426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
Дело №А71-8863/2022
03 августа 2022г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания», г. Ижевск о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 28 февраля 2022 года №517/06-02,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, ФИО2 по доверенности от 11.01.2022;
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 27.05.2022;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее ООО «Городская УК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее управление, ответчик) от 28 февраля 2022 года №517/06-02.
Общество поддержало заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 4-5).
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.7-9).
Из представленных по делу доказательств следует, что в соответствии с частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании приказа управления от 15.10.2021 №3097/06-02 в отношении ООО «Городская УК» проведена внеплановая выездная проверка в отношении доводов, содержащихся в обращениях ФИО4 (вх. №5422-Ж от 22.09.2021, №5422-Ж/1 от 28.09.2021, №5422-Ж/2 от 04.10.2021) о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в многоквартирном доме №56а по ул. Моложеной г. Ижевска (далее многоквартирный дом) и отсутствии перерасчета (л.д. 28).
В ходе проведения проверки управлением установлено, что многоквартирный дом №56а по ул. Молодежной конструктивно соединен с многоквартирным домом №56 по ул. Молодежной. Управлением проведены замеры температуры горячей воды на вводе в жилой дом №56 по ул. Молодежная и в жилом помещении №27 <...>. На момент проведения проверки температура на вводе в жилой дом №56 в подающем трубопроводе составила +61,3°С, давление 6,2 кгс/см2, в обратном трубопроводе +43°С, давление 6,0 кгс/см2. Температура горячей воды па вводе в жилой дом позволяет обеспечить требуемую температуру в точках водоразбора.
Также в ходе проверки установлено: в многоквартирном доме №56а по ул. Молодежной установлен узел учета тепловой энергии. На момент проверки температура горячей воды (по узлу учета) составила: в подающем трубопроводе +59,36°С, давление 5,7 кгс/см2, в обратном трубопроводе +36°С, давление 4,4 кгс/см2. Температура горячей воды в точке водоразбора кв. 27 в ванной комнате составила +55°С, что не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее Правила №354).
Замеры проведены термометром марки ТТЖ-М №336201, с датой поверки май 2020г., межповерочным интервалом 3 года, погрешностью измерения 1°С, проливом воды 3 мин.
Согласно акту проверки работоспособности узла учета тепловой энергии от 27.03.2020, узел учета, установленный в многоквартирном доме №56 по ул. Молодежной является общим для многоквартирных домов №56 и №56а по ул. Молодежной г. Ижевска. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ПАО «Т Плюс» является ввод в многоквартирный дом №56 по ул. Молодежная. Трубопроводы системы ГВС, проходящие по подвальному помещению вышеуказанных домов являются зоной ответственности ООО «Городская УК».
Система ГВС в многоквартирных домах №56, 56а с циркуляционным трубопроводом. ООО «Городская УК» предъявлены ведомости учета параметров потребления в системе ГВС с 01.07.2021 по 30.09.2021 в многоквартирном доме №56а но ул. Молодежной. Согласно ведомости температура горячей воды составляла (по узлу учета) в июле 2021 года +52,9°С, в августе +54,64°С, в сентябре +54,85°С.
Согласно ведомости учета параметров потребления тепла в системе ГВС с 22.07.2021 по 21.09.2021 температура горячей воды на вводе в жилой дом №56 по ул. Молодежной составляла в июле +54,51°С, в августе +60,82°С, в сентябре +60,33°С. Кроме того, согласно ведомостям узла учета предоставленной управляющей организацией разница температуры в подающей и обратном трубопроводах составляет от +17°С до + 22°С, что свидетельствует о нарушении во внутридомовом системе ГВС.
При визуальном осмотре системы ГВС уставлено, что трубопроводы (подающий и обратный), стояки системы ГВС заменены на полипропиленовые. Диаметр подающего трубопровода, проходящего в подвальном помещении, составляет 75 мм, обратного 32 мм. По информации управляющей организации от собственников многоквартирного дома поступают жалобы не некачественное предоставление горячей воды (низкая температура ГВС). Управляющей организацией проведено обследование внутридомовой системы ГВС спорного многоквартирного дома, установлены балансировочные краны.
