17
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г. Ижевск, ул. Свободы, 139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-8731/2006
А18
«09» января 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена «28» декабря 2006г.
Решение в полном объеме изготовлено «09» января 2007г.
Арбитражный суд Удмурткой Республики в составе судьи Г.П.Буториной
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, г. Ижевск
к Управлению Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации по Удмуртской Республике, г. Ижевск
при участии 3-их лиц:
1. Министерства экономики Удмуртской Республики, г. Ижевск,
2. Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Фармация», г. Ижевск,
3. Закрытое акционерное общество «Медикофармацевтическая компания «Практика», г. Ижевск
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Удмуртской Республике по делу № 36-З/06-06 от 18.10.2006г.
В судебном заседании присутствовали представители
заявителя: Варламов А.В. начальник одела дов. от 14.07.06г.;
ответчика: Кулаков К.А. госналогинспектор дов. от 9.10.2006г.;
3-их лиц: 1. Митрошин П.В. – начальник управления дов. № 5 от 07.12.2006г.;
2. Бажайкин А.Л. – представитель дов. от 18.10.206г.;
3. Молчанов М.В. - представитель дов. от 10.10.206г.;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, г. Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Удмуртской Республики (далее – УФАС по УР) по делу № 36-З/06-06 от 18.10.206г. о признании Министерства здравоохранения Удмуртской Республики и Министерства экономики Удмуртской Республики нарушившими ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.205г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для государственных и муниципальных нужд» и предписания Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Удмуртской Республики по делу № 36-З/06-06 от 18.10.206г. согласно которого Министерству здравоохранения Удмуртской Республики и Министерству экономики Удмуртской Республики устранить в срок до 01.11.2006г. нарушение ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.205г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для государственных и муниципальных нужд» путем отмены проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, а также Министерству здравоохранения Удмуртской Республики и Министерству экономики Удмуртской Республики устранить в срок до 07.11.2006г. проинформировать Комиссию Удмуртского Управления Федеральной Антимонопольной политики Удмуртской Республики об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о размещении заказов.
В судебном заседании в порядке ст. 130 АПК РФ представителем Министерства экономики по Удмуртской Республики заявлено ходатайство об объединении дел № А71-8731/2006 по заявлению Министерства здравоохранения УдмурткойРеспублики к Управлению Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации по Удмуртской Республике, г. Ижевск, с участием третьих лиц Министерства экономики Удмуртской Республики, г. Ижевск, Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Фармация», г. Ижевск, Закрытое акционерное общество «Медикофармацевтическая компания «Практика», г. Ижевск о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Удмуртской Республике по делу № 36-З/06-06 от 18.10.2006г. и дела № А71-9345/2006 по заявлению Министерства экономики Удмуртской Республики к Управлению Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации по Удмуртской Республике, г. Ижевск, с участием третьих лиц Министерства экономики Удмуртской Республики, г. Ижевск, Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Фармация», г. Ижевск, Закрытое акционерное общество «Медикофармацевтическая компания «Практика», г. Ижевск о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Удмуртской Республике по делу № 36-З/06-06 от 18.10.2006г.
Ходатайство с учетом мнения сторон, согласно ст. 130 АПК РФ судом удовлетворено и вынесено определение об объединении двух дел № А71-8731/2006 и № А71-9345/2006, в одно дело № А71-8731/2006.
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2006г.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики и Министерство экономики Удмуртской Республики в обоснование заявленных требований указали, что УФАС по УР при принятии жалобы ЗАО МФК «Практика» ошибочно сделало вывод о том, что жалоба содержит требования, предъявленные Федеральным Законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Жалоба требований не содержит, а лишь носит отсылочный характер к статье 1 вышеназванного закона. УФАС по УР в нарушение ст.ст. 57, 58 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов…» рассмотрело указанную жалобу, поскольку она не соответствует требованиям законодательства, а именно жалоба не содержит описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель – ЗАО обращается, а также перечень прилагаемых документов. УФАС по УР при принятии жалобы ЗАО МФК «Практика» проигнорировало указанные требования и приняло жалобу, не соответствующую по критериям, установленным Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Кроме того, УФАС по УР самостоятельно сформулировало два требования заявителя ЗАО, это заявленное требование на действия организатора конкурса… и на соответствие требованиям…., хотя в требовании заявителя в жалобе носило характер отсылки на положения ст. 1 Федерального закона «О размещении заказов..» и не было конкретизировано по существу, как того требует п. 1.3 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства или ст.ст. 57, 58 Федерального закона «О размещении заказов…».
