ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-8831/06 от 12.02.2007 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426057 г. Ижевск, ул. Свободы,139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71 - 8831/2006

-А24

Дело рассмотрено 12 февраля 2007г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2007г.

Арбитражный суд в составе судьи М.Н. Кудрявцева

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Муниципального учреждения «ГЖУ-Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска», гор. Ижевск

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Удмуртской Республике, гор. Ижевск

о признании недействительным решения налогового органа.

в судебном заседании присутствовали представители

заявителя : Кручинин А.В. пред. по дов. от 29.01.2007г., Зиганшин Р.Ф. вед. юриск. по дов. от 10.01.2007г., Фаттахов М.И. гл. бухг. по дов. от 10.02.2007г., Снегирева Л.В. зам. гл. бухгалтера по дов. от 2.02ю.2007г.

инспекции: Шелкова Т.В. нач. юр.отдела по дов. от 9.02.2007г. , Андреевских Е.Н. гл. гос. инспектор по дов. от 10.01.2007г.

Муниципальное учреждение «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» (далее ГЖУ) обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике (далее инспекция) от 17 ноября 2006г. № 12-28/443 о привлечении налогоплательщика, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС в сумме 70 170 239 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 12 166 626 руб., соответствующих указанным суммам налогов пеней и санкций.

В обоснование требований заявитель привёл доводы о том, что муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, учреждённой Администрацией г. Ижевска для выполнения функций по содержанию и эксплуатации жилищного фонда в г. Ижевске. Учреждение предпринимательской деятельностью не занимается. Финансирование учреждения осуществляется Администрацией г.Ижевска , постановлением Администрации г.Ижевска №314 от 16.07.02г. утвержден норматив на содержание службы заказчика в размере 5 % от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг путём включения в тарифы согласно постановлению Администрации № 607.Указанные средства МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» использует на основании утверждённой сметы. Заявитель полагает, что включение инспекцией в налоговую базу по налогу на прибыль и НДС всей суммы денежных средств, поступивших на счета ГЖУ от населения в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги, бюджетных средств на компенсацию убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, средств, поступивших транзитом от юридических лиц, является необоснованным.

Ответчик требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и в письменных объяснениях. Налоговый орган в обоснование законности принятого решения указал на то, что денежные средства, поступающие на счета ГЖУ, являются платой потребителей за оказанные коммунальные и жилищные услуги, а не целевым финансированием. Не являются целевыми и средства, поступившие из других источников, указанных в решении, следовательно, по мнению инспекции, указанные поступления должны быть квалифицированы в качестве выручки за оказанные жилищно-коммунальные слуги и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль и НДС .

В судебном заседании установлено.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 20.10.2006г. № 12-16/264 инспекцией вынесено решение от 17.11.2006г.№ 12-28/443 о привлечении налогоплательщика, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с решением ГЖУ доначислены налоги в общей сумме 83 328 405 руб., в том числе: налог на прибыль в сумме 12 166 626 руб., НДС в сумме 71 150 266 руб., земельный налог в сумме 7 4 63 руб., транспортный налог в сумме 4 050 руб.

За просрочку уплаты указанных налогов заявителю начислены пени в общей сумме 22 306 945, 79руб., в том числе по налогу на прибыль в сумме 15 488 605,99 руб., НДС в сумме 6 815 411,09 руб., земельного налога в сумме 2 518,35 руб., транспортного налога в сумме 410,36 руб.

За неполную уплату налогов заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ:

- за неполную уплату налога на прибыль за 2003г. в виде взыскания штрафа в размере 2 375 767,63 руб.;

- за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в размере 12 239 872,60 руб.;

- за неполную уплату земельного налога в виде взыскания штрафа в размере 767,60 руб.;

- за неполную уплату транспортного налога за 2004г. в виде взыскания штрафа в размере 256 руб.;

Основанием для доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость явилось то, что инспекцией квалифицированы в качестве дохода от ГЖУ от реализации услуг, подлежащего обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость квартирная плата населения, разница в тарифах по отоплению и горячему водоснабжению, компенсация льгот, предоставленным отдельным группам населения, транзитная плата юридических лиц за теплоэнергию и подогрев воды, оплата электрической а электроэнергию, арендная плата за аренду нежилых помещений, финансирование приема ведомственного жилищного фонда.

Инспекцией на основании анализа счетов 76.2. «Расчеты с квартиросъемщиками», 86.1 «Дотации управления финансов», 86.2 «Финансирование коммунальных услуг населению», 86.3 «Прочее финансирование», оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 86.1, 86.2 установлено, что доходы ГЖУ в 2003г. составили 2 373 448 851 руб. (по данным налогоплательщика – 120 681 492 руб.), доходы ГЖУ в 2004г. составили 2 476 027 444 руб. ( по данным налогоплательщика – 144 738 181 руб.).

