ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-8947/08 от 25.09.2008 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  426057 г. Ижевск, ул. Свободы, 139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-8947/2008

А18

«25» сентября 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена «25» сентября 2008г.

Решение в полном объеме изготовлено «25» сентября 2008г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики

в составе судьи Галины Петровны Буториной,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Балезинского потребительского общества, п. Балезино

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике, п. Балезино

об отмене или измене постановления налогового органа

в присутствии представителя:

от заявителя: Коробейникова Л.В. зам. председателя правления по дов. от 24.09.2008г. № 30;

от ответчика: Андреева Л.С. ст. госналогинспектор дов. № 1 от 09.01.2008г.;

Балезинское потребительское общество, п. Балезино обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием об отмене или измене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике от 04.09.2008г. № 6-а о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.

Заявитель в судебном заседании свое требование поддержал, указав, что вину в совершении административного правонарушения признает, просит постановление отменить в связи с тем, что правонарушение является малозначительным, поскольку совершено впервые, не содержит существенных угроз охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда. По мнению заявителя, налоговым органом при вынесении постановления не учтено, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, а именно с продавцами регулярно проводятся учебы и инструктажи, дважды в трудовом договоре и должностной инструкции прописаны обязанности по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, наличию в магазине необходимых сопроводительных документов с которыми они ознакомлены под роспись. Кроме того, обществом после проверки необходимые документы были представлены, легальность производства и реализации вина Шампанское Российское магазинами Балезинского потребобщества подтверждается справкой ООО «Ижкоопвинторг» об отгрузке вина со всеми сопроводительными документами. Кроме того, протокол об административном правонарушении от 28.08.2008г. составлен налоговым органом с нарушением срока, установленного ст. 28.2 КоАП РФ.

Ответчик, требования заявленные, Обществом, не признал. В обоснование своих возражений налоговый орган указал, что факт совершения заявителем административного правонарушения материалами дела подтверждается, постановление вынесено в соответствии с требованиями Закона и является законным и обоснованным. Отсутствующие сопроводительные документы представлены заявителем на момент составления протокола 26.08.2008г., что подтверждено заявителем, а не по первому требованию проверяющего. Предъявление документов по окончании проверки, является нарушением правил продажи алкогольной продукции. Довод заявителя о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении, является не обоснованным, поскольку срок составления протокола, установленный ст. 28.5 КоАП РФ не является пресекательным и его нарушение само по себе не является основанием для признания незаконным вынесенного на основании него постановления о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.

22 августа 2008 г. на основании распоряжения № 57 от 22.08.2008г. должностными лицами Межрайонной инспекции ФНС № 2 по Удмуртской Республике проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Балезинского потребительского общества, осуществляющего торговую деятельность в магазине ТПС, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, д. Кожило, ул. Советская, 3.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившееся, в нарушении ст. 10.2, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 26 Закона РФ «О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, п. 139 раздела Х1Х Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55, в том числе на момент проверки в обороте находилась вино «Шампанское Российское», емк. 0, 75л., кр. 10,5%, производитель ОАО «Нижегородский завод шампанских вин», по цене 104 руб. на которое не представлены сертификат соответствия, товарно – транспортная накладная, копия справки к товарно – транспортной накладной.

Из объяснений продавца Волковой О.В., данных в ходе проверки следует, что в обществе работает недавно (02.08.2008г.), где находятся сопроводительные документы, не знает.

По результатам проверки составлен акт № 48а от 22.08.2008г.

26 августа 2008 г. Межрайонной Инспекцией ФНС № 2 по УР в отношении Балезинского потребобщества составлен протокол об административном правонарушении № 6-а и вынесено постановление № 6-а от 04.09.2008 г. о назначении административного наказания, в соответствии с которым Балезинское потребобщество привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.

Считая привлечение к ответственности необоснованным, заявитель, штраф в добровольном порядке не уплатил и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административного органа незаконным.

Оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 10.2 Закона РФ «О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995г. № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, а именно товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; о цене алкогольной продукции; о наименовании производителя (юридическом адресе); о стране происхождения алкогольной продукции; о сертификации алкогольной продукции; о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 11 вышеназванного Закона).

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. за № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006г. №80 внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров в виде дополнения Правил новым разделом ХIХ «Особенности продажи алкогольной продукции».

Согласно п.п. 11 – 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г. продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Согласно п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г. на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005г. № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации» при реализации в розницу импортной алкогольной продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

В порядке п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.