При вынесении председателем Комиссии Определения о возбуждении дела по приказам нарушения антимонопольного законодательства в нарушение требований п. 2.2 Правил рассмотрения дел антимонопольного законодательства, не указаны факты и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, согласно резолютивной части предписания УФАС по УР Министерство экономики УР и Министерство здравоохранения УР должны устранить якобы выявленные нарушения путем отмены проведения открытого конкурса. Однако, к моменту выдачи предписания процедура проведения конкурса фактически состоялась и ее отмена на данном этапе невозможна. Более того, законодательством РФ не предусматривается такого действия, как отмена проведения конкурса. В этой части предписание УФАС по УР не обосновано на нормах закона и является невыполнимым.
УФАС по УР требования Министерства здравоохранения УР и Министерства экономики УР не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование, своих возражений УФАС по УР указал, что несоблюдение ЗАО МФК «Практика» положений ч. 6 ст. 57 Закона «О размещении заказов..», в соответствии с нормами указанного закона не является препятствием для рассмотрения поступившей от ЗАО жалобы. Законом не устанавливается требование прикладывать к жалобе документы, подтверждающие направление жалобы лицам, чьи действия обжалуются. Кроме того, все лица, участвующие в рассмотрении данной жалобы были знакомы с ее содержанием. Министерством здравоохранения УР и Министерство экономики УР на рассмотрение жалобы представили свои письменные пояснения.
Ссылка заявителей на то, что ЗАО МФК «Практика» не является участником размещения заказа, не обоснована, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О размещении заказов…» участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. При этом не участие в конкурсе ЗАО, вызвано объективными причинами, которые установлены при рассмотрении жалобы, а именно установление в конкурсной документации условий, которым соответствует только одно лицо, осуществляющее установленную деятельность на территории Удмуртской Республики – ГУП УР «Фармации».
Получение конкурсной документации от заказчика (в данном случае Министерства здравоохранения УР) не обязательно, поскольку любая конкурсная документация в силу положений Закона «О размещении заказов…» размещается на официальном сайте без взимания платы. Общество воспользовалось общедоступным ресурсом для получения указанной конкурсной документации.
Доводы заявителей о том, что поступившую жалобу ЗАО МФК «Практика» нельзя рассматривать как жалобу, поданную в соответствии с нормами, установленными ст.ст.57, 58 Закона «О размещении заказов…» и в порядке ст. 59 указанного выше закона ее следовало отклонить необоснован, поскольку жалоба Общества соответствовала предъявленным к ней законом «О размещении заказов…» требованиям и не могла была быть возвращена ЗАО МФК «Практика».
Выводы заявителей, о том, что проведена внеплановая проверка с превышением полномочий и что. Указанная проверка не основана на нормах права, не соответствует действительности, поскольку на основании ч. 5 ст. 57 Закона «О размещении заказов…» участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействия) заказчика. Уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта РФ в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещен я заказа с жалобой на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а также в целях контроля за исполнением предложений или предписаний, направленных или вынесенных в соответствии с ч.8 и ч. 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в УФАС по УР поступила жалоба ЗАО МФК «Практика» Управление обязано было и провело внеплановую проверку.
Учитывая, что в результате проведения внеплановой поверки установлены нарушения Закона «О размещении заказов…», а также с учетом того, что государственный контракт заключается государственным заказчиком, предписание было выдано именно Министерству здравоохранения УР и Министерству экономики УР. Указание на устранение допущенных нарушений путем «отмены проведения конкурса» не нарушает действующее законодательство. Кроме того, государственный контракт на момент рассмотрения жалобы не был заключен.
Закон «О размещении заказов...» предусматривает, что в случае установления нарушений уполномоченный орган вправе выдать предложения об устранении нарушений, выдать предписание об устранении нарушений, обратиться в суд с иском о признании размещения заказа недействительным (ч. 10 ст. 17 Закона).
Учитывая, что итоги конкурса на момент проведения внепланой поверки были подведены, но государственный контракт не был заключен, государственный заказ считается не размещенным. В связи с этим, устранить нарушения было возможно только путем отмены проведения конкурса, и следовательно незаключения государственного контракта. Отменить проведение конкурса могло только Министерство здравоохранения УР, поскольку именно оно выступает заказчиком данного конкурса.
