ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-9195/13 от 05.11.2013 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-9195/2013

05 ноября 2013 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.А.Бушуевой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Горьковской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», г.Ижевск об оспаривании постановления Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, г.Ижевск,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Горьковской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 05.08.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из представленных по делу доказательств следует, что 08 июля 2013 года заместителем Удмуртского транспортного прокурора на основании письма руководителя ГКУ УР «Камбарское лесничество» от 23.05.2013 № 97 в отношении ОАО «Российские железные дороги» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились следующие обстоятельства.

При осмотре полосы отвода по состоянию на 23 мая 2013 года участки полосы отвода железной дороги на участке пути Кама – Камбарка, примыкающие к лесным массивам кв. 360 выд. 1, 2, 3, 4 Камбарского лесничества 1173-1174 км, расположенным в Камбарском районе Удмуртской Республики, не были очищены от порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на указанных участках пути не отделены от опушки леса противопожарной минерализованной полосой.

Прокурором установлено, что ОАО «РЖД» допущено нарушение требований правил пожарной безопасности, а именно: п.27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства России от 30.06.2007 № 417, также п.п. «г», «д» п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства России от 12.10.2006 № 611.

В соответствии со ст.ст.23, 24 КоАП РФ заместителем Удмуртского транспортного прокурора направлено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности.

05 августа 2013 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики вынесено постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования обществом указано, что проверка сотрудниками территориального лесничества соблюдения требований пожарной безопасности в полосе отвода железных дорог проведена с превышением полномочий, поскольку данную проверку должны проводить органы государственного пожарного надзора; административным органом неверно квалифицировано совершенное обществом правоотношение по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, поскольку подразделения железнодорожного транспорта осуществляют деятельность в полосе отвода железных дорог, совершенное обществом правонарушение следует квалифицировать по ст. 11.16 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Административный орган в обоснование возражений указал, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности в полосе отвода железных дорог проведена сотрудниками ГКУ УР «Камбарское лесничество» на законных основаниях. Факт совершения обществом административного правонарушения в виде нарушения правил пожарной безопасности в лесах, ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности).

Названные Правила утверждены в соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 27 Правил пожарной безопасности предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, в соответствии с которыми полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства России от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров (подпункты «г» и «д»).

Как следует из представленных материалов, ОАО «РЖД» в нарушение пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, подпунктов «г», «д» п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог не проведена очистка от порубочных остатков и других горючих материалов полосы отвода железной дороги, а также не проведено отделение границы полосы отвода от опушки леса противопожарной минерализованной полосой.

Указанные нарушения подтверждаются постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 08.07.2013, письмом руководителя ГКУ УР «Камбарское лесничество» от 23.05.2012 № 97, фотоснимками и заявителем не оспариваются, в связи с чем, административным органом правомерно сделан вывод о невыполнении обществом требований Правил пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения правил пожарной безопасности. Также не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.

Таким образом, наличие состава вменяемого заявителю административного правонарушения, материалами дела подтверждается.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности при рассмотрении дела не установлено. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя заявителя при наличии доказательств извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела.

Постановление принято ответчиком в пределах его полномочий, предусмотренных ст.23.24.1 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено.

Вместе с тем, административным органом не доказана правомерность определения размера штрафной санкции.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Оспариваемое постановление не содержит мотивированного обоснования применения штрафа в размере, выше минимального. В указанной части постановление административного органа не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, согласно которой в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу. В постановлении указано, что ни смягчающих, ни отягчающих ответственность заявителя обстоятельств не установлено. Поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение, то имеется наличие такого смягчающего ответственность заявителя обстоятельства, как совершение правонарушения впервые.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оснований для назначения заявителю наказания в виде штрафа в размере, превышающем минимальный, не имеется.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Таким образом, оспариваемое постановление следует признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив заявителю наказание в виде административного штрафа в сумме 30000руб.

Доводы заявителя отклоняются.

Так, отклоняется довод заявителя об отсутствии полномочий сотрудников Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Камбарское лесничество» на проведение проверки по соблюдению требований пожарной безопасности в полосе отвода железных дорог.

Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 № 595, пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Пунктом 1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Удмуртской
 Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2011 № 480, определено, что Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику в области лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда и федерального государственного пожарного надзора в лесах, осуществляющим управление государственным имуществом в сфере лесного хозяйства на территории Удмуртской Республики.

Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики и подведомственные ему государственные казенные учреждения в пределах предоставленных полномочий осуществляют федеральный государственный лесной надзор на землях лесного фонда, в том числе пожарный надзор в лесах.

Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики «Камбарское лесничество» является органом, подведомственным Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики.

Из текста п.27 Правил пожарной безопасности в лесах следует, что данной нормой предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, в соответствии с которыми полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Таким образом, ненадлежащее содержание полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесам является нарушением Правил пожарной безопасности в лесах.

Следовательно, лесничеством в соответствии с предоставленными полномочиями правомерно проведена проверка территории лесного фонда на предмет выявления нарушения правил пожарной безопасности, в результате которой обнаружены нарушения Правил пожарной безопасности, касающиеся полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам.

Также отклоняется судом довод заявителя об отсутствии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, со ссылкой на то, что подразделения железнодорожного транспорта, осуществляющие свою деятельность в полосе отвода железных дорог не могут нарушать требования пожарной безопасности в лесах, поэтому действия общества следует квалифицировать по ст. 11.16 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Ненадлежащее содержание полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесам является нарушением Правил пожарной безопасности в лесах (п.27), в связи с чем административным органом совершенное заявителем правонарушение обоснованно квалифицировано по ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и изменить постановление Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики о назначении административного наказания от 05.08.2013 в части назначения наказания, назначив Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г.Москва, ОГРН 1037739877295, административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Бушуева Е.А.