По результатам проверки управлением составлен акт от 19.10.2021 №3097/06-02 о нарушении ООО «Городская УК» пунктов 10,11 Правил №491 , части 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) (л.д. 23-25), обществу выдано предписание от 19.10.2021 №3097/06-02, согласно которому ООО «Городская УК» предписано в срок до 24.01.2022 провести следующие мероприятия:
- в соответствии с требованиями пункта 103 Правил №354 собственнику жилого помещения №27 выполнить перерасчет за предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества с предоставлением подтверждающего документа о выполненном перерасчете;
- с целью определения причины предоставления коммунальной услуги по ГВС ненадлежащего качества выполнить гидравлический расчет и обоснование диаметров трубопровода системы ГВС с привлечением специализированной организации с оформлением технического заключения;
- обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора в соответствии с требованиями Правил №354 (л.д. 22).
На основании приказа управления от 21.02.2022 №517/06-02 проведена внеплановая выездная проверка ООО «Городская УК» с целью проверки исполнения предписания от 19.10.2021 №3097/06-02 (л.д. 18).
В ходе внеплановой выездной проверки исполнения предписания ООО «Городская УК» проведены замеры температуры горячей воды на вводе в жилой дом и в точке водоразбора кв. №19 (по стояку кв. №27). Температура горячей воды в точке водоразбора составила +57°С, что не соответствует требованиям Правил №354. Температура горячей воды на вводе в жилой дом составляет +63°С. Замеры проведены термометром марки ТТЖ-М №336201 с датой поверки май 2020г., межповерочным интервалом 3 года, погрешностью измерения +/- 1°С.
Следовательно, пункт 3 предписания от 19.10.2021 №3097/06-02 ООО «Городская УК» не исполнен.
Во исполнении пункта 1 предписания от 19.10.2021 №3097/06-02 ООО «Городская УК» предъявлен платежный документ по квартире №27 многоквартирного дома №56а по ул. Молодежной. Согласно платежному документу ООО «Городская УК» выполнен перерасчет за некачественное предоставление коммунальной услуги «горячее водоснабжение».
Во исполнение пункта 2 предписания №3097/06-02 от 19.10.2021 ООО «Городская УК» представлен локальный сметный расчет на реконструкцию системы ГВС многоквартирного дома № 56а по ул. Молодежной. Данный сметный расчет направлен председателю Совета многоквартирного дома для рассмотрения на общем собрании собственников. Однако проект и гидравлический расчет пропускной способности трубопроводов ООО «Городская УК» не предоставлен.
Таким образом, по результатам проведения внеплановой проверки управлением установлено, что предписание от 19.10.2021 №3097/06-02 выполнено обществом не в полном объеме.
28 февраля 2022 года управлением по результатам проверки составлен акт проверки №517/06-02 (л.д. 11-12), а также обществу выдано предписание №517/06-02, согласно которому ООО «Городская УК» предписано в срок до 30.06.2022 провести следующие мероприятия:
- с целью определения причины предоставления коммунальной услуги по ГВС ненадлежащего качества выполнить гидравлический расчет и обоснование диаметров трубопровода системы ГВС с привлечением специализированной организации с оформлением технического заключения;
- обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора в соответствии с требованиями Правил №354 (л.д. 10).