Третье лицо – ЗАО МФК «Практика», поддерживает позицию ответчика, считая, что не направление Обществом копий жалобы в адрес заказчика, уполномоченного органа. Конкурсной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуется, само по себе, не порождает правовых последствий в форме возвращения жалобы Общества. Заявители с содержанием жалобы Общества, ознакомлены. Утверждение заявителя, о том, что Общество не имело права подавать жалобу, т.е. не является участником размещения заказов, необоснован, поскольку Закон «О размещении заказов…» не содержит правового механизма доказывания «претензий» лиц на заключение государственного или муниципального контракта. Таким образом, все лица, ознакомленные с содержанием конкурсной документации в открытых источниках и являются участниками размещения заказов, и в случае нарушения их субъективных прав, эти лица приобретают права на обжалование действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной и котировочной комиссии.
Выводы заявителя о том, что УФАС по УР расширило пределы заявленных Обществу требований и самостоятельно их сформулировано, необоснованны поскольку ни один действующий нормативный акт, в том числе Федеральный закон не содержит запрета УФАС выйти за пределы заявленных в жалобе требований.
Третье лицо – Государственной Унитарное предприятии Удмуртской Республики «Фармация», поддерживает позицию заявителей, считая, что при принятии и рассмотрении жалобы ЗАО МФК «Практика», УФАС по УР нарушило требования Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 02.02.2005г. № 12 по процессуальным основаниям, определенным в п. 1.3 названных Правил, поскольку в жалобе Общества отсутствуют описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, существо требований, которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. Следовательно, предмет жалобы, как материально – правовое требование отсутствовал. Кроме того, Обществом не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов при проведении открытого конкурса. УФАС по УР вынуждено было само сформулировать существо требований, уточнив и расширив предмет жалобы, причем никаких письменных уточнений со стороны Общества в УФАС по УР не поступало.
Кроме того, к товарам по ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отнесены продукты деятельности (включая работы, услуги), предназначенные для продажи или обмена. Следовательно, конкурсная документация принятая Министерством здравоохранения УР и Министерством экономики УР подлежит антимонопольному контролю, если они ущемляет права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках. Но деятельность по оказанию услуг уполномоченного аптечного склад носит некоммерческий характер, предпринимательской деятельностью не является, как товар на рынке хранения (оказания складских слуг) не выступает и влияния на конкуренцию не оказывает. Следовательно, проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, антимонопольного законодательства не нарушает, и основании для принятия решения и выдачи предписания об отмене проведения конкурса у УФАС по УР не имелось.
В судебном заседании установлено.
12 октября 2006г. в УФАС по УР поступила жалоба ЗАО МФК «Практика» на действия Министерства здравоохранения УР и Министерства экономики УР, выразившиеся в проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, на который выставлен один лот, включающий в себя поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечебно – профилактических учреждений Удмуртской Республики, в том числе, право на оказание услуг по хранению и доставке лечебно – профилактическим учреждениям (ЛПУ) наркотических, психотропных и сильнодействующих средств, на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным Законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Управление ФАС по УР рассмотрев жалобу ЗАО МФК «Практика», вынесло решение о признании Министерства здравоохранения УР и Министерства экономики УР нарушившими ч. 2. ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и выставлено предписание от 18.10.2006г. согласно которого Министерству здравоохранения Удмуртской Республики и Министерству экономики Удмуртской Республики устранить в срок до 01.11.2006г. нарушение ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.205г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для государственных и муниципальных нужд» путем отмены проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, а также Министерству здравоохранения Удмуртской Республики и Министерству экономики Удмуртской Республики устранить в срок до 07.11.2006г. проинформировать Комиссию Удмуртского Управления федеральной антимонопольной политики Удмуртской Республики об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о размещении заказов.
УФАС по УР 04.12.2006г. вынесено определение об исправлении опечатки, из которого следует, что в п. 1 и п. 2 резолютивной части решения УФАС по УР от 18.10.2006г. следует внести исправления, а именно: вместо «Министерству здравоохранения Удмуртской Республики и Министерству экономики Удмуртской Республики», следует читать «Министерству здравоохранения Удмуртской Республики».
Считая, что УФАС по УР вынесено решение, не соответствующие законодательству и нарушающее права заявителей, Министерство здравоохранения УР и Министерство экономики УР обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании решения и предписания Управления ФАС по УР незаконными.
Оценив представленные по делу доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.
Настоящий Федеральный Закон, также устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст. 1 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г.).