Несогласие налогоплательщика с вынесенным решением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 29 того же закона определено, что в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Согласно ст. 31 Федерального закона № 154-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Статьей 44 Устава города Ижевска (утв. решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005г. № 333 «О принятии Устава муниципального образования «город Ижевск» (Устава города Ижевска)» полномочиями Администрации города по решению вопросов местного значения являются, в том числе организация работы по оказанию жилищно-коммунальных услуг, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары, услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, в соответствии с порядком, утвержденным Городской думой, а также эксплуатация и содержание жилищного фонда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, организация работы по оказанию жилищно-коммунальных услуг является функцией органов местного самоуправления, которая Уставом гор. Ижевска отнесена к компетенции Администрации гор. Ижевска.

Как следует из материалов дела, Постановлением первого заместителя Главы Администрации г.Ижевска от 06.11.96 г. №7-з зарегистрировано Городское жилищное управление г.Ижевска. В соответствии с Постановлением Первого заместителя главы администрации –вице-мэра г. Ижевска от 16.11.1999 г. № 484 устав муниципального учреждения ГЖУ зарегистрирован в новой редакции. В связи с выделением муниципального учреждения в самостоятельное – МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска». Постановлением Администрации г.Ижевска №601 от 23.12.1998 г. ГЖУ наделено полномочиями муниципального заказчика в соответствии с целями и задачами уставной деятельности.

В соответствии с п.3.1 Устава , утверждённого 21.06.02 г. распоряжением Мэра г.Ижевска , МУ «ЖКХ- Управляющая компания…» осуществляет функции Службы заказчика на основании договоров по предоставлению услуг по теплоснабжению и водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, содержанию, обслуживанию, ремонту жилищного фонда, а также осуществляет сбор платежей от потребителей , в т.ч. от населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги , т.е. осуществляет полномочия, возложенные на орган местного самоуправления. Кроме того , Уставом учреждения не предусмотрено право на занятие предпринимательской деятельностью.

Муниципальное учреждение создано и фактически выполняет задачи непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования «город Ижевск»- организацию работы по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Указанная деятельность предпринимательской не является, поскольку не направлена на извлечение прибыли.

Доводы инспекции о том, что ГЖУ занимается предпринимательской деятельностью по оказанию населению гор. Ижевска жилищно-коммунальных услуг, не соответствуют материалам дела. Заявитель лишь организует поставку энергии и других услуг по договорам , заключённым с организациями на получение энергии ,газа, воды, и осуществляет сбор платежей от потребителей. Поступившие от потребителей денежные средства перечисляются поставщикам коммунальных услуг и энергии. Указанные поставщики обязаны исчислять налог на прибыль и НДС с выручки от реализации услуг и энергии населению.

С целью осуществления основной уставной деятельности заявителя, связанной с решением вопросов местного значения, согласно п. 1. Постановления Администрации г. Ижевска от 16.07.2002г. № 314 утвержден норматив на содержание службы заказчика в размере 5% от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг. Денежные средства в пределах норматива используются ГЖК на содержание и ведение основной уставной деятельности. В соответствии с Постановлением Администрации г. Ижевска от 19.07.2006г. № 312 «О толковании понятия: «норматив на содержание службы заказчика», содержащегося в п. 1. постановления Администрации г. Ижевска от 16.07.2002г. № 314» под нормативом на содержание службы заказчика следует понимать целевое финансирование на содержание и ведение уставной деятельности МУ «Городское жилищное управление – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска».

Сметы на текущее содержание МУ «Городское жилищное управление – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» на 2003г., 2004г. утверждены Мэром г. Ижевска. Согласно указанным сметам в состав расходов на содержание муниципального учреждения включены следующие виды затрат:

- фонд оплаты труда;

- отчисления во внебюджетные фонды;

- приобретение предметов снабжения и расходные материалы (канцтовары, расходные материалы для компьютерной техники);

- командировочные расходы;

- оплата услуг связи;

- оплата коммунальных услуг;

- транспортные расходы;

- оплата прочих услуг (ремонт, охрана, текущее содержание, страхование зданий и т.д.);

- фонд социального развития;

- информационное обеспечение;

- автоматизация систем управления;

- оплата услуг по сбору платежей населения (в т.ч. расходы на бумагу для квитанций за ЖКУ);

- расходы на ГО и ЧС.

Согласно ст.39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признаётся соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

В соответствии со ст. 248 НК РФ доходы подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Статьей 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Статьей 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса, приведены виды внереализационных доходов.

В соответствии с п.п. 14 пункта 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается доход в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.

В силу п.2 ст.146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п.3 ст.39 НК РФ, согласно которому не признаётся реализацией товаров или услуг передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, средства, потребляемые заявителем в виде 5% от стоимости жилищно-коммунальных услуг, являющиеся целевым финансированием, направлены по заданию собственника (согласно Постановлению Администрации г. Ижевска от 16.07.2002г. № 314) на содержание и ведение основной уставной деятельности заявителя, для осуществления полномочий Администрации г. Ижевска, решения исключительно вопросов местного значения.

Указанные средства в силу п.п. 14 п.1 ст. 251 НК РФ не подлежат обложению налогом на прибыль. На основании п.п.3 п.3 ст. 39 и п.2 ст. 146 НК РФ указанные полученные (переданные ) средства не признаются реализацией услуг и не подлежат налогообложению по НДС.

