426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 22 декабря 2020 года | Дело № А71- 9032/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2020 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В.Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.М. Саляховой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба городского строительства» г. Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г. Ижевск с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Октябрьского района города Ижевска г. Ижевск о признании незаконными решения и предписания от 22.07.2020 по делу № 018/01/17-947/2019 в присутствии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 30.06.2020;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 17.01.2020;
от третьего лица: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение города Ижевска «Служба городского строительства» (далее – заявитель, МКУ Горстрой, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – ответчик, УФАС по УР, антимонопольный орган) о признании незаконным решения и предписания от 22.07.2020 по делу № 018/01/17-947/2019.
Определением суда от 07.08.2020 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований была привлечена прокуратура Октябрьского района города Ижевска г.Ижевск (далее - прокуратура, третье лицо).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях на отзыв ответчика (т. 2 л.д. 21-28), для приобщения к материалам дела представил письменные дополнения (исх. от 16.12.2020 № 0-26-2/4105).
Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.2 л.д. 1-2) и письменных возражениях (вх. от 15.12.2020).
Представитель третьего лица требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в письменных пояснениях (т.2 л.д. 10-11).
Из материалов дела следует, что в Удмуртское УФАС России 14.10.2019 вх. № 7550 из Прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска поступили материалы проверки исполнения МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» (далее - МКУ Горстрой) законодательства о закупках товаров, работ, услуг при осуществлении в 2019 году закупок работ по капитальному ремонту кровель образовательных учреждений г. Ижевска.
Приказом от 14.11.2019 № 143 руководителя УФАС по УР возбуждено дело № 018/01/17-947/2019о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся во включении в один лот технологически и функционально не связанных работ по ремонту кровли в образовательных организациях г. Ижевска.
Определением УФАС по УР от 14 ноября 2019 года к участию в рассмотрении антимонопольного дела в качестве ответчика привлечено МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства», в качестве заявителя Прокуратура Октябрьского района г. Ижевска.
В ходе антимонопольного расследования Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что МКУ Горстрой в 2019 году проведены 9 закупок по лотам №№ 0813500000119004746, 0813500000119004741, 0813500000119004743, 0813500000119005132, 0813500000119004742, 0813500000119007557, 0813500000119007701, 0813500000119008737, 0813500000119008740, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту кровель в образовательных учреждениях (далее - спорные закупки):
1) Электронный аукцион № 0813500000119008740 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Устиновского, Октябрьского и Первомайского районов г. Ижевска; библиотеки - филиала им. Н.К.Крупской; МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97 Детский сад «Гармония»; МБДОУ № 235; МБДОУ № 135; МБДОУ № 161. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 546 110,59 руб.;
2) Электронный аукцион № 0813500000119008737 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в образовательных учреждениях Октябрьского и Первомайского районов г. Ижевска МБОУ «СОШ № 5»; МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97» (корпус 2); МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97»; МБОУ «СОШ № 90 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 68»; МБОУ «Гимназия № 83». Начальная (максимальная) цена контракта - 45 999 623,81 руб.
3) Электронный аукцион № 0813500000119007701 на выполнение работ по капитальный ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБДОУ № 258; МБДОУ № 193; МБДОУ № 223; МАДОУ «Детский сад № 253»; МАДОУ «Детский сад № 269»; МБДОУ №260. Начальная (максимальная) цена контракта - 49 561 706,12 руб.
4) Электронный аукцион № 0813500000119007557 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях <...> Октябрьского района; МБДОУ № 230 по ул. Коммунаров,321 Октябрьского района; МБДОУ №213 по ул. Оружейника ФИО3,76 Ленинского района; МБДОУ № 281 по ул. Леваневского, 108 Ленинского района; МДБОУ № 194 корпус 2 по ул.Воткинское шоссе,78а Индустриального района; МБДОУ № 5 по ул.
Дзержинского, 22а Индустриального района; МБДОУ № 22 по ул. Ракетная, 20 Первомайского района; МБДОУ № 95 по ул. Первомайская, 16 Первомайского района; МБДОУ № 221 по ул. Т.ФИО4, 52 Устиновского района; МБДОУ № 106 по ул. Труда,42 Устиновского района. Начальная (максимальная) цена контракта - 50 908 548,36 руб.
5) Электронный аукцион № 0813500000119004742 на выполнение работ по капитальный ремонту кровель в дошкольных образовательных и
образовательных учреждениях Первомайского района г. Ижевска: МБДОУ № 222; МБДОУ № 291 (корпус №1 и №2 с переходом); МБДОУ № 153; МБДОУ № 24; МБДОУ № 58; МБОУ «СОШ № 59». Начальная (максимальная) цена контракта - 43 046 859,82 руб.
6) Электронный аукцион № 0813500000119005132 на выполнение работ по капитальный ремонту кровель в образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБОУ «СОШ № 34»; МКОУ «Школа № 92»; МБОУ «СОШ № 50»; МБОУ «СОШ № 7»; МБОУ «СОШ №49». Начальная (максимальная) цена контракта - 51 343 539,48 руб.