Согласно п. 2 ст. 1 Закона, настоящий закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов….» под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 вышеназванного Закона).
В порядке ст. 5 Федерального закона «О размещении заказов…» государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком.
Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 8 Закона).
Как следует из материалов дела, Министерство здравоохранения УР 24.05.2006г. обратилось в Министерство экономики УР с заявкой на проведение конкурса № 01-16/1664, согласно которой Министерство здравоохранения УР приняло решение о необходимости проведении открытого конкурса по определению уполномоченного аптечного склада в целях оптимизации снабжения и обеспечения контроля при осуществлении поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечебно – профилактических учреждений Удмуртской Республики, а также с просьбой в соответствии с Постановлением Правительства УР от 01.03.2006г. № 18 провести открытый конкурс в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В порядке ст. 21 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. Министерство экономики УР опубликовало в Информационно – аналитическом бюллетене «Государственные торги в Удмуртской Республике» от 12.09.2006г. № 58 Извещение о проведении открытых конкурсов, в котором указано, что конкурсные заявки принимаются с 22.09.2006г. по 13.10.2006г., вскрытие конвертов состоится 13.10.2006г. с 10 час., по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 214, Дом Правительства, Министерство экономики, к. 85.
Министерство экономики УР, рассмотрев указанную заявку, издало приказ № 10-17/45 от 11.09.2006г. «Об утверждении состава Республиканской конкурсной комиссии по конкурсу № 10-02/127-06.
Согласно ст. 25 вышеназванного Закона для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в указанный в извещении о проведении открытого конкурса срок по форме, установленной конкурсной документацией.
Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса, на участие в котором подается данная заявка. Не допускается указывать на таком конверте наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для физического лица) участника размещения заказа.
В порядке ст. 26 Закона «О размещении заказов…» публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются в один день.
Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения государственного или муниципального контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в день его подписания на официальном сайте.
Согласно ст. 27 Закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать десять дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте.
13 октября 2006г. Республиканской конкурсной комиссией составлен протокол вскрытия конвертов с заявками и открытию доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключить государственный контракт на оказание услуг уполномоченного аптечного склада № 10-02/127-1, из которого следует, что на момент начала вскрытия конвертов поступила всего одна заявка № 127-06/1 от ГУП УР «Фармация», г. Ижевск, с приложением соответствующих документов.
Согласно Конкурсной документации № 10-02/127-06 на участие в открытом конкурсе на право заключить государственный контракт на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, согласованной Министерством экономики УР и утвержденной Министерство здравоохранения УР – Государственным заказчиком является Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, г. Ижевска, начальная цена контракта – 18000000 руб. Предметом государственного контракта является безвозмездное оказание Исполнителем для Министерства здравоохранения УР услуг уполномоченного аптечного склада при осуществлении централизованных поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечебно- профилактических учреждений и аптечных организаций Удмуртской Республики, а Министерство экономики УР в свою очередь принимает услуги исполнителя и включает условие заключения договоров с уполномоченным складом и оплаты услуг победителя конкурсов на централизованные поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Оплата по данному контракту осуществляется централизованными поставщиками медицинской продукции по отдельно заключенным договорам. Предполагаемый объем поставки медицинской продукции составляет 300 миллион рублей, в том числе поставки рентгеновской пленки и сопутствующей продукции, комплектов реактивов и расходных материалов для лабораторий, инсулинов и сахароснижающих препаратов, противотуберкулезных препаратов, лекарственных средств для лечебно – профилактических учреждений УР, прочие централизованные закупки, наркотических, психотропных и сильнодействующих средств. Предполагаемый объем поставки наркотических, психотропных и сильнодействующих средств составляет 11 миллионов рублей.
В соответствии с конкурсной документацией и проектом государственного контракта оказание услуг уполномоченного склада включает в себя, в том числе оказание услуг по хранению, перевозке, отпуску, распределению, уничтожению наркотических, психотропных веществ Списков 2 и 3, ядовитых и сильнодействующих веществ списков ПККН.
24 октября 2006г Республиканская конкурсная комиссия Удмуртской Республики, рассмотрев заявку на участие в открытом конкурсе на право заключить государственный контракт на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, на соответствие требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 настоящего Закона, составила протокол № 10-02/127-2, согласно которого единственного участника размещения заказа ГУП УР «Фармация», г. Ижевск признать участником открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг уполномоченного аптечного склада. Открытый конкурс на право заключить государственный контракт на оказание услуг уполномоченного аптечного склада признать несостоявшимся, процедуру размещения заказа в связи с решением УФАС по УР по делу № 36-З/060-06 от 18.10.2006г. приостановить.