Считая предписание от 28 февраля 2022 года №517/06-02 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В обоснование требований заявитель указал, что вина ООО «Городская УК» в том, что температура горячей воды в точке водоразбора квартиры №19 спорного многоквартирного дома составила +57°С, при температуре горячей воды на вводе в жилой дом +63°С, отсутствует. Лицом, ответственным за занижение температуры в точке водоразбора квартиры №19 многоквартирного дома является ресурсоснабжающая организация и именно ресурсоснабжающей организации необходимо обеспечить температуру горячей воды на вводе в дом +66°С для нормализации температуры горячей воды в точке водоразбора в квартире №19. По заказу ООО «Городская УК» предоставлен отчет ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. М.Т.Калашникова» об инженерно-техническом обследовании общедомовой системы горячего водоснабжения в многоквартирных домах, в котором сделан вывод о том, что естественное понижение температуры горячей воды от точки ввода системы ГВС до самой удаленной точки составляет около 6°С как для девятиэтажного дома, так и для пятиэтажного дома (стр. 30 Отчета). Исходя из отчета, если понижение температуры от точки ввода системы ГВС до самой удаленной точки составляет около 6°С, значит температура на вводе должна быть 66°С, тогда в точке водоразбора температура будет не ниже 60°С (будет соблюден пункт 84 СанПиН 2.1.3684-21).
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что оспариваемое предписание является законным, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права заявителя. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и не нарушает законные права заявителя.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Исходя из норм пункта 16 статьи 12, части 1.1 статьи 20, части 1, 3 статьи 192, части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», пунктам 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 №314 «Об учреждении отраслевого органа – структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно - коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю. Управление наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, а также лицензионному контролю вправе осуществлять проверки надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 10.10.2014 №210 определен перечень должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю на территории муниципального образования «Город Ижевск».
Порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон №294-ФЗ) и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (подпункт «в» пункт 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ).
Наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан (часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 20 Жилищного кодекса РФ и статья 17 Закона №294-ФЗ).
С учетом изложенного, действия управления по проведению внеплановой проверки соответствуют законодательству. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Согласно части статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил №354 понятие «коммунальные услуги» определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; «исполнителем» признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под «ресурсоснабжающей организацией» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению установлены пунктами 4 и 5 приложения №1 к Правилам №354. К ним относятся: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температурь горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°С.
Требования к качеству горячей воды определены в СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В силу пункта 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в точках водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Аналогичные требования содержатся в пункте 5 Приложения 1 Правил №354, в пункте 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, горячее водоснабжение в точке забора должно составлять не ниже +60°C для открытых систем централизованного теплоснабжения и не выше 75°C для любых систем теплоснабжения.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
К лицензионным требованиям относится соблюдение, в частности, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, которые устанавливают требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг.
Таким образом, согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), и должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещении в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 18 данного Перечня к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относится, в частности, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Как следует из материалов дела, в спорный период ООО «Городская УК» являлось управляющей организацией для спорного многоквартирного дома.
В ходе проведения проверки, а именно обследования внутридомовой системы горячего водоснабжения, было установлено, что в нарушение Правил №354, СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в точке водоразбора в квартире №19 (по стояку квартиры 27) на момент проверки горячей воды составила +57 С. При этом, нарушения со стороны ресурсоснабжающей организации не выявлены.
Согласно акту проверки работоспособности узла учета тепловой энергии от 27.03.2020, узел учета, установленный в многоквартирном доме №56 по ул. Молодежной является общим для многоквартирных домов №56 и №56а по ул. Молодежной г. Ижевска. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ПАО «Т Плюс» является ввод в многоквартирный дом №56 по ул. Молодежная. Трубопроводы системы ГВС, проходящие по подвальному помещению вышеуказанных домов являются зоной ответственности ООО «Городская УК». Система ГВС в многоквартирных домах №56, 56а с циркуляционным трубопроводом.
При визуальном осмотре системы ГВС уставлено, что трубопроводы (подающий и обратный), стояки системы ГВС заменены на полипропиленовые. Диаметр подающего трубопровода, проходящего в подвальном помещении, составляет 75 мм, обратного 32 мм. По информации управляющей организации от собственников многоквартирного дома поступают жалобы не некачественное предоставление горячей воды (низкая температура ГВС).