7) Электронный аукцион № 0813500000119004743 на выполнение работ по капитальный ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБДОУ № 18, МБДОУ № 226; МБДОУ №209; МБДОУ № 229; МБДОУ № 51; МБДОУ № 14; МБДОУ №212. Начальная (максимальная) цена контракта - 49 190 712,30 руб.
8) Электронный аукцион № 0813500000119004741 на выполнение работ по капитальный ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Индустриального района г. Ижевска: МБДОУ
№54; МБДОУ № 248 корпус 1; МБДОУ № 180; МБОУ «СОШ № 52 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 72».
9) Электронный аукцион № 0813500000119004746 на выполнение работ по капитальный ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Ленинского района г. Ижевска: МБДОУ № 60; МБДОУ № 219; МБДОУ № 37; МБДОУ № 170; МБОУ «СОШ № 89»; МБОУ «СОШ № 100»; МБОУ «Гимназия № 6 им. Габдуллы Тукая»; МБОУ «СОШ № 85»; МБОУ «СОШ № 60».
По результатам проверочных мероприятий комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что административно-территориальное деление контрактов по муниципальным образованиям в документации по закупкам с №/№: 0813500000119008740,0813500000119008737 отсутствует; не установлена и не подтверждена технологическая взаимосвязь отдельно стоящих образовательных учреждений, экономическая эффективность проведения совместных закупок по сравнению с раздельными либо путем выделения отдельных лотов в рамках каждой закупки по каждому образовательному учреждению.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что МКУ Горстрой при проведении аукционов в электронной форме №№: 0813500000119008740, 0813500000119008737 , 0813500000119007701, 0813500000119007557, 0813500000119004742, 0813500000119005132, 0813500000119004743, 0813500000119004741, 0813500000119004746 (далее - спорные закупки) необоснованно включило в состав лотов по закупкам полностью независимые объекты недвижимости, технологически и функционально не связанные между собой, с установлением срока на исполнение муниципальных контрактов без учета объемов работ, подлежащих ремонту, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, и как следствие привело к нарушению части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства Комиссия Удмуртского УФАС вынесла оспариваемое решение, которым признала МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» нарушившим часть 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
22.07.2020 УФАС по УР вынесено предписание № 018/01/17-947/2019, согласно которому МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» предписано в срок по 02.09.2020 (включительно) осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для удовлетворения муниципальных нужд на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях МО «Город Ижевск» формировать лоты (закупки) с учетом потребности отдельно взятого указанного выше учреждения, с установлением сроков исполнения контракта исходя из объемов работ, подлежащих выполнению.
Несогласие заявителя с указанным решением и предписанием послужило последнему основанием для обращения в суд с настоящими требованиями, в обоснование которых МКУ Горстрой указывает на то, что в отношении всех закупок были проведены конкурентные процедуры, в которых участвовали различные участники, предметом закупок являлись работы по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях; в состав каждого лота были включены однородные работы, технологически и функционально связанные между собой; формирование лотов осуществлено по принципу аналогичности объектов, типовых проектов учреждений (одинаковый тип кровли); лоты в большей части сформированы в рамках одного района города (самой маленькой административной единицы деления города Ижевска) либо в разных районах, но территориально объекты находятся недалеко друг от друга; требования аукционной документации не содержали никаких позиций, «блокирующих» участие каких-либо других участников; заявки каких-либо участников, соответствующих требованиям аукционной документации, отклонены не были. Объединение объектов района (наименьшей единицы территориального деления в г.Ижевске) либо объектов, расположенных в соседних районах, но в близости друг от друга, в один лот произведено с целью оптимизации и увеличения экономической эффективности работы заказчика, подрядчика, эксплуатирующих организаций, с учетом минимизации транспортных расходов, транспортной логистики, документооборота, а также с учетом распределения и закрепления объектов между инженерами производственного отдела заказчика.
МКУ Горстрой отмечает, что во всех контрактах содержится требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) в объеме 15 процентов от цены контракта (пункт 5.1.18. контрактов), что свидетельствует о соблюдении требований антимонопольного законодательства и предоставлении возможности участвовать в выполнении работ небольшим строительным компаниям. Неисполнение контрактов в установленный срок (за исключением контрактов с ООО «Строй-Инвест» № 0813500000119007557 от 05.08.2019 и № 0813500000119004741 от 05.07.2019, которые были расторгнуты 25.05.2020) обусловлено погодными условиями и обнаружением дополнительных работ, неучтенных в контрактах, выявленныхтолько после вскрытия «пирога» кровли, предусмотреть выполнение которых на стадии проектирования было невозможно.