Согласно Постановления Правительства РФ от 20.02.2006г. № 94 в целях реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Решением УФАС по УР от 18.10.2006г. по делу № 36-З/060-06 по жалобе ЗАО «МФК «Практика» от 12.10.2006г. на действия Министерства здравоохранения УР и Министерства экономики УР, выразившиеся в проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, Министерство здравоохранения УР признанно нарушившим ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 21.07.12005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Однако, УФАС по УР при вынесении решения не учтено, что согласно пп. «е» п. 3 Положения «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список 2 в соответствии с Федеральным Законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002г. № 454 – данный вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется в части производство, изготовления, переработки, хранения, перевозки, отпуска, реализации, распределения, использования и уничтожения препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список 2, подлежит лицензированию организациями независимо от формы собственности.
Указанными лицензиями на работу с наркотическими и психотропными веществами Списков 2 и 3 в той или иной части на территории Российской Федерации обладают 109 юридических лиц, из них только ГУП «Фармация» обладает всей совокупностью полномочий необходимых для выполнения работы, требуемой конкурсной документацией и проектом государственного контракта.
Как следует из материалов дела, ЗАО «МФК «Практика», г. Чайковский соответствующей лицензии на производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, отпуск, реализацию, распределение, использование и уничтожение препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список 2, не имеет и не обращалось в соответствующие органы за получением указанной лицензии.
Кроме того, Общество также ни в судебное заседание, ни при подаче жалобы в УФАС по УР не представило в порядке ст. 65 АПК РФ доказательств подачи заявки на участие в конкурсе, а также доказательства наличия складских помещений, предназначенных для использования в качестве уполномоченного аптечного склада, кадрового состава, наличия транспортных средств, лицензии на право заниматься соответствующими видами деятельности. Кроме того, Обществом не соблюдены требования, предъявляемые к организациям, претендующим на получение статуса уполномоченного аптечного склада Удмуртской Республики, которые являются обязательными при подготовке заключения о возможности присвоения статуса уполномоченного склада.
При исследовании материалов дела, суд пришел к выводу, что открытый конкурс на право заключить государственный контракт на оказание услуг уполномоченного аптечного склада, проведен в соответствии с Федеральным Законом № 94-ФЗ от 21.07.2005г. « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», основания для приостановления процедуры и удовлетворения жалобы ЗАО «МФК «Практика» у Управления Федеральной Антимонопольной службы по УР, отсутствуют.
Техническая часть проведения конкурса, а также вопрос отраслевой целесообразности соответствует действующему законодательству. Целями государственного заказчика – Министерства здравоохранения Удмуртской Республики являются минимизация (оптимизация) ценообразования за счет усиления конкуренции; усиление контроля за качеством поставляемой продукции; обеспечение свойственной доставки (бесперебойное снабжение) лекарственных средств – минимизация риска неисполнения или ненадлежащего исполнения поставки лекарственных средств со стороны поставщиков, снижение риска не поставки в срок; минимизация партий лекарственных средств, хранимых в лечебно-профилактических учреждениях на нелицензированных складах и обслуживаемых непрофессиональными кадрами; привлечение к поставкам крупных национальных импортеров и производителей, поставки «из первых рук» - минимизация возможности для поставки фальсифицированной продукции, что соответствует ст. 1 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов….».
Кроме того, согласно письма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03.04.2001г. № АШ-738/05 «О проведении конкурсов на размещение заказов на поставки лекарственных средств для государственных нужд» Минэкономразвития России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения, сообщает, что закупка лекарственных средств для государственных нужд осуществляется в соответствии с действующим законодательством в области государственных закупок.
