Исходя из представленных в материалы настоящего дела документов, учитывая, что ответчик является микропредприятием, что подтверждается Выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, совершение правонарушения впервые, при отсутствие вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.

По мнению суда, данная меря административного наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

В перечень установленных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ исключений, при которых не допускается замена административного штрафа на предупреждение, ст. 9.5 КоАП РФ не включена, в связи с чем, суд отклоняет довод заявителя о невозможности замены штрафа на предупреждение по указанной норме права.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Сервис», зарегистрированное по адресу: <...>, ИНН <***>, дата и место государственной регистрации  30.12.2015, г. Ижевск, к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме)  через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                 Е.В. Калинин