Заявитель, указывая, что заказчик формирует предмет заказа самостоятельно с учетом требований антимонопольного законодательства, исходя из собственных нужд, настаивает, что вывод УФАС по УР, что объединение в один лот несколько учреждений является ограничением конкуренции, не подкреплен доказательствами, противоречит действующему законодательству, ни в одной норме антимонопольного законодательства не указан запрет включать в один лот несколько объектов, а также объекты, находящиеся в разных районах города, не указано ограничение по цене аукциона.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, антимонопольный орган указывает, что при выполнении работ на разных объектах, не объединенных в единый комплекс сооружений и обладающих отдельными проектными документациями, невозможно сделать вывод о взаимосвязанности технологических процессов на них; выполнение работ на одном объекте не обеспечивает надлежащего качества и функциональности на другом объекте, равно как не является взаимозаменяемым; МКУ г.Ижевска «Горстрой» не представлено доказательств, каким образом выполнение ремонта кровли в одном образовательном учреждении обеспечит удовлетворение потребности в аналогичном ремонте в другом. Ответчик считает, что наличие одного вида работ не означает общего его содержания, не указывает на идентичность проектных документаций как непосредственно проектов зданий; указывает, что в большинстве процедур подано не более одной заявки, что в свою очередь указывает на признаки ограничения конкуренции. Как указывает УФАС по УР, по мнению участников спорного рынка, используемый МКУ Горстрой способ формирования лотов является неисполнимым, то есть формирование лотов таким образом указывает на ограничение конкуренции; препятствием при подобном формировании лотов для участия также будет являться сумма контракта.
Прокуратура Октябрьского района города Ижевска, поддерживая позицию ответчика, ссылается на то, что доказательств наличия функциональной и технологической связи между ремонтируемыми зданиями образовательных учреждений МКУ Горстрой в ходе проверки и рассмотрения дела не представлено; включение в объект закупки ремонтных работ по 5-9 независимым объектам и установление срока выполнения работ, не превышающего 2 месяца с даты заключения контракта, повлекло нарушение сроков исполнения по всем контрактам. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о неисполнимости условий контрактов; доводы МКУ Горстрой о невозможности проведения самостоятельных закупок по каждому объекту ремонта ввиду увеличения нагрузки на сотрудников МКУ Горстрой и ГКУ УР «РЦЗ» несостоятельны, поскольку осуществление закупок в соответствии требованиями действующего законодательства является профессиональной обязанностью МКУ Горстрой, как муниципального заказчика, и ГКУ УР «РЦЗ УР», являющегося уполномоченным учреждением по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Удмуртской Республики.
Оценив представленные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно статье 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе к числу конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион).
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, при этом к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, а проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1).
В соответствии с положениями статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 названной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 названной статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Судом установлено, что МКУ Горстрой в 2019 году проведены следующие 9 закупок, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту кровель в образовательных учреждениях:
1) Электронный аукцион № 0813500000119008740 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и
образовательных учреждениях Устиновского, Октябрьского и Первомайского районов г. Ижевска; библиотеки - филиала им. Н.К. Крупской; МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97 Детский сад «Гармония»; МБДОУ № 235; МБДОУ № 135; МБДОУ № 161. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 546 110,59 руб.
Ремонтные работы на объектах: Библиотека - филиал им. Н.К. Крупской (ул. Автозаводская, 18); МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97» Детский сад «Гармония» (ул. Пушкинская, 140); МБДОУ № 235 (ул. Родниковая, 68а); МБДОУ № 135 (ул. Холмогорова, 10); МБДОУ № 161 (ул. 30 лет Победы, 5) объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 15.10.2019.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119008740 от 09.08.2019 в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона было подано единственное предложение о цене контракта ООО «Строительная компания «Доммастер». По результатам рассмотрения второй части заявки ООО «Строительная компания «Доммастер» принято решение о ее соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
26 августа 2019 года, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119008740 от 09.08.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Строительная компания «Доммастер» заключен муниципальный контракт № 0813500000119008740 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в вышеуказанных дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Устиновского, Октябрьского и Первомайского районов г. Ижевска; библиотеки - филиала им. Н.К. Крупской; МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97 Детский сад « Гармония»; МБДОУ № 235; МБДОУ № 135 ; МБДОУ № 161. Пунктом 3.1 контракта 15.10.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
2) Электронный аукцион № 0813500000119008737 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в образовательных учреждениях Октябрьского и Первомайского районов г. Ижевска МБОУ «СОШ № 5»; МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97» (корпус 2); МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97»; МБОУ «СОШ № 90 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 68»; МБОУ «Гимназия № 83». Начальная (максимальная) цена контракта - 45 999 623,81 руб.
Ремонтные работы на объектах: МБОУ «СОШ № 5»; МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97» (корпус 2); МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97»; МБОУ «СОШ № 90 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 68»; МБОУ «Гимназия № 83» объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 15.10.2019.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0813500000119008737 от 09.08.2019 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка ООО «Спарта», заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и документации об аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ.