Министерство считает необходимым дать разъяснения, которые государственным заказчикам следует учитывать при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки лекарственных средств для государственных нужд:
отечественный участник конкурса должен иметь лицензию на производство закупаемых на конкурсе лекарственных средств, а иностранный - свидетельство о регистрации в Российской Федерации поставляемых им лекарственных препаратов. Место регистрации претендента на участие в конкурсе не является основанием для его исключения из состава участников конкурса;
в конкурсной документации и публикуемых в средствах массовой информации извещениях о проведении конкурсов в характеристиках лекарственных средств не должно быть ссылок на источник происхождения или производителя, способ производства, конкретные торговые марки, фирменные наименования, патенты. В качестве наименований лекарственных средств применяются международные непатентованные наименования в соответствии с выпускаемыми в установленном порядке справочниками синонимов отечественных и импортных лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации;
при необходимости или целесообразности закупки нескольких наименований лекарственных средств на одном конкурсе не допускается их объединение в один лот, приводящее к ограничению количества участников конкурсов. В противном случае не выполняется требование антимонопольного законодательства, которым запрещается совершать действия, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;
участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства лекарственных средств. Иностранные поставщики (исполнители) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство конкретных наименований лекарственных средств в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно. Если поставка импортных лекарственных средств для государственных нужд предусмотрена международным договором Российской Федерации, то в соответствии с Конституцией Российской Федерации действует порядок, установленный международным договором.
Таким образом, на основании вышеизложенного, решение и предписание Управления Федеральной Антимонопольной службы по УР по делу № 36-З/06-06 от 18.10.2006г. незаконно и необоснованно, поскольку противоречит Федеральному Закону № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Доводы, ответчика, изложенные в отзыве на заявление судом не принимаются.
Согласно п. 4 ст. 57 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов…» участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
При подаче жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи участник размещения заказа направляет копию жалобы соответственно заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются (п. 6 ст. 57 Закона).
Согласно ст. 58 Закона жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должна содержать:
1) наименование заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
3) указание на размещаемый заказ;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.
Участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Однако, в нарушение, указанных норм УФАС по УР принята жалоба ЗАО «МФК «Практика» на действия Министерства здравоохранения УР и Министерства экономики УР, проведена внеплановая проверка и вынесено решение и предписание. Как следует из материалов дела, поданная жалоба ЗАО «МФК «Практика» не содержит ни требований, предъявленных ст.ст. 57, 58 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов…», ни указаний на действия уполномоченного органа или государственного заказчика которые обжалуются. Кроме того, к жалобе Общество не приложены документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В нарушение п. 1.3 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом Федеральной Антимонопольной службы от 02.02.2005г. № 12, жалоба Общества не содержит описания нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также отсутствует перечень прилагаемых документов, в обоснование жалобы.
Согласно п. 6 ст. 57 Закона при подаче жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи участник размещения заказа направляет копию жалобы соответственно заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются.
Однако Общество, данное требование закона не выполнило. Копии жалобы не были направлены ни государственному заказчику, ни уполномоченному органу.
Довод ответчика, о том, что Министерством здравоохранения УР и Министерством экономики УР в нарушение ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов…» ограничивается количество участников размещения заказа, судом не принимаются, поскольку по условиям конкурсной документации допускалось возможность участия в конкурсе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и привлечения на договорной основе для выполнения ряда функций других организаций или индивидуальных предпринимателей, в том числе по лицензируемым видам деятельности. Установление требований к выполненным работам (в частности к складским помещениям и возможности контроля качества выполненных работ, оказываемых услуг) является критерием оценки, указанным в конкурсной документации – объем оказываемых услуг, качественные и функциональные характеристики услуг.
Искусственное разделение одного лота, включающегося в себя поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечебно – профилактических учреждений Удмуртской Республики, и оказание услуг по хранению и доставке лечебно – профилактическим учреждениям (ЛПУ) наркотических, психотропных и сильнодействующих средств, на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным Законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на два лота приведет к удорожанию услуг по поставке лекарственных препаратов, увеличится риск несвоевременной доставки лекарственных средств поставщиками и стоимость лекарственных препаратов.
Кроме того, представитель ЗАО «МФК «Практика», в судебном заседании подтвердил факт отсутствия соответствующей лицензии на производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, отпуск, реализацию, распределение, использование и уничтожение препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств и психотропных веществ внесенных в Список 2, а также факт того, что в соответствующие органы за получением указанной лицензии, не обращался, в связи с тем, что данная процедура очень затратная и долговременная.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Признать решение и предписание Управления Федеральной Антимонопольной службы по Удмуртской Республике по делу № 36-З/06-06 от 18 октября 2006г., принятые в отношении Министерства здравоохранения Удмуртской Республики и Министерства экономики Удмуртской Республики незаконными.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления в Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд г. Пермь, через Арбитражный суд Удмуртской Республики, г. Ижевска.
Судья Г.П.Буторина