Принимая во внимание, что только совокупность документов, требуемых Правилами продажи алкогольной продукции, подтверждает легальность, а значит и качество продаваемой в розницу алкогольной продукции, нарушение данных правил свидетельствует о наличии существенной угрозы здоровью и жизни потребителей, а, следовательно, охраняемым общественным отношениям.

Из выше изложенного следует, что сопроводительные документы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению в момент первого требования покупателя.

Материалами дела подтверждается, что в момент проверки в торговой точке заявителя на имеющуюся в реализации алкогольную продукцию (вино «Шампанское Российское») не представлены сертификат соответствия, товарно – транспортная накладная, копия справки к товарно – транспортной накладной. Отсутствующие сопроводительные документы представлены заявителем в момент составления протокола об административном правонарушении – 26.08.2008г.

Отсутствие в период проверки в торговой точке сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, свидетельствует о нарушении заявителем правил розничной продажи алкогольной продукции и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 22.08.2008г. № 48а, протоколом об административном правонарушении от 26.08.2008г. № 6-а, постановлением от 04.09.2008г. № 6-а. Ответственность за допущенное заявителем нарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Осуществление противоправных, виновных действий (бездействия) работником (продавцом) не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, так как все торговые операции, осуществляемые в торговой точке юридического лица, производятся от его имени, и соответственно, принимая на работу продавца, юридическое лицо несет ответственность за выполнение им своих обязанностей в части соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

Таким образом, на юридическое лицо накладывается обязанность по созданию условий для соблюдения законодательства работниками предприятия.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в сфере алкогольной продукции.

Вина заявителя заключается в том, что им не была надлежащим образом организована работа, которая обеспечивала бы соблюдение работником требований указанного закона, а именно заявителем не приняты меры по соблюдению правил и норм законодательства об обороте алкогольной продукции, со стороны Общества отсутствовал должный контроль за наличием оформленных в порядке установленном Правительством РФ сопроводительных документов. К материалам дела и в судебное заседание заявителем доказательства проведения разъяснительной работы по соблюдению правил и норм законодательства обо обороте алкогольной продукции не представлены.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд считает Балезинское потребительское общество виновным в совершении административного правонарушения. Привлечение Балезинского потребобщества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.

Довод заявителя о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, судом не принимается, поскольку согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом существа правонарушения, посягающего на установленный законом режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции, общественной значимости государственного контроля в области оборота алкогольной продукции, потенциальной угрозы здоровью и жизни неопределенного круга лиц, являющихся покупателями (потребителями), суд считает совершенное правонарушение представляющим общественную опасность, что не позволяет сделать вывод о малозначительности совершенного правонарушения.

Налоговым органом при назначении административного наказания в силу ст. 4.2 КоАП РФ учтены обстоятельства смягчающие ответственность - совершение административного правонарушения впервые, в результате чего штраф по вышеуказанному правонарушению назначен минимальный 30000 руб. В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что сопроводительные документы, а именно копия сертификата соответствия, товарно – транспортная накладная, справка к товарно – транспортной накладной в момент проверки находились в торговой точке, но не были представлены продавцом поскольку она не знала где они находятся, в результате чего были представлены обществом в ходе составления протокола об административном правонарушении, судом не принимается, поскольку согласно материалам дела и объяснений заместителя председателя правления Л.В.Коробейниковой, данных в момент составления протокола, в момент проверки в торговой точке заявителя на имеющуюся в реализации алкогольную продукцию (вино «Шампанское Российское») не представлены сертификат соответствия, товарно – транспортная накладная, копия справки к товарно – транспортной накладной. Отсутствующие сопроводительные документы представлены заявителем в момент составления протокола об административном правонарушении – 26.08.2008г.

Сопроводительные документы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению в момент первого требования покупателя (проверяющего).

Отсутствие в период проверки в торговой точке сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, свидетельствует о нарушении заявителем правил розничной продажи алкогольной продукции и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Довод заявителя о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении, является не обоснованным, поскольку срок составления протокола, установленный ст. 28.5 КоАП РФ не является пресекательным и его нарушение само по себе не является основанием для признания незаконным вынесенного на основании него постановления о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике № 6-а от 04.09.2008 г. о привлечении к административной ответственности Балезинское потребительное общество, п. Балезино, является законным и обоснованным, права и законные интересы заявителя оно не нарушает, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь ст. 30.1.- 30.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст.ст. 167-170, 208-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л:

1. В удовлетворении заявленного требования об отмене или измене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике от 04 сентября 2008 г. за № 6-а о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, Балезинскому потребительскому обществу, п. Балезино, отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

   Судья Г.П.Буторина