ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-9424/07 от 29.11.2007 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  426057 г. Ижевск, ул. Свободы, 139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-9424/2007

А5

03 декабря 2007г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2007г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи В.Н.Симонова

при ведении судьей протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г .Ижевск

к Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ритуал», г.Ижевск

о привлечении к административной ответственности

с участием представителей

заявителя: Рейх В.А. – старший инспектор по доверенности от 01.03.2007г. №135.

лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 – по доверенности от 28.11.2007г. №660, ФИО2 – по доверенности от 28.11.2007г. №661.

Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ритуал» (далее МУП«Ритуал») к административной ответственности по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявитель поддержал заявленные требования. Ответчик требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву на заявление.

В судебном заседании 28 ноября 2007г. объявлялся перерыв до 29 ноября 2007г., после чего судебное заседание было продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, арбитражный суд

установил:

МУП«Ритуал» имеет лицензию № АСС-18-003993 на право осуществления пассажирских перевозок (перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек). Действие лицензии продлено с 05.02.2004г. по 06.02.2009г.

В собственности МУП «Ритуал» имеются автобусы специальные ПАЗ-32053Р, ПАЗ-32053, ПАЗ -3205, КАВЗ-3976 и др. всего в количестве 13 единиц. На указанные транспортные средства выданы лицензионные карточки, о чем имеется соответствующая отметка в лицензии № АСС-18-003993. Все автобусы вместимостью более 8 пассажиров. Предприятие оказывает ритуальные услуги, которые включают перевозку пассажиров (лиц, сопровождающих тело покойного) к месту захоронения.

07 ноября 2007г. Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление государственного автодорожного надзора по УР) проведена проверка МУП «Ритуал» по адресу: <...> по соблюдению условий лицензирования пассажирских перевозок.

В результате проверки выявлены нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно несоблюдение подпунктов б), в) лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров установленных пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом …», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637.

Так, предприятием нарушается режим труда и отдыха водителей. Водитель автобуса ФИО3 29 и 30 октября 2007 года работал более 10 часов (см. путевые листы М, № 004011, 004016). Водитель автобуса ФИО4 6 ноября 2007 года работал более 10 часов (см. путевой лист № 004068). Согласно путевому листу от 6 ноября 2007 года № 004071 продолжительность смены водителя автобуса ФИО5 составила 24 часа. Тем самым, в нарушение Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобиля, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08 04г. № 15–ту, превышена продолжительность ежедневной работы (смены), ограниченной 7-8 часами.

Также предприятием не организовано регулярное проведение предрейсового медицинского осмотра водителей. Водитель ФИО3 в октябре 2007 года ни разу не прошел предрейсовый медицинский осмотр. Другие водители проходят предрейсовый медицинский осмотр не регулярно, что подтверждается путевыми листами №004011 от 29.10.2007г., №046016 от 20.10.2007г., №004068 от 06.11.2007г. В указанных путевых листах отсутствует отметка работников органов здравоохранения о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей.

Тем самым, не соблюдаются требования ст. 20, ст. 23 Федерального закона от 10.12.95г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 3.3.3 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.95 г. № 27.

По результатам проверки составлены акт проверки №702155 от 09.11.2007г., протокол №008229 от 09.11.2007г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Управление государственного автодорожного надзора по УР обратилось в суд с требованием о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

МУП «Ритуал», в обоснование возражений по заявлению приведены следующие доводы. Предприятие оказывает ритуальные услуги, которые включают транспортные услуги, перевозки пассажиров не осуществляет, тем самым не занимается лицензируемой деятельностью в области перевозок и, соответственно, не является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. По договору от 20 апреля 2007г. № 31 предприятие перевозило спецконтингент (осужденных) для выполнения работ по заданию МУП «Ритуал», то есть для собственных нужд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ с объективной стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В качестве такого условия может быть предусмотрено соблюдение лицензиатом норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона о лицензировании одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Согласно ст. 4 Закона о лицензировании к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1005г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 3 названного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.п. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон о лицензировании), деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с последующими изменениями) утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации. Как следует из указанного Постановления Правительства РФ Правила дорожного движения утверждены в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения. Следовательно, содержащиеся в этих Правилах понятия могут быть использованы применительно к условиям лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом,

В п. 1.2 Правил дорожного движения дано понятие «пассажир», под которым понимается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Таким образом, лица, сопровождающие умершего на похоронах на автомобильном транспорте МУП «Ритуал» (данная услуга оплачена заказчиком как часть ритуальных услуг), являются пассажирами. Следовательно, Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" распространяется на услуги по перевозке, осуществляемые МУП г. Ижевска «Ритуал» на основании лицензии № АСС-18-003993.

Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Перечень лицензионных требований деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом определен следующими нормативными актами: Федеральным законом от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положением «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, Положением «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. № 27, Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей», утвержденным Приказам Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. №647.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, в том числе организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно статье 23 этого же Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В соответствии с пунктами 3.3.3 Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены обязанности по организации проведения предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Проверкой установлено, что в МУП г. Ижевска «Ритуал» не всегда проводится с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые (межрейсовые, послерейсовые) медицинские осмотры водителей транспортных средств в порядке, определяемом законодательными и нормативно-правовыми актами.

В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно разделу 2 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004г. № 15, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

При перевозке пассажиров предприятие не обеспечивало соблюдение режима труда и отдыха водителей в соответствии с законодательством РФ

Тем самым, МУП «Ритуал» совершено административное правонарушение, подпадающее под признаки части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доводы предприятия об отсутствии административного правонарушения судом отклоняются, исходя из следующего. Тот факт, что ответчик имеет автотранспортные средства вместимостью более 8 человек, подтверждается паспортами транспортного средства. Ответчиком данный факт не опровергается. То, что в июне 2007г. все автобусы переоборудованы в катафалки, не имеет существенного значения для квалификации административного правонарушения, поскольку ни вместимость (более 8 пассажиров), ни назначение автотранспортного средства не изменились, выданная предприятию лицензия № АСС-18-003993 на право осуществления пассажирских перевозок, не отменена, действует по настоящее время.

В соответствии с п.2 ст.2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина МУП г. Ижевска «Ритуал»в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ судом установлена и полностью подтверждается материалами дела. С учетом характера совершенного правонарушения предприятию назначается административный штраф в размере 300 минимальных размеров оплаты труда в сумме 30 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 29.1- 29.13. Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд УР

Р Е Ш И Л:

1. Привлечь муниципальное унитарное предприятие города Ижевска «Ритуал», зарегистрированное по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер №1021801436238 в ЕГРЮЛ к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

2. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней, начиная с даты вступления решения в законную силу на расчетный счет № <***>, ГРКЦ НБ Удмуртской Республики г. Ижевск, БИК 049401001, КБК 10611690040040000140, получатель: УФК по Удмуртской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по УР), ИНН/КПП <***>/183101001, код ОКАТО 94401000000.

3. При неисполнении решения добровольно направить решение в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».

Судья В.Н.Симонов