Разница в тарифах по отоплению и горячему водоснабжению является дотацией на покрытие разницы в тарифах при применении государственных регулируемых цен. Данное обстоятельство инспекцией не оспаривается. Выделенные денежные средства имеют целевое назначение и предназначены для возмещения расходов, возникающих в результате расчетов с производителями (исполнителями) жилищно-коммунальных услуг. Указанные дотации не могут рассматриваться в качестве выручки от реализации товаров (работ, услуг), поскольку являются целевыми поступлениями из бюджета, выделяемыми для осуществления уставной деятельности ГЖУ, не связанной с предпринимательской (п.п. 3 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 251 НК РФ).

Льготы населению предусмотрены федеральными законами и определены в отношении отдельных категорий граждан. Полученные заявителем субсидии использованы по назначению в расчетах с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (доказательств иного инспекцией не представлено). Указанные дотации не могут рассматриваться в качестве выручки от реализации товаров (работ, услуг), поскольку являются целевыми поступлениями из бюджета, выделяемыми для осуществления уставной деятельности заявителя, в данном случае компенсируются убытки, полученные в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Указанные средства также являются целевыми и исключаются из расчета налоговой базы по налогу на прибыль и НДС-(п.п. 3 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 251 НК РФ).

Финансирование по приему в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда также является целевым финансированием на восстановление, содержание и эксплуатацию передаваемого в оперативное управление заявителю жилищного фонда, инженерных сетей и сооружений, находящихся на территории города Ижевска. Полученные ГЖУ денежные средства использованы по назначению в расчетах с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и ремонтные работы. Указанные средства не могут рассматриваться в качестве выручки от реализации товаров (работ, услуг), поскольку являются целевыми поступлениями из бюджета, выделяемыми для осуществления уставной деятельности ГЖУК, не являющейся предпринимательской (п.п. 3 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 251 НК РФ).

Начисление арендной платы арендаторам нежилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществлено заявителем на основании Постановления Администрации г. Ижевска от 17.11.1999г. № 485 «Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду мест общего пользования в домах муниципального жилищного фонда», согласно которому ГЖУ наделено полномочиями представлять муниципальное образование «Город Ижевск» как собственника муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах при решении вопроса о сдаче в аренду мест общего пользования жилого дома. Согласно п. 8 указанного постановления полученные заявителем арендные платежи, штрафы, пени распределяются следующим образом: 50% - в бюджет города Ижевска;- 50% - на выполнение мероприятий по поддержанию технического состояния, текущему содержанию и благоустройству прилегающей территории многоквартирного жилогодома, в котором расположено арендуемое помещение.

Инспекцией не оспаривается, что денежные средства, полученные ГЖУ на выполнение вышеуказанных задач, использованы в соответствии с их целевым назначением.

При таких обстоятельствах решение МРИ ФНС РФ №8 по УР в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.

С учетом принятого решения и согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика. В связи с тем, что налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из бюджета РФ.

Резолютивная часть решения по делу А71-2523/2007 от 4 июня 2007г.

Руководствуясь ст. ст. 167- 170, 174, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1.Решение МРИ ФНС РФ №7 по УР от 30.03 2007г. № 11-13/11 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», признать недействительным, не соответствующим главам 21 и 25 Налогового кодекса РФ в части доначисления НДС в сумме 505912 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 476351руб., начисления соответствующих указанным суммам налогов пеней и санкций, исчисленных от указанных сумм налогов.

2.Взыскать с МРИ ФНС России № 2 по УР в пользу ОАО «Можгинский лесокомбинат» 2000 руб.в возмещение расходов по уплате госпошлины.

3.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, через Арбитражный суд Удмуртской Республики .

Судья М.Н. Кудрявцев.

Резолютивная часть решения по делу А71-23061/2007

от 5 июня 2007г.

Руководствуясь ст. ст.110, 167- 170, 174, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1.Решение ИФНС РФ по Ленинскому району гор. Ижевска от 22.01.2007г. № 05-50 «Об отказе (полностью) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость» признать недействительным, несоответствующим ст. 164,165, 171,172,176 НК РФ.

2.Взыскать с Инспекции ФНС России по Ленинскому району гор. Ижевска в пользу ООО «Березка», гор. Ижевск, 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

3.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, через Арбитражный суд Удмуртской Республики .

Судья М.Н. Кудрявцев.

Резолютивная часть решения по делу А71-2523/2007 от 4 июня 2007г.

Руководствуясь ст. ст. 167- 170, 174, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1.Решение УФАС по УР от 20 февраля 2007г. по делу № 133/2006-Р-04 признать недействительным, несоответствующим Федеральному закону «Орекламе»

2.Взыскать с УФАС по УР в пользу ООО ТД «Глазовская водка», гор. Глазов 2000 руб.в возмещение расходов по уплате госпошлины.

3.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, через Арбитражный суд Удмуртской Республики .

Судья М.Н. Кудрявцев.