23 августа 2019 года, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0813500000119008737 от 09.08.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Спарта» заключен муниципальный контракт № 0813500000119008737 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в образовательных учреждениях Октябрьского и Первомайского районов г. Ижевска МБОУ «СОШ № 5»; МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97» (корпус 2); МБОУ «Международный образовательный комплекс Гармония - школа №97»; МБОУ «СОШ № 90 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 68"; МБОУ «Гимназия № 83». Пунктом 3.1 контракта 15.10.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
3) Электронный аукцион № 0813500000119007701 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБДОУ № 258; МБДОУ № 193; МБДОУ № 223; МАДОУ «Детский сад № 253»; МАДОУ «Детский сад № 269»; МБДОУ №260. Начальная (максимальная) цена контракта - 49 561 706,12 руб.
Ремонтные работы на объектах: МБДОУ № 258; МБДОУ № 193; МБДОУ № 223; МАДОУ «Детский сад № 253»; МАДОУ «Детский сад № 269»; МБДОУ № 260 объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 30.09.2019.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119007701 от 25.07.2019 победителем признано ООО «Спарта», с предложением цены контракта в размере 48 818 280,53 рублей.
13 августа 2019 года, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119008740 от 25.07.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Спарта» заключен муниципальный контракт № 0813500000119007701 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБДОУ № 258; МБДОУ № 193; МБДОУ № 223; МАДОУ "Детский сад № 253м; МАДОУ "Детский сад № 269"; МБДОУ №260. Пунктом 3.1 контракта 30.09.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
4) Электронный аукцион № 0813500000119007557 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях <...> Октябрьского района; МБДОУ № 230 по ул. Коммунаров,321 Октябрьского района; МБДОУ №213 по ул. Оружейника ФИО3,76 Ленинского района; МБДОУ № 281 по ул. Леваневского, 108 Ленинского района; МДБОУ № 194 корпус 2 по ул. Воткинское шоссе,78а Индустриального района; МБДОУ № 5 по ул. Дзержинского, 22а Индустриального района; МБДОУ № 22 по ул. Ракетная, 20 Первомайского района; МБДОУ № 95 по ул. Первомайская, 16 Первомайского района; МБДОУ № 221 по ул. Т.ФИО4, 52 Устиновского района; МБДОУ № 106 по ул. Труда,42 Устиновского района. Начальная (максимальная) цена контракта - 50 908 548,36 руб.
Ремонтные работы на объектах: МБДОУ № 196 по ул. Школьная,56 Октябрьского района; МБДОУ № 230 по ул. Коммунаров,321 Октябрьского района; МБДОУ №213 по ул. Оружейника ФИО3,76 Ленинского района; МБДОУ № 281 по ул. Леваневского, 108 Ленинского района; МДБОУ № 194 корпус 2 по ул. Воткинское шоссе,78а Индустриального района; МБДОУ № 5 по ул. Дзержинского, 22а Индустриального района; МБДОУ № 22 по ул. Ракетная, 20 Первомайского района; МБДОУ № 95 по ул. Первомайская, 16 Первомайского района; МБДОУ № 221 по ул.Т.ФИО4, 52 Устиновского района; МБДОУ № 106 по ул. Труда,42 Устиновского района объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 30.09.2019.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0813500000119007557 от 23.07.2020 по окончании срока подачи заявок подана одна заявка ООО «Строй-Инвест», которая признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об аукционе.
Электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ.
05 августа 2019 года, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0813500000119007557 от 23.07.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Строй-Инвест» заключен муниципальный контракт № 0813500000119008737 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях <...> Октябрьского района ; МБДОУ № 230 по ул. Коммунаров,321 Октябрьского района; МБДОУ №213 по ул. Оружейника ФИО3,76 Ленинского района; МБДОУ № 281 по ул. Леваневского, 108 Ленинского района.; МДБОУ № 194 корпус 2 по ул. Воткинское шоссе,78 а Индустриального района; МБДОУ № 5 по ул. Дзержинского, 22 а Индустриального района; МБДОУ № 22 по ул. Ракетная, 20 Первомайского района; МБДОУ № 95 по ул. Первомайская, 16 Первомайского района; МБДОУ № 221 по ул.Т. ФИО4, 52 Устиновского района; МБДОУ № 106 по ул. Труда,42 Устиновского района. Пунктом 3.1 контракта 30.09.2019 определено, как срок окончания выполнения работ но контракту.
5) Электронный аукцион № 0813500000119004742 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Первомайского района г. Ижевска: МБДОУ № 222; МБДОУ № 291 (корпус №1 и №2 с переходом); МБДОУ № 153; МБДОУ № 24; МБДОУ № 58; МБОУ «СОШ № 59». Начальная (максимальная) цена контракта -43 046 859,82 руб.
Ремонтные работы на объектах: МБДОУ № 222; МБДОУ № 291 (корпус №1 и №2 с переходом); МБДОУ № 153; МБДОУ № 24; МБДОУ № 58; МБОУ «СОШ № 59» объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 31.08.2019.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, № 0813500000119004742 от 17.06.2019 в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона было подано единственное предложение о цене контракта ООО «Радонеж». По результатам рассмотрения второй части заявки ООО «Радонеж» принято решение о ее соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
28 июня 2019 года, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119004742 от 17.06.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Радонеж» заключен муниципальный контракт № 0813500000119004742 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Первомайского района г.Ижевска: МБДОУ № 222; МБДОУ № 291 (корпус №1 и №2 с переходом); МБДОУ № 153;МБДОУ № 24; МБДОУ № 58; МБДОУ СОШ № 59. Пунктом 3.1 контракта 31.08.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
6) Электронный аукцион № 0813500000119005132 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБОУ «СОШ № 34»; МКОУ «Школа № 92»; МБОУ «СОШ № 50»; МБОУ «СОШ № 7»; МБОУ «СОШ №49». Начальная (максимальная) цена контракта - 51 343 539,48 руб.
Ремонтные работы на объектах: МБОУ «СОШ № 34»; МКОУ «Школа № 92»; МБОУ «СОШ № 50»; МБОУ «СОШ № 7»; МБОУ «СОШ №49» объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 31.08.2019.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119005132 от 17.06.2019 в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона было подано единственное предложение о цене контракта ООО «Лидер». По результатам рассмотрения второй части заявки ООО «Лидер» принято решение о ее соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
11 июля 2019 года, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119004742 от 17.06.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Лидер» заключен муниципальный контракт № 0813500000119005132 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в Образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБОУ «СОШ № 34»; МКОУ «Школа № 92»; МБОУ «СОШ № 50»; МБОУ «СОШ № 7»; МБОУ «СОШ №49». Пунктом 3.1 контракта 31.08.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
7) Электронный аукцион № 0813500000119004743 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБДОУ № 18, МБДОУ № 226; МБДОУ №209; МБДОУ № 229; МБДОУ № 51; МБДОУ № 14; МБДОУ №212. Начальная (максимальная) цена контракта - 49 190 712,30 руб.
Ремонтные работы на объектах: МБДОУ № 18, МБДОУ № 226; МБДОУ №209; МБДОУ № 229; МБДОУ № 51; МБДОУ № 14; МБДОУ №212 объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 31.08.2019.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119004743 от 17.06.2019 в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона было подано единственное предложение о цене контракта ООО «Регионстрой 18». По результатам рассмотрения второй части заявки ООО «Регионстрой 18» принято решение о ее соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
03 июля 2019 года, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119004743 от 17.06.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Регионстрой 18» заключен муниципальный контракт •. № 0813500000119004743 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных учреждениях Устиновского района г. Ижевска: МБДОУ № 18, МБДОУ № 226; МБДОУ №209; МБДОУ № 229; МБДОУ № 51; МБДОУ № 14; МБДОУ №212. Пунктом 3.1 контракта 31.08.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
8) Электронный аукцион № 0813500000119004741 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных . и образовательных учреждениях Индустриального района г. Ижевска: МБДОУ №54; МБДОУ № 248 корпус 1; МБДОУ № 180; МБОУ «СОШ № .52 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 72».
Ремонтные работы на объектах: МБДОУ №54; МБДОУ № 248 корпус 1; МБДОУ № 180; МБОУ «СОШ № 52 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 72» объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 31.08.2019.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, № 0813500000119004741 от 17.06.2019 в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона было подано единственное предложение о цене контракта ООО «Строй-Инвест». По результатам рассмотрения второй части заявки ООО «Строй-Инвест» принято решение о ее соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
05 июля 2019 года, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119004741 от 17.06.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Строй-Инвест» заключен муниципальный контракт № 0813500000119004741 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Индустриального района г. Ижевска: МБДОУ №54; МБДОУ № 248 корпус 1; МБДОУ № 180; МБОУ «СОШ № 52 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «СОШ № 72». Пунктом 3.1 контракта 31.08.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
9) Электронный аукцион № 0813500000119004746 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Ленинского района г. Ижевска: МБДОУ № 60; МБДОУ № 219; МБДОУ № 37; МБДОУ № 170; МБОУ «СОШ № 89»; МБОУ «СОШ № 100»; МБОУ «Гимназия № 6 им. Габдуллы Тукая»; МБОУ «СОШ № 85»; МБОУ «СОШ № 60».
Ремонтные работы на объектах: МБДОУ № 60; МБДОУ № 219; МБДОУ № 37; МБДОУ № 170; МБОУ «СОШ № 89»; МБОУ «СОШ № 100»; МБОУ «Гимназия № 6 им. Габдуллы Тукая»; МБОУ «СОШ № 85»; МБОУ «СОШ № 60» объединены в единый объект закупки. Срок выполнения работ согласно проекту контракта: с момента заключения контракта по 31.08.2019.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119004746 от 17.06.2019 в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона было подано единственное предложение о цене контракта ООО «Лидер». По результатам рассмотрения второй части заявки ООО «Лидер» принято решение о ее соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
04 июля 2019 года, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0813500000119004746 от 17.06.2019, между МКУ Горстрой и ООО «Лидер» заключен муниципальный контракт № 0813500000119004746 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях Ленинского района г. Ижевска: МБДОУ № 60; МБДОУ № 219; МБДОУ № 37; МБДОУ № 170; МБОУ «СОШ № 89»; МБОУ «СОШ № 100»; МБОУ «Гимназия № 6 им. Габдуллы Тукая»; МБОУ «СОШ № 85»; МБОУ «СОШ № 60». Пунктом 3.1 контракта 31:08.2019 определено, как срок окончания выполнения работ по контракту.
Кроме того, в ходе антимонопольного расследования ответчиком по результатам фактического исполнения вышеуказанных муниципальных контрактов установлено, что контракты в установленные сроки в полном объеме не исполнены; на дату окончания срока выполнения работ по контрактам работы на части объектов не велись.
В качестве одного из оснований Удмуртскому УФАС России для вынесения оспариваемого решения послужил вывод о включении заказчиком в состав лотов по закупкам независимых друг от друга объектов недвижимости, технологически и функционально не связанных между собой, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, и как следствие привело к нарушению части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
Суд не может согласиться с вышеуказанным выводом на основании следующего.
В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, отмечено, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Порядок либо принципы формирования лотов при определении предмета закупки в отношении капитального ремонта зданий, строений, сооружений действующим законодательством, в том числе Законом о защите конкуренции, не предусмотрены. Прямой запрет на объединение работ по капитальному ремонту нескольких зданий, строений, сооружений в один лот отсутствует. Правомочия собственника по содержанию его имущества, в том числе осуществлению капитального ремонта, в части порядка формирования лотов действующим законодательством также не установлены и не ограничены.
Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
Материалами дела, информацией, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru, подтверждено, что объекты спорных закупок совпадали и представляли собой работы по капитальному ремонту кровель в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях.
Формирование лотов заказчик обосновывает принципом объединения объектов по районам (наименьшей единицы территориального деления в г.Ижевске) либо объектов, расположенных в соседних районах, но в близости друг от друга. Применительно к закупке № 0813500000119008740 МКУ Горстрой поясняет, что территориально МБДОУ № 235, МБДОУ № 135, МБДОУ № 161 находятся близко друг от друга (объекты включены в закупку в связи с несостоявшимся аукционом № 0813500000119004745), библиотека - филиала им. Н.К. Крупской и МБОУ "Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97 Детский сад " Гармония" хотя территориально и не находятся в одном административном районе, но кровли всех объектов, включенных в закупку № 0813500000119008740 аналогичны; к закупке № 0813500000119008737 - МБОУ "Международный образовательный комплекс Гармония - школа № 97" (корпус 2), МБОУ "Международный образовательный комплекс Гармония - школа №97", МБОУ "СОШ № 90 с углубленным изучением отдельных предметов", МБОУ "СОШ № 68 находятся территориально близко друг к другу; МБОУ "СОШ №5, МБОУ "Гимназия № 83" - находятся в одном административном районе (указанный объект был включен в закупку в связи с несостоявшимся аукционом № 0813500000119004745).
Из аукционной документации, размещенной в ЕИС, локальных - сметных расчетов, представленных в материалы дела (т.2 л.д. 52-148, т.3, т.4 л.д. 5-8), следует, что у кровель, являющихся предметом закупок в пределах одного лота однотипные проектные решения и применяемые материалы.
Таким образом, из представленных доказательств усматривается, что при формировании спорных лотов заказчик исходил из территориального принципа (приближённости) объектов, а также схожести и однотипности выполняемых работ, имеющих единый код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 43.91.1. «Работы кровельные», а также используемых материалов и технологий.
С учетом изложенного, лежащая в обосновании объединения лотов технологическая составляющая, вопреки указанию ответчика, обусловлена однотипным технологическим подходом и схожими строительными решениями осуществления капитальных ремонтных работ, связанных с заменой кровли в образовательных учреждениях.
Исходя из изложенного, объединение в один лот однотипных по характеру работ на разных объектах, находящихся друг от друга в территориальной близости, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
В соответствии со ст. 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Следовательно, основной задачей законодательства в указанной сфере, является выявление в результате конкурентных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Вышеупомянутый закон регламентирует порядок проведения закупок, но не регулирует вопросы, связанные с формированием их предмета; порядок формирования предмета закупки заказчиком определяется самостоятельно исходя из своих потребностей и возможностей.
В обоснование объединения подлежащих ремонту зданий в лоты, заказчиком также указывается на то, что образовательные учреждения являются действующими, в связи с чем, необходимо было обеспечить максимальную согласованность производимых работ и минимизировать риски их влияния на учебный процесс.
Принимая во внимание предметы и объекты закупок, характер предусмотренных контрактами капитальных работ, с учетом территориальной приближенности объектов (7 случаев - один муниципальный район, 2 случая - граничащие между собой районы), особенности организации учебного процесса, суд приходит к выводу, что формирование лотов произведено заказчиком, исходя из его потребностей, в целях удовлетворения муниципальных нужд, правомерно и обоснованно.
Доказательства того, что заявленные строительные работы технологически не связаны между собой отсутствуют. Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что технология производства работ и используемые материалы идентичны, требования к участникам закупок по всем объектам одинаковы, затраты на доставку техники и материалов сокращаются, работы могут вестись одновременно и последовательно, в том числе, с привлечением субподрядчиков, а также соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены контракта (пункт 5.1.18. контрактов).
При этом, выполнение одним лицом работ на объектах, расположенных в территориальной близости друг к другу, действительно, как указывает ответчик, не является взаимозаменяемым, однако, позволяет наладить эффективный многоступенчатый и многозадачный организационный процесс проведения ремонта кровли.
Отсутствие у спорных объектов признаков единого имущественного комплекса в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о невозможности объединения их в один лот и не является безусловным нарушением заказчиком норм действующего антимонопольного законодательства.
Кроме того, целесообразными признаются доводы МКУ Горстрой об объединении объектов в один лот с целью оптимизации и увеличения экономической эффективности работы заказчика, подрядчика, эксплуатирующих организаций, с учетом минимизации транспортных расходов, транспортной логистики, документооборота, а также с учетом распределения и закрепления объектов между инженерами производственного отдела заказчика.
Поддерживая вышеуказанную позицию заявителя суд исходит из того, что разбивка на более мелкие лоты является правом, а не обязанностью заказчика, при этом неизбежно приведет к росту затрат бюджетных средств на организацию закупок, их административный контроль и оплату стоимости работ.
Доводы ответчика о недоказанности соблюдения принципов эффективности освоения бюджетных средств и равнодоступности аукционов подлежат отклонению.
Как указано выше, проведение в рассматриваемом случае наименьшего количества процедур наиболее удовлетворяет нужды заказчика с точки зрения организационных вопросов и затрат для проведения процедур, указанное следует из порядка проведения закупок и перечня действий и мероприятий, подлежащих осуществлению при их проведении, и не требует представления дополнительных доказательств. При этом обеспечивается экономия бюджетных средств.
Сама по себе возможность выделить в самостоятельные группы объекты, работы на которых подлежат выполнению не свидетельствует, что заказчиком допущены нарушения Закона № 44-ФЗ и Закона № 135-ФЗ.
Победители по данным торгам были определенны в процессе конкурентных процедур. Доказательства обратного отсутствуют. Вопреки указанию УФАС по УР, согласно протоколов аукционов, размещенных в ЕИС, по большинству закупок было подано по 2 заявки, это закупки: №№ 0813500000119007701, 0813500000119005132, 0813500000119004741, 0813500000119004743, 0813500000119004742; по четырем из девяти аукционам подано по 1 заявке, это аукционы №№ 0813500000119007557, 0813500000119004746, 0813500000119008737, 0813500000119008740.
Кроме того, к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в ст. 8 Закона № 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Основываясь на принципе эффективного использования источников финансирования, с учетом того, что основной задачей законодательства в сфере закупок является выявление в результате конкурентных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, суд отклоняет доводы антимонопольного органа о том, что объединение лотов при проведении спорных закупок способствовало ограничению конкуренции на указанном рынке.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае заказчиком допущено ограничение конкуренции, поскольку выставление на аукцион лотов, состоящих из нескольких объектов, привело к исключению из числа претендентов лиц, не желающих или не имеющих возможности осуществить ремонтные работы по замене кровли всех объектах, объединенных в сводный лот, например, в силу отсутствия необходимых денежных средств, ответчиком не представлено.
При этом недостаточность финансовых средств у претендентов на участие в аукционе или их нежелание осуществить ремонтные работы кровли всех объектов, объединенных в сводный лот, само по себе не может служить основанием для признания торгов противоречащими требованиям Закона о защите конкуренции.
УФАС по УР не представлено доказательств, что объединение в один лот нескольких объектов способствовало обеспечению победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту. Не зарегистрировано обращений об ограничении конкуренции от участников/потенциальных участников аукционов. Заявки каких-либо участников, соответствующих требованиям аукционной документации, отклонены не были.
Из представленных в материалах дела, полученных УФАС по УР в ответ на запрос писем от пяти субъектов - участников спорного рынка: ООО «ЭДИС», ООО «Ижевская строительная компания», ООО СК «Стривер», ООО «ГАРАНТ», ООО «Контроль-Н» судом установлено, что ни одна из вышеуказанных организаций, направивших свои письма в ответ на запрос УФАС по УР №ЕК01-17-06/911э от 07.02.2020 не сообщила, что для нее препятствием для участия в закупках №№ 0813500000119004746, 0813500000119004741, 0813500000119004743, 0813500000119005132, 0813500000119004742, 0813500000119007557, 0813500000119007701, 0813500000119008737, 0813500000119008740 было объединение в 1 лот несколько объектов или, что данные объекты находятся в разных районах г. Ижевска.