Также ООО «Городская УК» представлен локальный сметный расчет на реконструкцию системы ГВС многоквартирного дома. Данный сметный расчет направлен председателю Совета многоквартирного дома для рассмотрения на общем собрании собственников. Однако проект и гидравлический расчет пропускной способности трубопроводов ООО «Городская УК» не предоставлен.
Таким образом, управлением было установлено, что предписания от 19.10.2021 №3097/06-02 выполнено частично, а именно: лишь в отношении пункта 1. Пункты 2 и 3 предписания от 19.10.2021 №3097/06-02 не исполнены. В связи с чем, управлением было выдано новое предписание от 28.02.2022 №571/06-02.
Оспариваемым предписанием обществу предписано в срок до 30.06.2022 провести следующие мероприятия: с целью определения причины предоставления коммунальной услуги по ГВС ненадлежащего качества выполнить гидравлический расчет и обоснование диаметров трубопровода системы ГВС с привлечением специализированной организации с оформлением технического заключения; обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора в соответствии с требованиями Правил №354.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, содержащиеся в предписании формулировки, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит. Оспариваемое предписание содержит срок исполнения, является исполнимым и направлено на устранение нарушения, выявленного при проведении внеплановой проверки.
Доказательства нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не приведены правовые основания незаконности оспариваемого предписания, нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.
Довод заявителя о том, что температура горячего водоснабжения в точке водоразбора в квартире №19 ниже установленной допущена в связи с нарушением со стороны ресурсоснабжающей организации норматива горячего водоснабжения на вводе в дом, судом не принимается в связи со следующим.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 обязанность производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования возложена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
При этом на основании пункта 1.8 Правил №170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом путем организации эксплуатации и взаимоотношения со смежными организациями, поставщиками.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил №354 горячее водоснабжение - есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом, также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Правила №354 не исключают распространение своего действия на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы. Следовательно, управляющая компания при определенных обстоятельствах также может быть субъектом ответственности за нарушение требований указанных Правил.
В порядке пункта 31 Правил №354, исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
ООО «Городская УК», являясь организацией, уполномоченной осуществлять управление многоквартирным домом и обслуживание общего имущества собственников данного дома на основании договора управления, обязано выполнить условия договора по обеспечению собственников помещений в доме коммунальными услугами надлежащего качества и обеспечить подачу горячей воды через точку разбора для собственников жилых помещений в доме.
Таким образом, управляющая организация несет перед собственниками квартир ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе за параметры теплоносителя в системе горячего водоснабжения в точках водоразбора.
Из акта проверки, в котором отражен факт проведения замеров в квартире №19 следует, что несоответствие температуры горячей воды требованиям нормативных документов выявлено в точке водоразбора в квартире, то есть в зоне ответственности управляющей организации.
Кроме того, суд отмечает, что с целью оказания коммунальных услуг надлежащего качества управляющая организация обязана также принимать меры по поставке ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса надлежащего качества, в том числе, ведение претензионной работы, исковой работы. Неисполнение надлежащим образом условий договора управления многоквартирным домом нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирного дома.
Наличие у ресурсоснабжающей организации обязанности по подаче в многоквартирный дом коммунального ресурса надлежащего качества не освобождают управляющую организацию от обязанности принимать меры, направленные на восстановление температуры горячего водоснабжения в многоквартирном доме, до тех пор, пока требования действующего законодательства об обеспечении жильцов многоквартирного дома коммунальной услугой соответствующего качества будут обеспечены.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Городская УК» исполняет предусмотренные законом и договорами обязанности по обеспечению горячего водоснабжения надлежащего качества, в том числе своевременное осуществление наладки, реконструкцию инженерных систем и оборудования, обеспечение исправной работы системы, устранение выявленных недостатков, использование новых технических решений, в материалах дела отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 28 февраля 2022 года №517/06-02 отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания», г. Ижевск о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 28 февраля 2022 года №517/06-02, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина