ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-9057/11 от 21.10.2011 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ижевск Дело № А71-9057/2011

26 октября 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2011г.

Полный текст решения изготовлен 26 октября 2011г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Г.П.Буториной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», с. Завьялово к

Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевска

о признании незаконным предписание от 16.05.2011 №1/1/1-6

в присутствии представителей:

от заявителя:  ФИО1 директор, ФИО2 по доверенности от 16.08.2011;

от административного органа: ФИО3 по доверенности от 17.01.2011;

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», с. Завьялово (далее МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике г.Ижевска (административный орган) об устранении нарушений требований в области гражданской обороны от 16.05.2011 №1/1/1-6.

Оспариваемым предписанием заявителю предложено в срок до 22 июля 2011г. устранить нарушения ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», Приказа МЧС России от 27.05.2003 №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», п.10 Приказа МЧС России от 23.12.2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», п. 2 Приказа МЧС России «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» от 21.12.2005 №993, п. 1.3, 1.8.4, 4.1.3, 4.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», п. 10 Постановления Правительства РФ «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.1999 №1309, Постановления Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» от 10.11.1996 №1340, п. 3.6 СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мировое время».

В обоснование заявленных требований МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» указало, что возложение обязанностей по выполнению особых мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям незаконно и не обоснованно. По мнению заявителя, МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» не является потенциально опасным объектом и объектом жизнеобеспечения населения. Село Завьялово не относиться к группам по гражданской обороне, следовательно, население не подлежит обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время. К чрезвычайным ситуациям локального характера, на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О квалификации чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера», относятся такие чрезвычайные ситуации, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходят за пределы территории объекта. На территории с. Завьялово нет объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также нет сведений о том, что территория с. Завьялово находится в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), химического загрязнения (заражения), биологического загрязнения (заражения). Следовательно, требование об обеспечении средствами индивидуальной защиты нештатные и аварийно-спасательные формирования и рабочий персонал школ, указанные в оспариваемом предписании не имеют законных оснований.

Использование и содержание средств индивидуальной защиты регламентируется «Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 №285. В соответствии с п. 1.2 исполнение требований, указанных в Правилах обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля в интересах гражданской обороны.

Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике требования заявителя не признало, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование своих возражений указал, что предписание является законным и обоснованным. МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» входит в перечень учреждений Завьяловского района, где имеется защитное сооружение гражданской обороны, которое является объектом гражданской обороны. Приказами МСЧ России №583 от 15.12.2002, №575 от 21.07.2005 определены требования по проведению защитных сооружений гражданской обороны, в том числе: обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, коллективными аптечками. Планом гражданской обороны МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» определяется хранение и выдача средств индивидуальной защиты. В соответствии со ст. 5 Устава МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» директор школы руководит работой учреждения, в том числе назначает ответственных лиц за выполнением мероприятий по гражданской обороне.

По материалам дела и объяснениям участвующих в деле лиц суд установил следующее.

16 мая 2011 инспектором Отделом государственного пожарного надзора Завьяловского района на основании распоряжения №1 от 12.04.2011 проведена плановая проверка по соблюдению обязательных требований гражданской обороны в отношении МУП «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», расположенного по адресу: УР, <...>.

В ходе мероприятий по контролю установлены нарушения ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», Приказа МЧС России от 27.05.2003 №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», п. 10 Приказа МЧС России от 23.12.2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», п. 2 Приказа МЧС России «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» от 21.12.2005 №993, п. 1.3, 1.8.4, 4.1.3, 4.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», п. 10 Постановления Правительства РФ «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.1999 №1309, Постановления Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» от 10.11.1996 №1340, п. 3.6 СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мировое время», а именно:

1. Не организована замена фильтров - поглатителей и не проведена комплексная проверка защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.6 СНиП 3.01.09-84, п. 4.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

2. Не организовано приведение защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с требованиями ИТМ ГО для укрытия (п. 10 Постановления Правительства РФ «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.1999 №1309, п. 1.3.1, 1.8, 4.1.3 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

3. Не организовано обеспечение средствами индивидуальной защиты нештатные аварийно – спасательные формирования и рабочий персонал школ (ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 10 Приказа МЧС России от 23.12.2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», п. 2 Приказа МЧС России «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» от 21.12.2005 №993);

4. Отсутствуют приборы радиационной и химической разведки для ПРХН (обеспечения НАСФ) (ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 10 Приказа МЧС России от 23.12.2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»);

5. Не организованно хранение СИЗ, приборов РХР и другого имущества ГО в соответствии с требованиями руководящих документов (Приказа МЧС России от 27.05.2003 №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля»);

6. Не созданы резервы материальных средств и финансовых ресурсов (продовольственных, медицинских и иных средств) для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» от 10.11.1996 №1340).

По результатам проверки составлен акт проверки от 16.05.2011 №1 и МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» административным органом выдано предписание №1/1/16 от 16 мая 2011 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны.

Указанным предписанием заявителю предложено в срок до 22 июля 2011г. устранить нарушения ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», Приказа МЧС России от 27.05.2003 №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», п. 10 Приказа МЧС России от 23.12.2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», п. 2 Приказа МЧС России «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» от 21.12.2005 №993, п. 1.3, 1.8.4, 4.1.3, 4.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», п. 10 Постановления Правительства РФ «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.1999 №1309, Постановления Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» от 10.11.1996 №1340, п. 3.6 СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мировое время».

Считая, что предписание №1/1/1-6 от 16.08.2011, вынесенное Главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя, МОУ «Звавьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителем заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Федеральным законом N294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Частью 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Названным Федеральным законом устанавливаются, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (статья 2).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон «О защите прав юридических лиц») результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Закон «О защите прав юридических лиц» требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе, относится нарушение положений установленных ч.12 ст.9 указанного закона (в части срока уведомления о проведении проверки).

Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями административного органа, данными в ходе судебного заседания, в нарушение требований, установленных ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, распоряжение №1 от 12.04.2011 о проведении в отношении МОУ «Завьяловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» плановой проверки, административным органом, в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением не направлялось, лично под роспись представителю не вручалось.

Доказательства обратного в материалы дела не представлены (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Допущенные административным органом при проведении проверки нарушения в соответствии с п.1 ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ оцениваются судом, как грубые, соответственно, результаты такой проверки не являются доказательствами допущенных МОУ «Завьяловская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» нарушений требований нормативных актов в области гражданской обороны.

На основании вышеизложенного, предписание от 16.05.2011 №1/1/1-6, выданное Главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевска не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, и признается судом незаконным и необоснованным. Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения и согласно ст. 110 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. Признать незаконным предписание Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевска №1/1/1-6 от 16.05.2011, вынесенного в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», с. Завьялово, как несоответствующее Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ от 26.12.2008.

2. Взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевска в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Г.П.Буторина