Напротив, ООО «ЭДИС» в письме исх. № 9 от 12.02.2020 указывает, что спорные закупки не рассматривались в связи с высокой загруженностью организации на других объектах, у компании отсутствует техническая и финансовая возможность для участия в закупках по ремонту кровель.
В письме ООО «Контроль-Н» исх. № 49 от 11.02.2020 общество отмечает, что техническая и финансовая возможность участия у общества имелась. Причинами неучастия в спорных закупках является отсутствие интереса к закупкам подобного рода до ноября 2019 года.
ООО «ГАРАНТ» в письме исх. № 32 от 21.02.2020 указало, что наличие возможностей участия в закупках на право заключения контрактов/договоров капитального ремонта кровель на территории УР и г. Ижевска по спорным закупкам имелось, однако общество не принимало участие в аукционах в связи с большим объемом выполняемых работ на других объектах, в данных закупках не планировали участие.
В письме ООО «Ижевская строительная компания» исх. № 081 от 11.02.2020 отражено, что общество имело возможность для участия в закупках, причинами неучастия в закупках на право заключения контрактов/договоров капитального ремонта кровель на территории УР и г. Ижевска является ненадлежащее исполнение обязательств по оплате заказчиком работ МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» по договорам с подрядчиками, а также нерентабельный характер работ ввиду низких расценок, указанных в закупочной документации.
ООО СК «Стривер» в письме исх. № 16 от 11.02.2020 указало, что у организации была техническая и финансовая возможность участия в закупках на право заключения контрактов/договоров на выполнение работ по капитальному ремонту кровель по спорным закупкам; основной причиной неучастия в данных закупках явилось несоответствие их организации требованию к участникам электронного аукциона, установленного в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Также ООО СК «Стривер», ООО «Ижевская строительная компания» и ООО «Эдис» указали, что в качестве барьера для участия в спорных закупках является начальная максимальная цена лотов, ограничивающая участие для подрядчиков, состоящих в ассоциации строителей 1 уровня ответственности в обеспечение договорных обязательств с предельным размером обязательств по таким договорам в течение года в размере, не превышающем 60 000 000 руб.
Однако указанные доводы не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
Частью 1 пункта 12 статьи 55.16 ГрК РФ действительно предусмотрено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Вместе с тем, частями 2-6 указанного пункта ст. 55.16 ГрК РФ предусмотрена возможность внесения разных минимальных размеров взносов в компенсационные фонды возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Также частью 6 ст. 55.16 ГрК РФ предусмотрена обязанность лиц, указанных в частях 7 - 9 настоящей статьи, при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, в срок не более чем три месяца, - внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, установление начального минимального размера конкурентной процедуры, близкого либо превышающего первый уровень ответственности члена СРО, не свидетельствует об ограничении конкуренции и прав таких участников.
Исходя из общих принципов и начал гражданского законодательства, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, вопрос о размере минимального взноса в компенсационный фонд возмещения вреда и, следовательно, уровня ответственности, разрешается членом СРО самостоятельно, с учетом его предпринимательских возможностей и оценки собственных рисков.
В связи с чем, наличие у члена саморегулируемой организации намерения осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей, что соответствует первому уровню ответственности члена СРО, является также добровольным выбором последнего и не свидетельствует об ограничении его возможностей участия в закупках, предполагающих выполнение работ большей стоимостью.
При наличии желания участвовать в подобного рода закупке, с учетом ее предмета, а также социально-ориентированного характера, направленного на удовлетворение муниципальных нужд, претендент на такое участие имеет возможность повышения своего уровня ответственности в целях соответствия требованиям аукционной документации.
Пунктом 1 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).
С учетом изложенного, согласование сроков выполнения работ происходит в рамках гражданских правоотношений и согласуется сторонами в двусторонне-подписанном контракте. Доводы ответчика об установлении сроков осуществление капитальных работ, в рамках которых невозможно их исполнение, подлежат отклонению.
При вышеуказанных обстоятельствах суд признает, что объединение спорных объектов недвижимости в один лот не привело к нарушению законных прав и интересов муниципального образования "город Ижевск" и не является нарушением действующего антимонопольного законодательства.
Таким образом, учитывая, что основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является определение поставщика (подрядчика, исполнителя), исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге с соблюдением положений данного закона, заказчиком при формировании аукционной документации по спорным закупкам не допущено нарушений положений части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При вышеуказанных обстоятельствах, оцененных в совокупности, решение от 22.07.2020 по делу № 018/01/17-947/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в отношении муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба городского строительства» и выданное на его основании предписание от 22.07.2020 № 018/01/17-947/2019 признаются незаконными.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Признать незаконными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в отношении муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба городского строительства» решение от 22.07.2020 по делу № 018/01/17-947/2019 и предписание от 22.07.2020 № 018/01/17-947/2019.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В.Иютина